Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Классическая немецкая философия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Соглашаясь с мнением Энгельса, следует тем не менее указать, что в его работе отсутствует точный критерий выделения классиков немецкой философии. Кроме того, сейчас более чем очевидно, что подлинный конец классической немецкой философии связан не с Фейербахом, а с марксизмом, одним из основоположников которого был сам Энгельс. Шеллинг не согласился с Фихте и восстановил права природы в философии… Читать ещё >

Классическая немецкая философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Термин «классическая немецкая философия» был введен в историко-философский оборот Фридрихом Энгельсом в известной работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886). К классикам немецкой философии Энгельс отнес Иммануила Канта (родоначальник), Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля (вершина) и Людвига Фейербаха (завершающая фигура).

Схема 6.1. Классическая немецкая философия.

Схема 6.1. Классическая немецкая философия.

Общая характеристика

Соглашаясь с мнением Энгельса, следует тем не менее указать, что в его работе отсутствует точный критерий выделения классиков немецкой философии. Кроме того, сейчас более чем очевидно, что подлинный конец классической немецкой философии связан не с Фейербахом, а с марксизмом, одним из основоположников которого был сам Энгельс.

Можно предположить, что объединяющим моментом всех перечисленных философов является признание творческой активности разума, его способности создавать искусственную среду обитания человека, материализуясь в различных продуктах человеческой деятельности, творить самого человека.

Кант предположил, что не разум должен рабски копировать вещи, а вещи должны сообразовываться с разумом. Из этого «коперникианского переворота» последовали три знаменитых «Критики» Канта, в которых в деталях были расписаны все следствия нового познавательного отношения между разумом и природой.

Фихте исключил понятие вещи в себе из философии Канта как противоречивое и создал монистическую философию, единственным основанием которой стало творческое созидающее «Я».

Шеллинг не согласился с Фихте и восстановил права природы в философии. В его философии абсолютного тождества сознание и природа образуют неразрывное единство, в котором и природа творит дух и дух (бессознательно) творит природу. Познавател ьные возможности интуиции Шеллинг ценил выше способностей разума.

Гегель критикует Канта за допущение непознаваемой вещи в себе, Фихте — за субъективный идеализм, Шеллинга — за философию тождества и пренебрежение ролью разума в философии. Гегель создает систему абсолютного идеализма, в которой разум наделен способностью саморазвития (самопознания) сначала в форме логики, затем отчуждения в сферу природы и истории и, наконец, возвращения в исходное состояние.

Фейербах обвинил Гегеля в отождествлении Абсолютного духа с христианским Богом и фактическом превращении философии в теологию. Фейербах также доказал, что христианский Бог придуман человеком по аналогии с самим собой из-за страха перед природой. Это открытие побудило его заняться обоснованием новой философии, основанной на любви человека к человеку. Он называл ее антропологическим материализмом, а также религией будущего.

Иммануил Кант (1724—1804) — основоположник классической немецкой философии, создатель нового метода философствования — «критицизма». Творчество Канта принято делить на два этапа — докритический (1746—1760) и критический, начинающийся с 1770 г.

В докритический период Кант исследовал естественнонаучные проблемы. В трактате «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) выдвинул гипотезу возникновения Вселенной из пылевого облака, которая позже была названа гипотезой Канта-Лапласа.

В критический период Кант разрабатывал новый вид философствования (критический), противоположный как сенсуализму, так и рационализму.

Вся докантовская философия основана на понятии необходимой связи причины и следствия.

  • • Но откуда берется идея такой связи? Рационалисты считают — из ума, эмпирики — из опыта.
  • • Однако Юм доказал, что в уме существуют лишь ассоциации идей, а в опыте — только последовательности событий без какой бы то ни было необходимой связи. Значит, развитие философии как рационализма или как эмпиризма невозможно.
  • • Нужна критическая философия, дающая ясный ответ на вопрос «Что я могу знать?»

ш.

Схема 6.2.1. Классическая немецкая философия. Иммануил Кант.

Схема 6.2.1. Классическая немецкая философия. Иммануил Кант.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой