Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мистицизм в русской духовной культуре XIX — начала XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Блаватская Е. П. Биографические сведения. Сочинения, вышедшие в Англии. Харьков, 1991(репр. 1911 г.) — Блаватская Е. П. Тайная доктрина. Riga: Uguns, 1937; Блаватская Е. П. Практическое сокровенное учение и др. труды. Томск: Каро, б.г.(1992) — Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида: Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии. Пер. А. П. Хейдока. М.:РТО, 1992; Блаватская Е. П. Теософия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ МИСТИЦИЗМА В СИСТЕМЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
    • 1. 1. 0. современных подходах к понятиям «мистика» и «мистицизм»
    • 1. 2. Вариант психолого-философского рассмотрения мистики и мистицизма
    • 1. 3. Об основных философских трактовках мистицизма
    • 1. 4. Об основных подходах к мистике и мистицизму в русской религиозной философии XIX — начала XX вв
  • Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ МИСТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ В РУССКОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ XIX ВЕКА
    • 2. 1. Дохристианские и христианские истоки мистицизма в русской духовной культуре
      • 2. 1. 1. О сакрально-мифологических истоках мистицизма в праславянском и славянском язычестве
      • 2. 1. 2. Мистические движения в лоне восточно-православной церкви. От исихазма к старчеству
    • 2. 2. О мистических чертах юродства о Христе и русского мистического сектантства
    • 2. 3. Русское масонство: прозападные мистико-философские влияния на русскую духовную культуру
    • 2. 4. Основные мистические тенденции в русской философской мысли XIX века
    • 2. 5. Медиумизм как важнейшее направление мистицизма в русском научно-философском сознании XIX — начала XX вв
  • Глава 3. ВЛ.С. СОЛОВЬЕВ И ГОРИЗОНТЫ «НОВОГО РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ»
    • 3. 1. Философский анализ мистики в воззрениях B.C. Соловьева
    • 3. 2. Спиритизм в жизни и творчестве русского философа
    • 3. 3. Мистико-философский анализ рукописи «София»
    • 3. 4. Мистицизм В. С. Соловьева в оценках русских и зарубежных мыслителей
  • Глава 4. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ФОРМ ДУХОВНОГО ДЕЛАНИЯ В РУССКОМ МИСТИЦИЗМЕ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКОВ
    • 4. 1. Религиозно-мистические откровения А. Н. Шмидт в контексте проблем «русского духовного возрождения» и «нового религиозного сознания.»
    • 4. 2. Философско-эзотерические и оккультные влияния теософского учения Е. П. Блаватской на русскую философию и духовную культуру XIX — XX веков
    • 4. 3. Некоторые аспекты системы духовного делания русского мистика Г. И.Гурджиева
    • 4. 4. Общая характеристика русского мистицизма и его отражения в духовной культуре России на рубеже XIX — XX веков
  • Глава 5. МИСТИЦИЗМ В ФИЛОСОФИИ «РУССКОГО ДУХОВНОГО РЕНЕССАНСА»
    • 5. 1. Н.А.Бердяев
    • 5. 2. П.А.Флоренский
    • 5. 3. С.Н.Булгаков
    • 5. 4. Андрей Белый
      • 5. 5. 0. началах «другой философии» в России на рубеже XIX и XX веков

Мистицизм в русской духовной культуре XIX — начала XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современной духовной атмосфере мистицизм оказывает значительное воздействие на многие процессы в общественной жизни и сознании. Разнообразные мистические, религиозно-мистические и мистико-оккультные течения и направления играют несомненную роль в современной культуре России, что обусловливает давно назревшую необходимость серьезного научного исследования мистицизма, в том числе — в философском аспекте.

Проблемам мистицизма посвящена достаточно обширная литература на Западе, ок-культно-мистические сочинения заполонили и книжный рынок России. Однако в настоящее время чрезвычайно важным является исследование мистицизма в русле философской проблематики, вычленение того внутренне присущего ему содержания, которое позволяет обозначить исторические формы и тенденции мистицизма, проанализировать его роль во взаимовлиянии и взаимодействии с разнообразными духовными явлениями. Философско-теоретическое осмысление сущности мистики, предполагающее не только выработку общефилософских критериев, но и локально-исторических оценок, выявляет возможность вычленения и анализа целого спектра форм самого мистицизма. С другой стороны, открывается возможность в русле развития философской мысли раскрыть специфические направления мистико-философского и мистико-религиозно-философского толка, учитывая смысловые оттенки и своеобразный характер их идейно-теоретического и жизненно-практического бытования.

Диссертация посвящена анализу основных мистических течений, а также тенденций формирования и развития новых форм мистицизма в русской духовной культуре XIX — начала XX веков. На основе новой научной парадигмы для религиоведческих исследований, ориентированной на разработку психологического подхода к религии, исходя из достижений школ глубинной и трансперсональной психологии, в настоящей работе предпринят анализ современной научной литературы по проблеме рассмотрения понятий мистики и мистицизма, а также его основных философских трактовок.

Чрезвычайно актуальным является, на наш взгляд, рассмотрение дохристианских и христианских истоков мистицизма в русской духовной культуре. В аспекте новой психолого-философской парадигмы, обоснованной в современной научной литературе, необходимо особое внимание уделить рассмотрению мистических основ философии Вл. Соловьева, а на фоне его философско-мистического творчества — роли религиозно-мистических, философ-ско-эзотерических и оккультно-философских учений виднейших русских мистиков. Необходимо вычленить основные подходы к мистике и мистицизму в русской философской мысли, поставить проблему формирования определенного течения «мистически ориентированной» философии в творчестве выдающихся деятелей «русского духовного возрождения» начала XX века на основе сочетания аналитического исследования с проблемными теоретическими изысканиями.

Состояние научной разработки проблемы. Зарубежная литература по мистицизму огромна, большая ее часть носит вненаучный, оккультно-эзотерический характер, но существует целый пласт серьезных работ по истории мистицизма, его взаимопереплетению с религиозной, философской, этической и т. д. мыслью. Отдельное направление зарубежных исследований мистики и мистицизма связано с попытками выявления и обоснования его исходных целей, специфических практик, концептуальных построений. Философское рассмотрение и теоретическое исследование феномена мистицизма было начато в XIX — начале XX вв., например, в работах У. Джеймса, Р. Бекка, П. Дейссена, и продолжено в исследованиях Р. Отто, У. Стейса, Р. Г. Зенера, Н. Смарта и других.1.

В России значительные исследования по мистицизму появились уже с конца XIX столетия, благодаря усилиям А. И. Введенского, А. Вертеловского, П. Светлова, и были продолжены в XX в. в работах П. Минина, Л. П. Карсавина, в многочисленных работах деятелей русского духовного возрождения — Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского и мнол гих других. На фоне широкого распространения различных мистико-религиозных, оккульт.

1 Джемс В. Многообразие религиозного опыта. М., 1910; Бекк P.M. Космическое сознание. Пг.: Новый человек- 1915; Otto R. Mysticism East and West. N.Y., 1932 — Smart N. Doctrine and Argument in Indian Philosophy. London: Allen & Unwin, 1964; Stace W. J. Religion and the Modern Mind. Philadelphia & N.Y., 1952; Zaehner R.Ch. Mysticism —Sacred and Profane. L.: Oxford Univ. Press, 1961; Zaehner R.Ch. Hindu and Muslim Mysticism. N.Y., 1969.

2 Введенский Алексей И. Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий. М., 1902. Т. 1−2- Вертеловский А. Западная средневековая мистика и отношение ее к католичеству. ХарьковД888- Светлов П. Я. Мистицизм конца XIX в. в его отношении к христианской религии и философии. Спб., 1897- Минин П. Мистицизм и его природа. Сергиев Посад, 1913; Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности в ХП-ХШ вв., преимущественно в Италии. Пг.: Научное дело, 1915 — Бердяев H.A. Самопознание. М.: Книга, 1991; Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994 — Бердяев H.A. Дух и Реальность. Основы Богочеловеческой Духовности. Paris: Ymca-Press, (б.г.)[ 1937] - Булгаков С. Н. Свет невечерний. М.: Республика, 1994 — Булгаков С. Н. Православие. М.: Терра, 1991; Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990. Т. 1−2. но-мистических и эстетико-мистических направлений к концу XIX в. в естественно-научной среде сформировалась группа исследователей мистицизма, настаивавших на необходимости его опытного изучения, это, в первую очередь, А. Н. Аксаков, А. М. Бутлеров и Н. П. Вагнер. Философское обоснование их воззрениям на спиритизм попытался дать Д. Н. Цертелев.

Но крепла и линия противостояния мистицизму, в частности, в трудах Д. И. Менделеева, Н. Н. Страхова, В. Х. Кандинского, П. Я. Розенбаха. С православно-богословской точки зрения мистицизм и, в частности, спиритизм критиковали Д. И. Боголюбов, А. Надеждин и другиес марксистских позиций в начале XX в. его обличал, в первую очередь, Г. В. Плехановв философском идеалистическом лагере против него выступали Б. Н. Чичерин, Г. Г. Шпет и другие.3.

В советское время сущность мистики и мистицизма рассматривалась в целом ряде работ российских философов — С. С. Аверинцева, Г. С. Батищева, Д. Н. Ляликова и многих других. Специальные исследования были посвящены критике мистицизма и разнообразных мистических течений с позиций марксизма-ленинизма, в частности, работы Е. Г. Балагушкина, А. Ю. Григоренко, П. С. Гуревича, В. Г. Еременко, Ю. А. Кимелева, Л. Н. Митрохина, М. И. Шахновича.

В историко-философских работах уже с середины XX в. русские исследователи, как в России, так и за ее пределами, вольно или невольно касались проблем соотношения философии и мистицизма в творчестве конкретных русских мыслителей. Так, А. Ф. Лосев выдвинул собственную интерпретацию мистицизма Вл. Соловьева и дал подробную характеристику его философско-мистической рукописи «София» в своей, уже ставшей классической, работе о гениальном философе-мистике. Но до него и Александр И. Введенский, и В. В. Зеньковский, и з.

Аксаков А. Н. Анимизм и спиритизм. Критическое исследование медиумических явлений и их объяснения гипотезами «нервной силы», «галлюцинации» и «бессознательного». В ответ Э. фон-Гартману. Спб., 1893- Бутлеров A.M. Кое-что о медиумизме. Об изучении медиумических явлений. Спб.: изд. ж-ла «Ребус», 1884- Бутлеров A.M. Статьи по медиумизм. Спб., 1889- Вагнер Н. П. Письмо к редактору по поводу спиритизма. // Вестник Европы, апрель, 1875- Цертелев Д. Н. Спиритизм с точки зрения философии. Медиумизм и границы возможного. Спб.: изд. Н. Г. Мартынова, 1885- [Менделеев Д.И.] Материалы для суждения о спиритизме. СПб., 1876- Страхов H.H. О вечных истинах (мой спор о спиритизме). Спб., 1887- Кандинский В. Х. Общепонятные психологические этюды. М.: А. Ланг, 1881- Розенбах П. Я. Современный мистицизм. Критический очерк. Спб.: изд-во К. Л. Риккера, 1891- Боголюбов Д. И. Религиозно-общественные течения в современной русской жизни и наша православно-христианская миссия. Спб., 1909; Надеждин А. Спиритизм перед судом христианства. Спб., 1896- Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. М., 1957. Т. ЗЧичерин Б. Н. Мистицизм в науке. М., 1880- Шпет Г. Г. Мудрость или разум? // Мысль и слово. М., 1901.

Н.О.Лосский и К. В. Мочульский, и Е. Скобцова, и многие другие исследователи соловьевско-го духовного наследия за рубежом не обходили вниманием один из основополагающих вопросов при анализе философии Вл. Соловьева — непосредственную взаимосвязь его мистического (и оккультно-мистического) опыта с построением новой «метафизики» или «мистической философии» .4 О мистической концепции в православно-философских воззрениях о.С. Н. Булгакова писал, например, Л. А. Зандер.5 Но главное — подробные самоописания своих мистических опытов дали сами выдающиеся русские мыслители рубежа веков. И потому их исследования по мистицизму и размышления о мистике представляют собой уникальные документы философско-мистических постижений.

Вряд ли стоит удивляться тому, что в советских атеистических работах по русской философии прошлого и начала нынешнего века этот вопрос, как правило, не поднимался, а если и оговаривался, то только в критическом аспекте.6 Но в последние годы появились первые статьи, прямо посвященные мистицизму в философских воззрениях русских философов7, хотя в них с трудом просматривается исходная трактовка самими исследователями феномена мистики и мистицизма, в частности, признание существенной грани между мистицизмом и религией. Впрочем, и в современных зарубежных исследованиях русской философии не часто ее собственно мистические направления вычленяются из общего русла религиозно-философской мысли.8.

В последние годы в русской философской литературе появились работы, рассматривающие некоторые аспекты проблемы развития мистицизма в России, а также исследования.

4 Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990; Введенский А. И. О мистицизме и критицизме в теории познания В. С. Соловьева.// Вопросы философии и психологии. 1901, кн.56, № 1- Зеньковский В. В. История русской философии. Париж, 1948;1950.Т.1−2- Лосский Н. О. История русской философии. М., 1994; Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М.: Республика, 1995; Скобцова (Кузьмина-Караваева) Е. Ю. Миросозерцание Вл.Соловьева. Paris: YMCA-Press, 1929.

5 Зандер Л. А. Бог и мир (миросозерцание отца Сергия Булгакова). Париж: YMCA-PRESS, 1948.

6 Бондарева Я. В. Мистика Н. Бердяева и его критика рационализма. Новосибирск, 1993 (деп. в ИНИ-ОН) — Шакелина С. П. О философском мистицизме В. С. Соловьева. // В поисках истины (философская мысль и проблемы наших дней). Кострома, 1990.

7 Кувакин В. А. Религиозная философия в России. М., 1980; Кувакин В. А. Философия Вл.Соловьева. М., 1988; Гулыга A.B. Искатель истины.// Соловьев B.C. Избранное. М.: Советская Россия, 1990.

8 См., напр.: Штаммлер A.B. Русская религиозно-философская мысль XX в. Питсбург, 1975. по теоретическим, культурологическим, религиоведческим и т. п. аспектам мистицизма и мистических движений, как в России, так и за рубежом.

В начале 90-х годов была сформулирована проблема исследования феномена русского мистицизма (в первых журнальных статьях о Е. П. Блаватской, Г. И. Гурджиеве, П.Д.Успенском). Далее на фоне широкого опубликования основных работ русских мистиков, доселе фактически неизвестных на родине9, появилась не только возможность их изучения и анализа, но и синхронического и диахронического соотнесения развития русского мистицизма с эволюцией русской философии. Более того, в истоках становления самого феномена русского мистицизма можно было выявить тесную связь с формированием самобытной русской философской мысли. 10.

В рассмотрении самого мистицизма обозначились новые философские подходы. Обращают на себя внимание работы В. П. Пазиловой, В. С. Поликарпова, А. Б. Ровнера, С.С.Хоружего11, а.

9 Блаватская Е. П. Биографические сведения. Сочинения, вышедшие в Англии. Харьков, 1991(репр. 1911 г.) — Блаватская Е. П. Тайная доктрина. Riga: Uguns, 1937; Блаватская Е. П. Практическое сокровенное учение и др. труды. Томск: Каро, б.г.(1992) — Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида: Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии. Пер. А. П. Хейдока. М.:РТО, 1992; Блаватская Е. П. Теософия и практический оккультизм. М.: Сфера, 1993; Свет на ПутиГолос безмолвияСемь вратДва пути. Из «Книги Золотых Правил» (обнародовано Е.П.Блаватской). Пер. Е.Писаревой. Киев: СПХГС." Укрполиграфсервис", 1991; Блаватская Е. П. Ключ к теософии: Ясное изложение в форме вопросов и ответов этики, науки и философии, для изучения которых было основано Теософское общество. М.:Сфера, 1993; Блаватская Е. П. Тайная доктрина. Синтез науки, религии и философии. Батайск, 1991.Кн.1−5- Блаватская Е. П. Тайная доктрина. М.: КМП «Сиринъ» — «ТТТ Интернешнл», 1993.Кн.1−5- Гурджиев Г. И. Все и вся или Рассказы Вельзевула своему внуку: 10 книг в 3 сериях. Спб.: ИКА" Тайм-аут", 1993.Кн.1- Гурджиев Г. И. Беседы с учениками. Киев: Преса Украши, 1992; Гурджиев Г. И. Вестник грядущего добра. Пб.: Чернышев, 1993; Гурджиев Г. И. Встречи с замечательными людьми. М.: АО «Летавр», 1994; Успенский П. Д. В поисках чудесного. Спб.: изд. Чернышева, 1992 и др.

10 См. мою статью: Кравченко В. В. Основные истоки русского мистицизма. // Философские науки. 1995, № 5.

11 Пазилова В. П. Современна ли «жрица Изиды»? (о Е. ПБлаватской). М.:3нание, 1991; Поликарпов B.C. Наука и мистицизм в XX в. М.: Мысль, 1989; Ровнер А. Б. Третья культура. СПб.:АОЗТ «Медуза», 1996; Хоружий С. С. Пути русской философии. После перерыва. Спб.: Алетейя, 1995 и др. также С. К. Иванова, С. Ю. Ключникова, М. М. Мейлаха и др. По различным проблемам мистицизма, его формам и разновидностям был защищен целый ряд философских диссертаций.12 Поскольку рассмотрение мистицизма и мистических течений долгое время велось за рамками историко-философских исследований, большой объем разработок по мистицизму в русской духовной культуре ХЕХ — начала XX вв. нашел свое место в исторической, религиоведческой, психологической, культурологической и искусствоведческой литературе. Так, мистицизм в русском сектантстве анализировал А. И. Клибанов, на философско-мистических воззрениях А. Белого останавливался в работах о нем Л. П. Долгополов, философскую концепцию в системе Агни-йоги Е. И. Рерих рассматривал С. Ю. Ключников, мистические течения и направления в духовной культуре Серебряного века выявлял А. Эткинд и т. д.13.

Возвращение в научный оборот историко-философских работ русского зарубежья, публикация основополагающих трудов религиозно и мистически ориентированных философов и русских мистиков, а также формирование пласта политически неангажированной и научно-объективной русской философской литературы — все это позволяет говорить о начале серьезной научной разработки ранее закрытых или замалчивавшихся тем в истории русской философской мысли и прошлого, и нынешнего столетий.

Цели и задачи исследования. Исследование предпринимается с целью обоснования значительной роли мистицизма в русской духовной культуре на рубеже XIX — начала XX веков, обозначить наиболее существенные тенденции в формировании и развитии центральных направлений мистицизма, традиционно обозначаемых как западный, восточный и формирующийся в рассматриваемый период русский мистицизм.

Одна из основных задач — подчеркивание несомненной роли как взаимодействия русской философской мысли с мистическими движениями, так и предпринимавшихся целым рядом мыслителей попыток философского анализа феномена мистики и мистицизма. Особое.

12 Кравченко В. В. Истоки и традиции восточного мистицизма в русской духовной культуре XIX — начала XX веков. Автореферат. канд.философск.н.Ленинград, 1990; Рабинович О. И. Эзотеризм как один из способов духовного освоения мира. Автореферат .канд.филос. н. Ростов-на-Дону, 1992; Царева Г. И. Природа мистического познания и формы его проявления в религиозном мировоззрении. Автореф.канд. филос.н.М., 1995.

Клибанов А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М.:Наука, 1973;Ключников С. Ю. Провозвестница эпохи огня.(Повесть-исследование о Е.И.Рерих). Новосибирск, 1991; Долгополов Л. К. Андрей Белый и его роман «Петербург». Л.: Сов. писатель, 1988; Эткинд А. Содом и Психея. Спб.-. Медуза, 1996. внимание уделяется беспрецедентному формированию специфического русла «мистической философии», связанного с появлением целой плеяды мистиков в среде русских философов.

Источники исследования. Печатные, опубликованные и архивные документальные источники по мистицизму, истории мистических течений в России, русской философии, различным направлениям в русской духовной культуре, связанным с мистицизмом.

Методологическая база диссертации основана на психолого-философской парадигме, синтезе различных исследовательских приемов с преобладанием аналитического и сравнительно-исторического методов.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые предпринимается рассмотрение мистицизма в русской духовной культуре на основе новой психолого-философской парадигмы, ориентированной на достижения школ трансперсональной и глубинной психологии.

Рассматривается широкий спектр разнообразных философских подходов к феномену мистики и мистицизму в русской философской мысли, место и роль мистических источников духовного знания в становлении новых форм и направлений сугубо философского исследования в творчестве конкретных русских мыслителей. Особое внимание уделено творчеству Вл.С.Соловьева, первого философа-мистика в России, поставившего перед собой задачу построения «мистической философии». Впервые проведен историко-философский анализ малоизвестной и недавно переведенной с французского языка ранней, откровенно мистической рукописи Вл. Соловьева «София». Исходя из рассмотрения конкретных феноменов индивидуальной духовной жизни выдающихся русских мистиков и явлений духовной культуры России конца XIX — начала XX веков, прослеживается формирование самобытной линии русского мистицизма, от его истоков (праславянское и славянское язычество, христианские и сектантские течения, масонство) вплоть до развитых систем русских мистиков.

Рассматриваются философские аспекты русского мистицизма — уникального явления не только русской духовной культуры перелома веков, но и важнейшего этапа эволюции мирового мистицизма. На фоне философско-мистической деятельности Вл. Соловьева прослеживается роль религиозно-мистических откровений А. Н. Шмидт, с привлечением неизвестных и неопубликованных архивных материалов об этой яркой и незаслуженно забытой представительнице русского мистицизма, автора первой опубликованной мистической книги в России. Также исследуются место и роль в русской философской мысли философско-эзотерического учения Е. П. Блаватской и теоретических аспектов мистико-практического учения Г. И. Гурджиева. и.

В диссертации обосновано, что наиболее плодотворным подходом к феномену русского мистицизма, в русле историко-культурных аспектов духовно-философского движения, является его рассмотрение как уникального этапа в мировом мистическом движении, принесшего новые формы духовного делания, представлявшие собой уникальные примеры западно-восточного синтеза в новом мировоззрении и небывалой ментальности, обоснованных непосредственной жизнью — как жизненным творчеством — выдающихся русских мистиков.

В диссертации показывается, что, как в границах религиозных исканий в системе христианского мышления (С.Булгаков, П. Флоренский, Н. Бердяев), так и в свободном поиске символистского миропонимания у А. Белого, органично развиваются заложенные в жизненном творчестве и духовном наследии Вл.С.Соловьева основы специфической «мистической философии» .

Основные положения диссертации, выносимые на защиту :

1. Автор диссертации в качестве рабочей гипотезы принимает концепт мистического в той форме, которая может быть выявлена, благодаря характеристикам самоописания духовно-практических актов мистической деятельности. Это самоописание отличает целостное постижение факта соприкосновения человека с Иным, «запредельным», «таинственным», которое не может быть никогда раскрыто в процессе обычной материальной или духовно-материальной деятельности, но только — в ходе специфической мистической практики («делания»). Мистический опыт признается единственным прямым способом «постижения непостижимого» .

2. В диссертации обоснована целесообразность типологических характеристик и различений мистицизма в следующем виде: а) мировоззренческий мистицизм: как специфический вид мировоззрения или ментальности («разлитое мистическое мироощущение»), основанный на мистике и сосредоточенный на процессе поиска путей постижения Иного (формируется в результате мистического делания и непосредственного обретения мистического опыта) — б) теоретический мистицизм: как компендиум идей, представлений, концепций, теорий или законченное учение, построенное на мистике или мировоззренческом мистицизмев) культурологический мистицизм: как историко-культурное или духовно-социальное движение, возникшее на основе того или иного мистического учения.

3. В результате взаимодействия с философскими направлениями, мистицизм фиксируется в определенных отношениях с ними, часто с недолжной адекватностью, как «иррационализм», «спиритуализм», «метафизика» и т. д. С другой стороны, философские понятия, концепции и теории в русле религиозного и вневероисповедного мистицизма катализируют его становление и оформление в виде множества разветвлений — герметизма, эзоте-ризма, гностицизма и т. д.

4. Мистицизм в русской духовной культуре ведет свое начало от древнейших прасла-вянских и славянских мистико-магических воззрений, ритуалов и практик, связанных, в частности, с шаманизмом суперэтнической традиции Центрально-Азиатского региона. В мифологии славян образы полновластных и великих богов обретают своеобразный характер устойчивой двойственности, что отразилось и в позднейшей трактовке самого понятия «божественного», в котором «светлое» непосредственно сосуществует с «темным».

5. Основной характер мистических движений в лоне русского православия определился известными традициями восточно-православной церкви, в первую очередь, мистического движения исихазма, получившего своеобразное развитие в монастырской жизни. Центральный мистический элемент исихазма в русском монашестве трансформировался в сторону нравственно-практической и воспитательной деятельности. Нравственно-аскетический характер русских исихастов определил и общую направленность первых ростков философского знания на Руси.

6. Русское юродство о Христе, как неортодоксальная крайне аскетическая традиция социального и религиозного критицизма в русской культуре, отличаясь подчеркнутой стихийностью и антиинтеллектуализмом, остановилось на «ругании миру» и «глумлении» над ним. Оно не смогло сформировать то, что можно было бы определить как особый мистический «путь», ведущий к «запредельному». Русские ереси и «мистическое сектантство» также остановилось на идее предельного аскетизма, будучи изначально политически и социально ориентированы. Это обусловило их не собственно мистический, а утопический и социально-революционный характер.

7. Масонство, как одно их влиятельных направлений западного мистицизма, на русской почве преобразовалось в первое в России культурно-просветительное общественное движение внецерковной религиозности, отличающееся целостным религиозно-нравственным мировоззрением. Оно превратилось в своеобразную «школу» вневероисповед-ной аскетической этики. Русское масонство внесло значительный вклад в пропаганду западной мистической литературы, в частности, по розенкрейцерству.

8. В диссертации аргументирована несостоятельность сколько-нибудь полной интерпретации славянофильства, концепции Н. М. Минского, учений В л. Соловьева и деятелей русского духовного возрождения начала XX века вне учета контекста влияния мистики Запада и Востока на русскую философскую мысль.

9. Впервые в отечественной литературе дается целостная историко-философская характеристика спиритизма как специфического мировоззренческого философско-научного направления, а также подчеркивается его роль и влияние в эволюции целого ряда направлений духовной культуры России, главным образом, науки и философии.

10. Подробно рассматриваются и анализируются истоки юношеской работы «София» В л.С.Соловьева, дается глубокая интерпретация формирования философских взглядов философа с учетом исключительно важной роли этой, до последнего времени малоизвестной, рукописи.

11. В диссертации раскрыта принципиальная неполнота достаточно распространенной интерпретации философии Вл. Соловьева, принадлежащая, в том числе, ученикам и последователям философа, основанная на традиционном отнесении его мистики и мистицизма к абстрактно-теоретической, а не к смысложизненно-практической сфере его творческой деятельности .

12. В диссертации обосновано, что наиболее плодотворным подходом к феномену русского мистицизма, в русле историко-культурных аспектов духовно-философского движения, является его рассмотрение как уникального этапа в мировом мистическом движении, принесшего новые формы духовного делания, представлявшие собой своеобразные примеры западно-восточного синтеза в новом мировоззрении и небывалой ментальности, обоснованных непосредственной жизнью — как жизненным творчеством — выдающихся русских мистиков.

13. В диссертации показывается, что как в границах религиозных исканий в системе христианского мышления (С.Булгаков, П. Флоренский, Н. Бердяев), так и в свободном поиске символистского миропонимания у А. Белого органично развиваются заложенные в жизненном творчестве и духовном наследии Вл.С.Соловьева основы специфической «мистической философии» .

Практическая значимость диссертации. Диссертация дает возможность ввести еще одну долго замалчивавшуюся и неразработанную тему в широкий философский обиход. Результаты исследования могут использоваться в преподавании философии религиипри чтении спецкурсов и в работе методологических семинаров по истории русской философии. Также материалы диссертации, ее положения и выводы могут быть использованы в практике преподавания и ряда других философских дисциплин: в курсах по истории и теории мировой и русской культуры, в спецкурсах по изучению русской духовной культуры XIX — XX вв.- в работе научно-методических секций при дальнейшей разработке методологии анализа современных мистических концепций в разнообразных философских течениях и в различных направлениях исторических и современных духовных движений.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории отечественной философии РГГУ. Основные результаты исследования отражены в публикациях автора — в монографияхв статьях, опубликованных в тематических сборниках и философских журналахв тезисах выступлений на конференциях и симпозиумах. С изложением отдельных результатов исследования диссертант выступала: на научно-методической конференции «Философские аспекты творчества» (Киев, 1991) — на международном междисциплинарном симпозиуме «Дух и Космос: культура и наука на пути к нетрадиционному миропониманию» (Харьков, 1992) — на всероссийской научно-методической конференции «Проблемы и перспективы развития культурологии в вузах России» (Ростов-на-Дону, 1993) — на международной научной конференции «VI Аристотелевские чте-ния» (Мариуполь, 1993) — на всероссийской научной конференции «Восток-Запад-Россия» (Ростов-на-Дону, 1993) — на научно-практической конференции «Философская традиция, ее культурные и экзистенциальные измерения» (Москва, 1994) — на Ш Санкт-Петербургском симпозиуме историков русской философии (Санкт-Петербургский университет, 1995) — на международной научно-практической конференции «История философии. Методы исследования, концептуальные альтернативы, опыт преподавания» (Москва, 1995) — на научной конференции «Даниил Андреев в культуре XX века» (ИМЛИ, 1996) — на заседании Российско-американского круглого стола «Власть и нравственность» в Академии госслужбы при Президенте РФ (Москва, 1996) и других.

Объем и структура работы. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Значительная роль мистицизма в русской духовной культуре определялась ее историческими корнями, в частности, праславянскими и славянскими сакрально-мифологическими истоками, затем — тесной и неразрывной связью с христианским богословием и религиозной философией Нового времени, а также с определенными западными духовными влияниями (в области философской мысли — идеями Шеллинга, Шопенгауэра, Ницше, Гартмана и т. д., а в широком культурном контексте — воздействием масонства, розенкрейцерства, спиритизма, теософии и пр.

Мистицизм в русской духовной культуре, как и во всех других культурах мира, ведет свое начало от древнейших праславянских и славянских мистико-магических воззрений, ритуалов и практик, определяющую роль для формирования и развития которых имел шаманизм суперэтнической традиции Центрально-Азиатского региона. Даже если не рассматривать шаманизм, как проявление некоей «универсальной эзотерической философии и появившейся на ее основе самобытной духовной практики освоения сверхфизической реальности» (И.С.Урбанаева), а видеть, вслед за Вл. Соловьевым, в нем только пантеистически-ориентированные «народные религии дальней Азии», — то в любом случае археологические, текстологические, этнографические и прочие данные на сегодняшний день дают все основания предполагать непосредственное отражение развитой шаманской космологии в особенностях структуры славянской мифологии и характерологических чертах пантеона древнейших славянских божеств. Как показал наш анализ истоков образа Мокоши (на основе работ Б. А. Рыбакова, В. В. Иванова, В. Н. Топорова, А. Голана и др.), это, по существу, единственное верховное женское божество древнерусского пантеона ведет свою «родословную» от образа Великой Матери и Прародительницы Мира, появившегося в эпоху палеолита, характерного для трипольской культуры, и позже отраженного в образах великих богинь (Адити, Гекаты, Кибелы, Реи и др.) древнейших религий.

Противоречивость, стихийность и всесилие женского божества славян коррелирует с основными чертами и сформированных позже образов верховных мужских божеств, в частности, Чернобога и Перуна. Как показывают современные исследования, наряду с традиционной схемой рассмотрения противостояния-взаимосвязи Великой Богини и Чернобога, в позднейшем славянском язычестве проявляется более сложное восприятие самой двойственности в образах этих богов. Так, по мнению ряда авторов, в праславянском и славянском язычестве с древнейших вермен культ «темных» и «злых» богов и богинь был разработан не менее, а может быть, и более подробно и обстоятельно, чем культ благодетельных — «светлых» и «добрых» богов. И в самих своих основах славянское языческое сознание изначально сопротивлялось однозначной схеме распределения «света» и «тьмы», «добра» и «зла» между великими богами.

В историческом конфликте наступающего христианства и умиравшего язычества вопрос о трактовке самого «божественного» и его различных проявлений также не был решен однозначно. Представляется, что для древнерусского религиозного сознания осталось характерным равное почитание «темного» и «светлого» в самом божестве. В частности. Отсутствие католического ригористического отрицания «князя тьмы», а также некое обостренное ощущение греха — связаны с пост-языческим, живым переживанием непосредственной приобщенности к божественному миру, в котором «темное» непосредственно сосуществует с миром «светлого». Вполне вероятно, что нравственно-практический пафос русского православного аскетизма, кроме всего прочего, также связан с культурно-историческим опытом духовного двойничества.

Основной характер мистических движений в лоне русского православия определялся известными традициями восточно-православной церкви, и в первую очередь, мистического движения исихазма. Хотя и нельзя сбрасывать со счетов опосредованное влияние древнеиндийской, буддийской мистики, а также прямое и существенное воздействие разнообразных христианских ересей мистического толка, в первую очередь, павликианства, богомильства, а также несторианства, манихейства и т. д.

Несомненно, исихазм, как неотъемлемый элемент византийского богословия, для судеб русской духовной культуры имел определяющее значение в связи с развитием монастырской жизни. В русских монастырях постепенно складываются самобытные формы аскезы (уже не как умерщвления плоти, а разумного воздержания), сочетающейся с обязательным физическим трудом и активным служением миру. Таким образом, самоуглубленное безмолвие и созерцание византийского и ближневосточного монашества на Руси постепенно уступают место трудовой и активной жизни, а некоторая отъединенность от мира преследует цель поддерживать в нем конкретные идеалы христианского благочестия.

Можно утверждать, что исихазм в той форме, в которой он внедрялся на Руси, был не столько мистического, сколько аскетического характера. «Умное делание» («умная молитва») русских монахов изначально и в «теоретическом» плане было скорее аскетикой, чем мистикой, представляя собой целую систему определенных психофизических методов приведения человека в экстатическое состояние, в основе которых лежали самообладание, самоанализ и нравственное самосовершенствование. Центральный же мистический элемент исихазма, даже в его «практическом» аскетическом варианте, являлся средством утверждения и проявления (пусть даже не всегда осознанного) человеческой индивидуальности, ее своеобразия и самоценности. Именно нравственно-аскетический пафос русского монашества определил общую направленность первых ростков философского знания на Руси (о чем, в частности, писала в своих работах М.В.Безобразова).

Однако к XVIII в. в богословской литературе России не сохранилось источников о непосредственных способах духовного делания. Старец Паисий Величковский собрал, тщательно сверил и широко распространил славянские переводы древних аскетических литературных памятников, тем самым возродив древний мистико-аскетических путь духовных поисков в России Нового времени. Благодаря деятельности старца Паисия Величковского в России было сформировано течение старчества XIX в., как особенное явление русской духовной жизни, со своими преданиями, правилами и приемами.

Этот факт создания, по существу, первой русской школы и традиции мистического делания в России не мистиком, а ревностным духовным подвижником и религиозным этиком — факт чрезвычайно показательный и характерный. Ведь мистики в лоне христианской церкви на Руси и в России всегда свои деяния и достижения устремляли к общественному благу, подчиняли их идее нравственного служения.

Западноевропейское масонство, проникшее в Россию в начале XVIII в., будучи одним из влиятельнейших направлений западного мистицизма, на русской почве трансформировалось в своеобразную школу внецерковно-религиозной аскетической этики. «Новая религия» и новая «внутренняя церковь», чаемые русскими вольными каменщиками, должны были строиться на новой форме мистицизма. Однако, по существу, русское масонство ограничилось некоторым обновлением православия, в лоне которого осталось большинство русских масонов. В конечном счете, русское масонство сформировалось в первое секуляризованное культурно-просветительское и социальное движение, обладавшее целостным мировоззрением, в русле которого внецерковная христианская религиозность сочеталась с философско-мистической и научно-ориентированной мыслью. Русские масоны впервые широко пропагандировали западные мистические литературные источники. Но основной идеей русского масонства оставалась мысль о необходимости религиозно-нравственного самосовершенствования, потому именно этика в масонском мировоззрении предстала в качестве действенной силы преображения отдельного человека и общества в целом (а отнюдь не специфическая мистическая практика). Именно в русском масонстве сформировалась отличительная черта позднейшей русской светской культуры: деятельное внесение религиозной нравственности в секуляризованные течения, насаждавшиеся и с Востока, и с Запада.

Как и в большинстве стран Европы и Нового Света, значительную роль в русской духовной культуре XIX в. сыграл спиритизм. Явившись первым всемирным свободным духовным движением, не собственно религиозного или мистического, а скорее — новейшей формой оккультизма, спиритизм стал прямо использовать непознанные наукой способы взаимодействия здешнего и Иного миров. Нужно подчеркнуть, что спиритические эксперименты большинства спиритов зачастую стыкуются с низшими формами осовремененной магии, не способствуя индивидуальному духовному развитию. Но в целом, увлечение спиритизмом позволило культуре XIX — начала XX в. оттолкнуться от чрезмерного увлечения материализмом, позитивизмом и рационализмом. И до тех пор, пока спиритизм, в форме спиритуализма, не претендовал на роль «новой религии», он в значительной мере стимулировал новейшие направления в науке, философии и художественной культуре. Научный вклад академиков А. М. Бутлерова и Н. П. Вагнера в изучение спиритических феноменов. А также А. Н. Аксакова и Д. Н. Цертелева — в его философское осмысление еще не оценены по достоинству, вплоть до наших дней.

Предрасположенность к мистицизму в самом русле развития русской философии определялась и ее историческими корнями: в первую очередь, тесной и неразрывной связью с православием, богословской и религиозно-философской мыслью, а также с определенными западными влияниями, как философскими, так и философско-мистическими (Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше, Гартман — в философиимасонство, розенкрейцерство, спиритизм и спиритуализм, теософия, антропософия и т. д. — в широком культурном контексте).

До середины XIX в. мистицизм как бы опосредованно включался в те или иные системы русской религиозно-философской мысли, как православного, так и вневероисповедного толка.

В первой откровенно иррационально-мистической ветви самобытной русской философии — идеологии славянофильства — были только намечены возможности путей отхода от православной догматики в сторону свободного философского-мистического творчества (отлившись в понятиях «соборности» и «живознания»). На подступы к подлинной «мистической философии» вышел Вл.С.Соловьев. Конечно, невозможно твердо утверждать, что до него русские мыслители не получали «откровений» и не использовали их данные в построении собственных теорий и концепций. Но Соловьев был первым, кто открыто заявил о своем мистическом опыте и предпринял грандиозную попытку построить на его основе целостную философскую систему.

Потому именно Вл. Соловьев влил в русскую философию живую кровь, видя в ней самой подлинную жизнь, а не просто род профессиональной деятельности или разновидность науки. Преклоняясь перед жизненным подвигом Сократа, он также стремился воплотить не новое «знание», а новую форму жизненного делания, которое в христианском ключе может трактоваться как «умно-сердечное» и религиозно-мистическое, а в философском ключе — как целостно-познавательное и конкретно-практическое. Несомненно, верный основным принципам рационалистического новоевропейского мышления, Соловьев был устремлен к решению сформулированной им самим в юности задачи- «выражению христианской истины в формах современного разумного сознания», которая и была основой чаемой им «теоретической философии» .

Но как стало очевидно уже в истоках этой новой философии (или метафизике), заложенных в его юношеской рукописи «София», «религиозный» и «школьно-философский» крен в его самоотношении к собственным мистическим интуициям предопределил его философско-религиозное, а не мистико-философское развитие. В результате, его десять «потерянных» лет (по его же собственному признанию) были посвящены, по существу, поискам «новой религии», а не созданию новой «мистической философии», при этом сам характер его мистических постижений в зрелые годы резко отличался от юношеских прозрений, пусть даже и связанных с оккультно-мистической практикой спиритизма (но вовсе ими не обусловленных).

И все же основная мистическая или, если угодно, мистико-философская концепция получила свое воплощение в рукописи «София», и даже не опубликованная при жизни и в течение почти столетия после смерти философа, она сыграла свою роль, опосредованно прозреваемая духовными наследниками и последователями великого философа-мистика (здесь имеется в виду не только софиология, но и онтологические, гносеологические, антропологические и т. д. исследования русских философов начала XX в., главным образом, находившихся за рубежами России).

Философско-мистический опыт Соловьева, не ставший основой новой религии, тем не менее, открыл путь рассудочному интеллектуализму в сфере религиозных переживаний. Но развитие русского мистицизма, как феномена и значительного этапа мирового мистического движения, выравнивало крен в том реальном взаимодействии мистики и философии, которое, как рассматривалось выше, и определяло, в значительной мере, сам ход и направление развития русской философии начала XX в. Сомасштабность русского мистицизма мировым религиям, его вселенский и синтетический характер определил ту роль, которую реально сыграли в развитии русской философии и культуры русские мистики-нефилософыА.Шмидт, Е. Блаватская и Г. Гурджиев.

Именно в русском мистицизме были впервые раскрыты конкретные системы современного мистико-религиозно-философского мировоззрения, по существу, ориентированные на формирование новой ментальности, т. е. предполагая, наряду с определенными мировоззренческими структурами, сформированный пласт до-сознательных (и до-психических) импульсов к деятельности, наиболее ярко проявляющихся в обыденной жизни. Потому сознательно вводимые русскими мистиками (включая и Вл. Соловьева) новые смысложизненные установки и ценности предназначались не просто для формирования новых видов деятельности, но — к новым формам жизненного творчества, как мистического делания.

Как показал ход развития зарубежной русской философии вплоть до середины XX в., формирование «другой философии» в России состоялось, причем не в виде одного, а сразуспектра направлений, определяемых творчеством новой генерации философов-мистиков: Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, А.Белого. И, хотя эти системы не получили широкого понимания и развития в западных философских школах, все-таки они смогли сохраниться в качестве классических образцов русской мистически ориентированной философии.

Таким образом, мистицизм в русской духовной культуре XIX — начала XX века во всех своих видах — мировоззренческий, теоретический и культурологический — сыграл важную роль, в значительной степени определяя собой то, что сегодня принято называть своеобразием «русского духовного возрождения», «серебряного века» русской художественной культуры и религиозно-философской мысли.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аксаков 1 Аксаков А. Н. Анимизм и спиритизм. Критическое исследование медиумических явлений и их объяснения гипотезами «нервной силы», «галлюцинации» и «бессознательного». В ответ Э. фон-Гартману. СПб., 1893.
  2. Аксаков 2 Аксаков А. Н. Медиумизм и философия. Воспоминание о проф. Московского университета П. Д. Юркевиче.// Русский вестник. 1876,№ 1.
  3. Аксаков 3 Аксаков А. Н. Памятник научного предубеждения. СПб., 1883.
  4. Аксаков 4 -Аксаков А. Н. Разоблачения. История медиумической комиссии при Физическом обществе Санкт-Петербургского университета. СПб., 1883.
  5. В.Н. Философия всеединства. От В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск: Наука, 1990.7Акутагава Рюноскэ. Паутинка. М.: Правда, 1987.
  6. Андроник, игумен (Трубачев). Из истории книги «Столп и утверждение истины». // Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М.:Правда, 1990. Т. 1(2).j Анкос 1 Анкос Ж. (Папюс) Первоначальные сведения по оккультизму. Спб, 1904.
  7. Ф Анкос 2 Анкос Ж. Человек и вселенная. Общий обзор оккультных знаний. Лекции, читанные в Париже. М.: Спираль. Вып.1. 1909- Вып.2. 1913.
  8. Т.Ф. Оккультные законы эволюции: (метафизические представления архаических восточных философий по эволюции миров). Новосибирск, 1992.
  9. А.Н. Поэтические воззрения славян на природу, М., 1865−1869. Т.З.
  10. Т.А. Знаменитые русские масоны. М.: Интербук, 1991.
  11. Я.Л. Переписка московских масонов ХУШ в. Пг., 1915.
  12. Безобразова 1 Безобразова М. В. Заметка о Диоптре. // ЖМНП. 1893, № 2. 4.290.
  13. Безобразова 2 Безобразова М. В. Изречения св. Кирилла и «Послание митрополита Никифора».// Изв.ОРЯС. Спб, 1898. Т.З. Kh.IV.
  14. Безобразова 3 Безобразова М. В. Исследования, лекции, мелочи. Спб.: Родник, 1914./Безобразова 4 Безобразова М. В. О «Великой науке» Раймунда Луллия в русских рукописях ХУП в.// ЖМНП, 1896. 4.303. Вып.№ 2.
  15. Безобразова 5 Безобразова М. В. Творения св. Дионисия Ареопагита.// Богословский вестник. Сергиев Посад, 1898, № 2.
  16. В.Г. Полн.собр.соч. в 13-ти тт. М., 1953−1959. Т.5.i Белый 1 Белый А. Начало века. М.: Худ. лит., 1990.
  17. Белый 2 Белый А. На рубеже двух столетий. М.: Худ. лит., 1989.
  18. Белый 3 Белый А. Между двух революций. М.: Худ. Лит., 1990.
  19. Белый 4 Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.
  20. Бердяев 1 Бердяев H.A. Алексей Степанович Хомяков. М., 1912.
  21. Бердяев 2 Бердяев H.A. Новое религиозное сознание и общественность.СПб., 1907.
  22. Бердяев 3 Бердяев H.A. Основная идея Вл.Соловьева. // Бердяев о русской философии. Свердловск: Изд. УрГУ, 1991. 4.2.
  23. Бердяев 4 Бердяев H.A. Повесть о небесном роде. // Шмидт А. Н. Третий Завет. Спб.: Александра, 1993.
  24. Бердяев 5 Бердяев H.A.Самопознание. М.: Книга, 1991.
  25. Бердяев 6 Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.- Бердяев 7 Бердяев H.A. Дух и реальность. Основы Богочеловеческой духовности. Paris: YMCA-Press, б.г.(1937).
  26. Бердяев 8 Бердяев H.A. Pro et contra. Кн.1. Спб.: РХГИ, 1994.
  27. Е.Э. Персидский театр. JL, 1924.уБертонР.Э. Само-Воспоминание. Спб.: АО «Комплект», 1996.
  28. V Бертрам Д. Г. История розги. Т. 1−2. М.: Просвет, 1992.
  29. Блаватская 1 Радда-Бай (Блаватская Е.П.) Из пещер и дебрей Индостана. Письма на родину. Т.1. М.: изд. М. Каткова, 1883.1.блаватская 2 Блаватская Е. П. Биографические сведения. Сочинения, вышедшие в Англии. Харьков, 1991(репр. 1911 г.).
  30. Блаватская 3 Блаватская Е. П. Некоторые указания для каждодневного пользования. // Блаватская Е. П. Теософия и практический оккультизм. М.: Сфера, 1993.
  31. Блаватская 4 Блаватская Е. П. В поисках оккультизма. М.: Сфера, 1996.
  32. Блаватская 5 Блаватская Е. П. Тайная доктрина. Riga: Uguns, 1937. Т. 1−2.
  33. Д.И. Религиозно-общественные течения в современной русской жизни и наша православно-христианская миссия. Спб., 1909.
  34. Бонгард 1 Бонгард- Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. М.:Наука, 1980.
  35. Бонгард 2 Бонгард-Левин Г. М., Герасимов A.B. Мудрецы и философы Древней Индии. М.:Наука, 1975.
  36. . От Шанидара до Аккада.М.-.Наука, 1976.
  37. В.В. У истоков древнеиндийской философии. // Древнеиндийская философия (начальный период). М.:Мысль, 1972.
  38. Булгаков 1 Булгаков С. Н. Философские воззрения Владимира Соловьева. Отчет о лекции проф. СНБ в г. Киеве и стенографическая запись прений (под ред. докладчика и оппонентов). // <Новый путь, с.71-104> Отд. Оттиск. Спб., 1903.
  39. Булгаков 2 Булгаков С. Н. Православие. М.:Терра, 1991.
  40. Булгаков 3 Булгаков С. Н. Свет невечерний. М.: Республика, 1994.
  41. Булгаков 4 Булгаков С. Н. Тихие думы. М: Республика, 1996.
  42. Бутлеров 1 Бутлеров A.M. Антиматериализм в науке. Нейральный анализ Иегера и гомеопатия. Спб.: изд. ж-ла «Ребус», 1883.
  43. Бутлеров 2 Бутлеров A.M. Кое-что о медиумизме. Об изучении медиумических явлений. Спб.: изд. ж-ла «Ребус», 1884. уБэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.^Вагнер Н. П. Письмо к редактору по поводу спиритизма. // Вестник Европы, апрель 1875 г.
  44. Э. Мистики XX века. Энциклопедия. М.: Миф Локид, 1996.
  45. Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли. М.:Наука, 1989.
  46. Введение христианства на Руси. М. Мысль, 1987.
  47. Введенский 1 Введенский А. И. Об атеизме в философии Спинозы. // Вопросы философии и психологии. М., 1897. Кн.2 (37).
  48. Г’Введенский 2 Введенский А. И. Судьбы философии в России. М., 1898.
  49. Введенский 3 Введенский А. И. Философские очерки. Прага: Пламя, 1924.
  50. Девятнадцатый век. Исторический сборник. Т.1. М., 1903.$ Джеймс 1 Джеймс У. Зависимость веры от воли и другие опыты популярной филосо-фии.СПб.: изд.М. В. Пирожкова, 1904.
  51. Джеймс 2 Джемс В. Многообразие религиозного опыта. М., 1910.
  52. А. Русские на Афоне. Очерк жизни и деятельности игумена Русского Пантелеймоновского монастыря священника-архимандрита Макария (Сушкина). СПб, 1895.
  53. И. Спиритизм. Харьков, 1910.
  54. Довнар Довнар-Запольский М. В. Семен Иванович Гамалея. // Масонство в его прошлом и настоящем. М.: СП «ИКПА», 1991 (репр. 1914 г.) Т.2.
  55. JI.K. Андрей Белый и его роман «Петербург». Л.: Сов. писатель, 1988.0'Елизаренкова Т. Я. Об Атхарваведе. // Атхарваведа: Избранное. М.: Наука, 1989.- Еременко В. П. Мистика в православии. Киев: Вища школа, 1986.
  56. Ермичев 1 Ермичев A.A. Три свободы Николая Бердяева. М.: Знание, 1990.
  57. Ермичев 2 Ермичев A.A. «Я всегда был ничьим человеком.» Вступ.ст. // Н. А. Бердяев. Pro et contra. Кн. 1. Спб.: РХГИ, 1994. рЕстественнонаучные представления Древней Руси. М.: Наука, 1988.
  58. Жирмунский В. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1914.
  59. Замалеев 1 Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. Спб.:изд. СпбГУ, 1995.
  60. Замалеев 2 Замалеев А. Ф. Лепты. Исследования по русской философии. Спб.: изд. СПбГУ, 1996.
  61. Замалеев 3 Замалеев А. Ф. Философская мысль в средневековой руси. Л.: Наука, 1987.
  62. А.Ф., Зоц В.А. Мыслители Киевской Руси. Киев: Вища школа, 1987.
  63. В.В. История русской философии. Париж, 1948−1950. Т.1−2.
  64. Л.И. Сквозь лики мира. Критика философских оснований мистицизма. М.: Молодая гвардия, 1979.
  65. Иванов 1 Иванов В. В., Топоров В. Н. Мокошь. // Мифы народов мира. М.: Сов. Энциклопедия, 1982. Т.2.
  66. Иванов 2 Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие системы. М., 1965.
  67. Иванов 3 Иванов В. В., Топоров В. Н. Чернобог // Мифы народов мира. М., 1982. Т.2.
  68. Иоаннов. Дополнительные сведения о Татариновой и о членах ее духовного союза. // Русский архив. 1872, № 12.
  69. Источники по истории еретических движений XIV- начала XVI в. М.-Л., 1955.
  70. XX вв. Критика современных буржуазных интерпретаций. М.: ИФ РАН, 1987.
  71. Л.П. Основы средневековой религиозности в ХП-ХШ вв., преимущественно в
  72. М.: Наука, 1977- он же. Народная социальная утопия в России, XIX в. М.: Наука, 1978.Клибанов 2 Клибанов А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М.: Наука, 1973.
  73. Клибанов 3 Клибанов А. И. Юродство как феномен русской средневековой культуры. // Диспут. Историко-философский религиоведческий журнал. № 1, январь-март. М.: Луч, 1992.
  74. Ф. Пробуждающееся мышление. М.: Прогресс, 1983. / Ключевский В. О. Сочинения. М., 1959. Т.8.
  75. А.Д. Суфизм. // Ислам: Историографические очерки. Под общ ред. С. М. Прозорова. М.: Наука, 1991.
  76. В.А. О значении христианского подвижничества в прошлом и настоящем.
  77. Кравченко 5 Русская философия. Краткий энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995. (Статьи: «Безобразова», «Блаватская», «Гурджиев», «Теософия в России», «Успенский» и др.)
  78. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994. /Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство. М., 1885−1886. Т.1−2. Лииник Ю. В., Орионский Т. Абсолютное. Петрозаводск, 1993.
  79. Лихачев 1 Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. 7 М.-Л., 1962.
  80. Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М.: Наука, 1987. «Лукьянов 1 Лукьянов А. Е. Истоки Дао: древнекитайский миф. М.: ИНСАН, РМФКД992. /Лукьянов 2 — Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия).
  81. М.: ИНСАН, РМФК, 1992. «/Лукьянов С.М. О Владимире Соловьеве в его молодые годы. Материалы к биографии. М.:
  82. Книга, 1990. Т. 1- т. П, кн. 1, 2, 3- т. Ш.. Луния Б. Н. История индийской культуры. М., 1960.
  83. Г. Г. Роль Софии-Мудрости в истории происхождения философии. // Логос. 1991, ^ № 2.
  84. С.К. На Парнасе Серебряного века. Мюнхен, 1962.Максимов 1 Максимов C.B. Крылатые слова. М., 1955. '^Максимов 2 — Максимов C.B. Собр.соч. Т.17. Спб., 1912.
  85. Митрохин 1 Митрохин JI.H. Мистицизм как историко-культурный феномен.// Вопросы научного атеизма. Вып. 38. Мистицизм: проблемы анализа и критики. М.: Мысль, 1989.
  86. Митрохин 2 Митрохин JI.H. Религии «нового века». М.: Сов. Россия, 1985.
  87. Михайловский-Данилевский A.A. Из воспоминаний. 1822 г.// Русская старина, 1900. Т. СШ. Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М.: Республика, 1995.
  88. А. Спиритизм перед судом христианства. Спб., 1896. Налимов В. В. В поисках иных смыслов. М.: Прогресс, 1995. Некрасов 1 — Некрасов С. М. И. В. Лопухин — автор «Духовного рыцаря.» // <Лопухин
  89. М.А. История сношений человека с дьяволом. М.: Республика, 1992. (Репр. 1904 г.)
  90. A.M. Юродивые на Руси. // Азъ (приложение к газете «Литератор»).Л., 1990. № 1. ¦ Парнов Е. И. Трон Люцифера. Критические очерки магии и оккультизма. М.: Политиздат, 1985.
  91. Переселение душ. Проблема бессмертия в оккультизме и христианстве.Сб.ст. Paris: YMCA-^ Press, 1935.
  92. А. Логос-медитация древней церкви. Умное делание. Мюнхен: Товарищество зарубежных писателей, 1964. &bdquo-Поликарпов B.C. Наука и мистицизм в XX в. М.: Мысль, 1989.
  93. Г. С. Некоторые течения восточного религиозного нигилизма. Автореферат. М., :л 1968.
  94. Ю. Философско-эстетические воззрения Фридриха Шлегеля.// Шлегель Ф. Эстетика, философия, критика. М.: Искусство, 1983. /Преображенский П. Ф. Тертуллиан и Рим. М.: Прибой, 1926.
  95. С.О. Рудольф Штейнер и краеугольные мистерии нашего времени. Ереван: Ной, 1992.
  96. В. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946. Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л.: Наука, ^ 1978. cV- Пыпин A.H. Русское масонство в ХУШ и первой четверти XIX в. Пг.: Огни, 1916.
  97. B.JI. Образ мира в зеркале алхимии. М.: Энергоиздат, 1981.
  98. Э.Л. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. Спб.: Образование, 1913.
  99. Рашковский 1 Рашковский Е. Б. Владимир Соловьев: учение о природе философского знания. // Вопросы философии. 1982, № 6.
  100. ЗРашковский 2 Рашковский Е. Б. «На космическом перевале» (востоковедная эвристика русской религиозно-философской мысли XIX — XX века).// Ориентация — поиск. Во сток в теориях и гипотезах. М.: Наука, 1992.
  101. Е.Б., Хорос В. Г. Проблема «Запад — Россия — Восток"в философском насле дии П.Я.Чаадаева. // Восток — Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М.: Наука, 1988.
  102. Реутский. Люди божьи и скопцы. М.: Тип. Грачева, 1872.
  103. Розанов 1 Розанов В. В. В темных религиозных лучах. М.: Республика, 1994.
  104. РозенбахП.Я. Современный мистицизм. Критический очерк. Спб.: изд-во К. Л. Риккера, 1891.
  105. Рудой Рудой В. И., Островская Е. П. О специфике историко-философского подхода к из учению индийских классических религиозно-философских систем. // Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М.: Наука, 1987.
  106. .А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981.
  107. СамаринЮ.Ф. Сочинения. М&bdquo- 1877. Т.1.
  108. В.А. Эстетика русского модернизма. Проблема «жизнетворчества». Воронеж: изд.-ч ВГУ, 1991.
  109. П.Я. Мистицизм конца XIX в. в его отношении к христианской религии и фило софии. Спб., 1897.
  110. A.B. Русское масонство в ХУШ в. // Масонство в его прошлом и настоящем. М.: СП «ИКПА», 1991 (репр.1914 г.). Т.1.
  111. Н.С. Философия богоискательства. М.: Политиздат, 1986.
  112. Е.В. Вериги «старого"мышления (о необходимости изживания мистицизма). //с Философия и ее место в культуре. Новосибирск, 1990.
  113. Семенцов 2 Семенцов B.C. Проблемы интерпретации брахманической прозы. М., 1981.
  114. Сен-Жермен. Курс по алхимии: Наука самотрансформации. М.: Золотой век, 1993.
  115. СкобцоваЕ.Ю. Миросозерцание Вл.Соловьева. Paris: YMCA-Press, 1929.
  116. Слова преп. Симеона Нового Богослова. М., 1892. Вып.2.
  117. В. Борьба с антихристом под городом Тирасполем.// Русская старина. 1913, апрель- май- октябрь — декабрь.
  118. И.И. Афонское монашество в его прошлом и современном состоянии. Спб., 1904.
  119. Соколовская 1 Соколовская Т. О. Капитул Феникса. Пг., 1916.
  120. Соколовская 2 Соколовская Т. О. Обрядность прежнего русского масонства. // Русская старина. 1907. Т. 132, декабрь.
  121. Соловьев 3 Соловьев Вл.С. Мистика. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. ' Спб., 1896.Т.Х1Х (37).
  122. Соловьев 10 Соловьев B.C. Оправдание добра. 2-е изд. Спб., 1899.
  123. Соловьев 11 Соловьев B.C. Религиозные основы жизни. М., 1885.
  124. Соловьев 12 Соловьев B.C. Россия и вселенская церковь. М., 1911.
  125. Соловьев 13 Соловьев B.C. О действительности внешнего мира и основании метафизического познания (ответ К.Д.Кавелину). // Русский Вестник. 1875, июнь. Соловьев 14 Соловьев B.C. Офиты. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. ХХП-а. Спб., 1897.
  126. Соловьев 15 Соловьев B.C. Каббала. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  127. Турилов Турилов A.A., Чернецов A.B. К изучению «отреченных» книг. // Естественнонаучные представления Древней Руси. М.: Наука, 1988. Тухолка С. Оккультизм и магия. Спб.: А. С. Суворин, 1907.
  128. А-Фомин В. П. Сокровенное учение античности в духовном наследии Платона. М.: Аргус, v 1994.
  129. A.A. Суфийская ритуальная практика (На примере братства Накшбанди).
  130. Спб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1996. //Хлебников Г. В., Подгол В. М. Критический анализ некоторых мистических аспектов фило ч софии иудаизма. Витебск, 1989. •/Хомяков A.C. Сочинения.: В 6-ти кн. П., 1915.
  131. С.С. После перерыва. Пути русской философии. Спб.: Алетейя, 1994. /Цертелев 1а Цертелев Д. Н. Публичная беседа о спиритизме. // Ребус. 1884, № 15. •¿-Цертелев 16 — Цертелев Д. Н. Публичная беседа о спиритизме (продолжение).// Ребус. 1884, * № 17.
  132. Цертелев 2 Цертелев Д. Н. Спиритизм с точки зрения философии. Медиумизм и границы ^ возможного. Спб.: изд. Н. Г. Мартынова, 1885.
  133. Четвериков 1 Четвериков С. Из истории русского старчества. //Путь. 1925, № 1, сентябрь. / Четвериков 2 — Четвериков С. Путь умного делания и духовного трезвения. // Путь. 1926, № 3, март-апрель.
  134. Чиж В. Ф. Психология наших праведников. И Вопросы философии и психологии. М., 1906. Кн.5(85).
  135. В.П. О становлении философской концепции Н.Бердяева. // Философские нау ки. 1968, № 6.
  136. Г. Г. Мудрость или разум? // Мысль и слово. М., 1901. ci Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд. МГУ, 1993.
  137. Encyclopedia of the unexplained. Magic, occultism and parapsychology. Ed. by R. Cavendish. L.: f Routledge and K. Paul, 1974. .Ernst C. Words of Ecstasy in Sufism. N.Y., 1985.
  138. Harrison J.E. Ancient Art and Ritual. L., 1935.
  139. Johnson K.P. Initiates of Theosophical Masters. Albany: State Univ. Press of N.Y., 1995. .?Jones Rufus M. The flowering of mysticism. The friends of god in the 14-th cent. N.Y.: Macmillan, 1940.
  140. Judach S. The History and Philosophy of the Metaphysical Movement in America. Philadelphia, Г 1967.
  141. Kretshmer E. Korperbau und Charakter.// 21/ 22 Aufl. Heidelberg, 1955.1.fort R. The Teachers of Gurdjieff. L., 1967. «/Light from light: An anthology of Christian mysticism. Ed. by Dupre L., Wiseman J. A. N.Y.:
  142. Mahwah- Paulist press, 1988.? Louth A. The origins of the Christian mystical tradition: From Plato to Denys. Oxford:
  143. Clarendon press, 1981. «Machado U.P. Os intelectuais e о espiritismo: De Castro Alves a Machado de Assis.
  144. Rio de Janeiro: Antares, (Brasilia): INL, 1983. Moore J. Gurdjieff and Mansfield. L.: Routledge& Kegan Paul, 1980. Mystica. Mystica. // Encyclopaedia Britannica. Macropaedia. Vol. VI. P.25−26. Olcott H.S. Old Diary Leaves. L., 1892. Vol. 1−2.
  145. Stevens E. An Introduction to Oriental Mysticism. NY.: Paulist press, 1973. ?/Suzuki D.T. Mysticism Christian and Buddhist. L.: Allan and Unwin, 1957. //Theosophist «The Theosophist"(oAHH из ведущих теософских журналов, основанный
Заполнить форму текущей работой