Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ассимиляция в области согласных

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подавляющее большинство ассимиляций в современном русском языке регрессивные и контактные; чаще всего встречаются ассимиляции по голосу (либо по глухости, либо по звонкости), неполные. Ассимиляцию по глухости не следует путать с оглушением — это два принципиально разных явления, а ассимиляцию по звонкости нельзя называть озвончением: такого явления в русском языке вообще не существует. Иногда… Читать ещё >

Ассимиляция в области согласных (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ассимиляция (лат. assimilatio — ‘уподобление') означает уподобление в речевом потоке звуков одного типа друг другу. Поскольку в русском литературном языке, по крайней мере в полном стиле произношения, ассимиляция возможна только в области согласных, речь пойдет исключительно о влиянии (или, как его более точно называют, ассимилятивном воздействии) согласных на согласные. В описании ассимиляций существенными будут следующие параметры:

  • 1) признак (один или несколько), по которому происходит ассимиляция. У согласных это: а) место образования; б) способ образования; в) глухость или звонкость; г) твердость или мягкость;
  • 2) количество звуков, участвующих в ассимиляции. Для ассимиляции необходимо как минимум два звука: один уподобляет (является источником ассимилятивного воздействия), другой уподобляется (подвергается ассимилятивному воздействию). В ассимиляции может быть задействовано и большее количество звуков, поскольку ассимилятивное воздействие может передаваться от звука к звуку по цепочке;
  • 3) направление ассимилятивного воздействия. Оно может быть направлено назад, от последующего звука к предыдущему, — такая ассимиляция называется регрессивной; а может быть направлено вперед, от предыдущего звука к последующему, — это прогрессивная ассимиляция;
  • 4) расположение звуков, участвующих в ассимиляции, относительно друг друга. Если между звуками, участвующими в ассимиляции, нет таких звуков, которые в ней не участвуют, то это контактная ассимиляция; если между этими звуками оказывается не участвующий в ассимиляции звук, то она называется дистантной;
  • 5) полнота ассимиляции. Если в результате ассимиляции два звука полностью уподобились друг другу (т.е. стали абсолютно одинаковыми), то такая ассимиляция называется полной; если какими-либо признаками звуки отличаются друг от друга, то это неполная ассимиляция.

Подавляющее большинство ассимиляций в современном русском языке регрессивные и контактные; чаще всего встречаются ассимиляции по голосу (либо по глухости, либо по звонкости), неполные. Ассимиляцию по глухости не следует путать с оглушением — это два принципиально разных явления, а ассимиляцию по звонкости нельзя называть озвончением: такого явления в русском языке вообще не существует. Иногда ассимиляцию по мягкости называют смягчением, однако и этот термин не очень удачен. Кроме того, нужно иметь в виду, что ассимиляции происходят не только внутри одного слова, но и на стыке двух слов, если между ними нет паузы.

Рассмотрим все возможные типы ассимиляции, начиная с самых распространенных.

  • 1. Ассимиляции, но голосу (контактные, бывают только регрессивными):
    • а) но звонкости — этой ассимиляции подвергаются все без исключения шумные глухие, находящиеся перед всеми шумными звонкими, кроме [в] и [в'] (последние в данном случае ведут себя подобно сонорным). Например:

молотьба (от молотить [мъла^'ит']) [мълаъд'ба] — шумный глухой [т'| изменился в шумный звонкий [д'] под влиянием последующего шумного звонкого [б]; от головыъд гьлаъвы]; нос дедушки [поз д’ёдушк’и];

В результате ассимиляции по звонкости возможно появление таких редких звуков, как:

[ж'] — вещдок [в'еж'док], борщ бабушки [ббрж'бабушк'и];

М бухгалтер [буугалт'ьр], смех Бори [см еу ббр’и], бог знает [ббу знаиьт];

[дз] — спецборт [спедзборт], блицгонка [бл'идзгопкъ], конец года [каън едз гбдъ];

[д*ж'] — алчбаълд*ж'ба], циркач Гоша [цыркад'ж' гошъ];

б) по глухости — этой ассимиляции подвергаются все без исключения шумные звонкие, находящиеся перед всеми шумными глухими. Например:

глазки (от глаза [глаъза|) [гласк'и] — шумный звонкий [з] изменился в шумный глухой [с] под влиянием последующего шумного глухого [к']; из фанеры [нс фаън’ёры]; рог серны [рок с’ёрны].

Ассимилятивное воздействие по глухости может оказывать и оглушенный на конце слова шумный звонкий; возможно также участие более двух звуков в ассимиляциях по голосу:

хоругвь [хаърукф'] — шумный звонкий [в'] на конце слова оглушен и уже в качестве шумного глухого [ф'] оказывает ассимилятивное воздействие на шумный звонкий [г], который становится шумным глухим [к]; нетрезв |н'иетр’ёсф|; смарагд [смаъракт]; без всего [б'ьс фсЧГво]; треск деревьев [тр'ёзг д’иер ев’иьф].

Из этого следует общее правило: в русском языке возможны непрерывные последовательности только шумных звонких (кроме сочетаний шумных глухих с последующими |в| или [в'|) или шумных глухих.

2. Ассимиляции, но мягкости (контактные, бывают только регрессивными). В отличие от ассимиляций по голосу, в современном русском языке ассимиляции по мягкости встречаются нерегулярно (в определенном кругу позиций, обусловленных местом образования участвующих в них согласных). В некоторых случаях они факультативны, поэтому подробнее данный вопрос рассмотрен в главе «Орфоэпия» (разд. 2.4.1). Приведем примеры лишь тех случаев, где ассимиляция по мягкости обязательна:

с севера [с' с’ёв’ьра] — твердый [с] становится мягким [с'] под воздействием последующего мягкого [с'] (в результате ассимиляция оказывается полной; в транскрипции возможна, но менее желательна и такая запись: [с'ев'ьра]); без зимы [б'ьз' з’имы]; стирал [с'т'ирал]; сделать [з'д'ёлът'] (здесь имеет место также ассимиляция по звонкости); винтик [в'йн'т'ик]; заиндеветь [заъйн’д’ьв’ьт']; военщина [ва^ен'щ'инъ]; истончить [истаън*ч*йт']; длиннее [д*л'л'ин*н*ёиъ]; капризнее [каъпр*йз*н*ьиъ].

В любом случае при обнаружении ассимиляции по мягкости необходимо опираться на произношение, а не на орфографический облик транскрибируемых слов.

  • 3. Ассимиляции по месту образования (контактные, бывают только регрессивными) возможны в незначительном количестве позиций, при этом изменение места происходит всегда от более переднего к более заднему:
  • 1) щелевой зубной перед щелевым передненебным или передненебной аффрикатой становится передненебным:

| сш], [зш | —" [ шш | — сшить | шшыт'], без шума [ б’иеш шумъ], глаз Шуры [ глаш шуры |, голос Шуры [голъш шуры];

[зж], [сж] —> [жж] — безжалостный [бЧг жжалъсныи], глаз Жоры [глаж жбры], голос Жоры [голъж жбры], сжимал |жжымал];

[сч'], [cV], [зчф [з'ч ] -> [mV]; [сш*], [с'ш'], [зш']> [з'ш'] -> [ш'ш'] (только на стыке слов; сопровождается ассимиляцией по мягкости и по глухости) — голос чудесный [голый* ч’д’ёсныи], весь чёрный [в'еш* ч*брныи], глаз чёрный [глаш* ч’брныи], грязь чёрная [гр'аш* ч’брнъиъ]; волос щётки [волъш* нГбтк’и], весь щуплый [в'еш' ш’уплыи], глаз щуки [глаш* ш уки], слизь щелочная [сл йш* ш ьлаъч’наиь];

2) зубная аффриката перед щелевым передненебным становится передненебной (только на стыке слов), а если щелевой твердый, то образуются такие редкие звуки, как:

[ч] ([цш] -> [чш]) — улиц шумных [ул'ич шумных], отец Шурыът’ёч шуры];

[дж] ([цж] —> [джж]) — улиц жарких [ул'идж жарк’их], отец Жорыът’ёдж жбры]; [цш ] -> [ч'ш'] — отец щёголя [аът'ёч' щ’бгъл’ъ];

3) губно-губной носовой перед губно-зубным щелевым становится губно-зубным, и образуются такие редкие звуки, как:

[м], [м'] ([мф] -> [мф], [мв] -> [мв], [мф*] -> [м'ф'1, [mb'] -> [м'в']; может сопровождаться ассимиляцией по мягкости) — амфора [амфьръ], амвонъмвбн], амфитеатръм*ф*ит'исатр], съем веник [c'jeM* в’сн’ик];

4) переднеязычный зубной носовой перед заднеязычными взрывными

становится заднеязычным (факультативно, в основном в заимствованных словах), и образуются такие редкие звуки, как:

[ц], [н'1 ([нк] -> [цк], [нг] -> [цг], [н'к] [ц'к], [н'к'] -> [ц'к'], [н'г] -> [ц'г], [hV] ->

[ц'г']) — банк [банк], гота [гоцгъ], встань-ка [фстац'къ], очень кислый [оч'ыУ к’йслыи], очень горький [бч'ьц' гор’к’ии], выпь Гену [выц' г’ёну].

4. Ассимиляции по способу образования (контактные, регрессивные)

происходят только со смычными взрывными (ртовыми), которые под воздействием последующих щелевых или носовых становятся или аффрикатами, или фаукальными взрывными:

а) переднеязычные зубные взрывные перед щелевыми

боковыми изменяются в боковые аффрикаты (может сопровождаться ассимиляцией по мягкости):

[дл] ([дл] -> [длл]) — длань [дллан'], седло [с'ие длло];

[тл] ([тл] -> [тлл ]) — метла [м'ие тлла], светло [св'ие тллб];

[д*л'] ([дл'] -> [д*л'л']) — для [дОУл'а] или [д'л'л'ъ] (всегда безударно), длина [д*л'л'ина];

[Ул'] ([т'л'], [тл'] -" [Ул'л']) — тля [Ул'л'а], на метле [нъ м’и^Ул'л'ё], вряд ли [вр'аУл*.

.х л’и], есть ли Цес’Ул* л’и];

срединными переднеязычными изменяются в срединные зубные или передненебные аффрикаты (может сопровождаться ассимиляцией по мягкости, звонкости или глухости и месту образования), причем возможно образование следующих редких звуков:

[дз] ([дз], [тз] —> [дзз]) — дед Зои [д'ёдз зон], брат Зои [брадз зои];

[д*з'] ([дз'], [тз'], [д'з'], [Уз'] -> [д^з'з']) — дед Зины [д ед*з' з’йны], брат Зины [брад*з' з’йны], грудь Зины [груд*з' з’йны], зять Зины [з'ад*з' з’йны];

[дж] ([дж], [тж] -> [джж]) — дед Жоры [д'ёдж жбры], брат Жоры [брадж жбры]; [д*ж'] ([д'ж], [Уж] —> [д*ж'ж]) — ведь Жора [в'и*‘д*ж' жбръ], мать Жоры [мад*ж' жоры]; [ч] ([дш], [ гш] —> [чш]) — дед Шуры [д'ёч шуры], брат Шуры [брач шуры], ветшать [в'иечшат'], младший [млачшыи];

[ц'] ([дс'], [тс'], [д'с'], [т'с'] —> [ц'с']) — дед Сени [д'ёц' с’еи’и], брат Сени [брац' с’ен’и], ведь Сима [в'иец' с’ймъ], пяться [п'ац'с'ъ];

[тс], [дс] —> [цс] или [ц] (полная ассимиляция) — брат Саши [брац сашы], дед Саши [д'ёц сашы], городской [гьраъцкои], братский [брацк'ии];

[т'ш], [д'ш] [ч'ш] (только на стыке слов) — зять Шуры [з'ач' шуры], ведь Шура

[в'иеч' шуръ];

[т'й], [д'й] (только на стыке слов), [тй], [дй] -" [ч'ш'] — схватить щётку [схва'Уйч' ш’бтку], погладь щёчку [паъглач' ш’бч’ку], тщательно [ч'ш'ат'ьльнъ], дщерь [ч'ш'ер'];

б) взрывные ртовые перед носовыми того же места образования становятся фаукальными взрывными:

[бм] ([бм] -> [6мм]) — обман [а' бмман], об Машу ъбм машу];

[им] ([им] -" [пмм]) — нэпман [нэпммън], лоб Маши [лбпммашы];

[б*м'] ([бм'] —> [б'м'м']) — обмять ъб*м'м'ат'], обмерить ъб*м'м'ёр'ит'];

[н'м'] ([им'], [п'м'] -" [п*м'м'], только на стыке слов) — губ Милы [гуп'м' м’йлы], голубь мира [г6луп*м' м’йръ], кляп мятый [кл'ап*м' м’атыи], сыпь мелкая [сып*м' м’ёлкъиъ];

[дн] ([дн] -> [дн]) — дно [днно], однаъдшга];

[тн] ([ гн] —" [тн]) — от насътн нас], относитьсяътннаъс’йцсъ];

[д*н'] ([дн'] -> [д*н']) — дня [Д*н'н'а], поднимал [нъд*н'н'имал];

[тПне'] ([тн'], [т'н'] -> [tTi']) — отнималъУн’н’имал], взгляд нежный [взгл'аУн' н’ёжныи], путь нижний [пуУн' н’йжн’ии].

Следует иметь в виду, что при образовании боковых аффрикат или фаукальных взрывных они не сливаются с последующими боковыми щелевыми или носовыми согласными в единый звук (т.е. полной ассимиляции не происходит), артикуляция последних протекает без изменений.

5. Дистантная ассимиляция по звонкости (регрессивная) — единственный в русском литературном языке пример дистантной ассимиляции. Она возможна лишь в тех последовательностях звуков, где имеется [в], стоящий перед шумным звонким, так что именно [в| оказывается тем звуком, который не участвует в ассимиляции, как бы пропуская сквозь себя ассимилятивное воздействие последующего звука. Это возможно лишь потому, что перед [ в] не происходит ассимиляции по звонкости, а в подобного рода случаях она все равно имеет место, ср.:

город Воронеж [горът ваър6н'ьш] (ассимиляции по звонкости не происходит), но: город взят [горъд вз’ат] (ассимиляция, но звонкости происходит, поскольку после [в] стоит шумный звонкий [з']).

6. Прогрессивная ассимиляция возможна только в сочетании с другими ассимиляциями. Как правило, это ассимиляция по способу образования внутри слова на стыке морфем, когда аффриката под воздействием предшествующего щелевого теряет фазу смычки и сама становится щелевой, при этом предшествующий щелевой меняет место образования и становится мягким, и в результате имеет место полная ассимиляция. Например:

[зч'|, [сч'] —" [iff] — резчик (от резать [р'ёзът']) [р'ёш'ик] — от [з] к [ч'] передается только способ образования, однако наряду с этим от [ч'] к [з] передается место образования, глухость и мягкость; считать (ср. чёт [ч'бт]) |ш'итат'|.

  • 7. Ассимиляция, но твердости представлена несколькими случаями:
  • 1) в слове лучше [лучшъ| (еще в середине XX в. оно могло произноситься и как [лут'ч'ъ]), однако с синхронной точки зрения она может рассматриваться и как ассимиляция по способу образования [тш] —> [чш]. При любой интерпретации это случай единичный;
  • 2) твердый стык исходно мягкого показателя инфинитива [т'] и последующего постфикса -ся [съ], в данной позиции содержащего только твердый согласный. Ассимиляции, но твердости здесь сопутствует ассимиляция по способу образования (или также диссимиляция), ср.:

брать [брат'] -> браться [брацеъ] или [братцъ] (ср. вторую интерпретацию с брат [брат] -> братца | братцъ));

пить [п'йт'1 —> спиться [сп'йцсъ] или [сп'йтцъ] (ср. спится [сп'йцсъ] или [сп'йтцъ], где ассимиляции, но твердости уже нет, а также спица [сп'йцъ]).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой