Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Идея единства математики, музыки и космологии в философии А.Ф. Лосева

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Взаимосвязь математики, музыки и космологии, являющаяся^ предметом исследования в предлагаемой работе, выражает одну из основньрс тенденций современной духовной культуры стремление к: междисциплинарному синтезу, диалогу различных форм человеческой деятельности. Дифференциация научного и: философского знания, характерная? для европейской культурыначиная5 с ХуН века, способствовала утрате… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Взаимосвязь математики, музыки и космологии в истории философской мысли: ретроспективный анализ
    • 1. 1. Пифагорейская триада «Математика-Музыка—Космос» в полифонии философских идей античности
    • 1. 2. Взаимосвязь математики, музыки и космологии в философских концепциях средневековья и Возрождения
    • 1. 3. Разрушение пифагорейской триады «Математика-Музыка~Космос в новоевропейской философской традиции
  • Глава, 2. Математика- музыка, космос в философии А. Ф. Лосева: восстановление единства в контексте культурных трансформаций конца
    • XIX. — начала XX вв
    • 2. Л. Взаимосвязь математики, музыки и космологии в философской рефлексии русских мыслителей XIX — XX вв
      • 2. 2. Диалектико-феноменологический метод А. Ф. Лосева как способ раскрытия идеи единства математики, музыки и космологии
      • 2. 3. г. Реконструкция пифагорейской триады «Математика-Музыка-Космос» в философии А.Ф. Лосева
      • 2. 4. Своеобразие лосевской-идеи единства математики, музыки и космологии в философии
  • Глава 3. Место лосевской идеи единства математики, музыки и, космологии в современной культуре
    • 3. 1. Влияние идей А. Ф. Лосева на русскую и зарубежную мысль XX начала XXI века
      • 3. 2. Идея единства математики, музыки и космологии в контексте современных тенденций в науке и философии

Идея единства математики, музыки и космологии в философии А.Ф. Лосева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Взаимосвязь математики, музыки и космологии, являющаяся^ предметом исследования в предлагаемой работе, выражает одну из основньрс тенденций современной духовной культуры стремление к: междисциплинарному синтезу, диалогу различных форм человеческой деятельности. Дифференциация научного и: философского знания, характерная? для европейской культурыначиная5 с ХуН века, способствовала утрате целостного взгляда на. мир. Деление науки на все более: узкие и специализированные области оказалось эффектйвным лишь на первых этапах становления и развития различных дисциплинОднако постепенно культура превратилась в совокупность самодостаточных^ замкнутых в себе областей человеческой деятельности, что послужило препятствием для: конструктивного диалога не только/ между представителями естественнонаучной. и гуманитарной культуры^ но и между специалистами, работающими в разных разделаходнойитой же науки. Сосредоточенность нарешении частных вопросов приводит к-неспособн (рсти смотреть на проблему с позиции целого^ к утрате: связей! между различными? областями? культуры^ и самой действительностью. Мир: современного человека распадаетсяна дискретные специализированные области, что влечет за собой взаимное непонимание и отчуждение.- В современном мировоззрении утрачивается целостный образ мира как места, где. человек мог бы благостнр и надежно себя устраивать. «Современность возжаждала синтеза более, чем всякая другая эпоха. Философская мысль расплачивается теперь своей беспомощностью и тоской по высшему синтезу за слепое самоот^ание технике и «открытиям» XIX века, за. долгое блуждание в лабиринте гарсерлогическрйсхоластики, за безрелигиозность, под знаком*, которой протекла вся1 новая культура. Утомленные, подошли мы к XX веку все с тем же вековечным вопросом: что есть истина?"1 нэти слова А. Ф. Лосева как нельзя лучше отражают духовную ситуацию начала третьего тысячелетия.

Вэтой связи становится понятным повышенный интерес к философии А. ФЛосева, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Благодаря своим фундаментальным работам в самых разных областях, в том числе в истории культуры Античности, Средневековья" и Возрождения, А. Ф. Лосев стал крупнейшим ученым мирового значения.. Равновеликое внимание к различным сторонам бытия сделало произведения А. Ф. Лосева привлекательными в глазах многих российских и зарубежных исследователей, особенно в последние десятилетия, когда стали доступны труды А. Ф. Лосева 20-х — начала 30-х годов XX века: «Античный: космос и современная наука», «Философия имени», «Музыка как предмет логики», «Диалектика числа у Плотина», «Очерки античного символизма», «Диалектика мифа» и др. Однако следует отметить, что обширное и мнргрпланрвое. наследие мыслителя до сих пор остается малоизученным.

Из многих произведений А.Ф. Лосева-явствует, что мыслитель не принимает образ Вселеннойпредложенный новоевропейскрй наукой, указывая, прежде всего, на. его бесформенность, невыразительность, нерельефность, — в том мире человеку неуютно. «Механика Ньютона построена на относительности и нигилизме, при котором нет ничего абсолютного ни в чем, и все растекается и рассыпается в бесконечное число друг другу враждебных и уходящих в бездну нигилизма жалких монад"2. Согласно точке зрения Лосева^ мир надо видеть живым и осмысленным, что было характерно для античности и ее понимания космоса как прекрасного живого существа. Подчеркивая глубинную взаимосвязь математики, музыки и космологии в античной культуре, мыслитель выдвигает идею современности античного космоса. Именно в древнегреческой культуре формулируется.

1 Лосев А. Ф. Эрос у Платона // А. Ф. Лосев. Бытие — Имя — Космос. — М., 1993. — С. 32.

1 Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука // А. Ф. Лосев. Бытие — Имя — Космос. -М., 1993.-С. 498. виденье мира как. «роднрго дома человеческого бытия». Прежде всегоэто мир, который не. игнорировал бы судьбы человека и был бы гуманистическим, который ценил бы каждый ивдивидуум и спасал бы его, давая ему абсолютное место. Согласно Лосевуисследования античной культуры, могут способствовать, восстановлению утраченного новоевропейской наукой целостного образа Вселенной.

Таким образом, идея единства математики, музыки и космологии, предложенная: в философии А.<1>-. Лосева,'- звучит современн9 и своевременно. Системная? реконструкция? данной идеи способна послужить более полному и адекватному осмыслению современных тенденций в науке, теории музыки и философии:

Степень научной разработанности проблемы, поставленной в настоящем исследовании, определяется, совокупностьюрезультатов! полученных в работах, так или иначе касающихсяидеи единства математики,. музыки и космологии. Выделим несколько тематических групп, которые составляют проблемное поле предлагаемой диссертации.

1. Работы по историю античной философии, затрагивающие проблему взаимосвязи математикимузыки и космологии в античности, среди которых можно выделить труды П. Адо, В. Ф. Асмуса, А. В. Волошина, В-П. Гайденко, Т. Гомперц, Д. В. Джохадзе, Д. Диллона, Л. Я. Жмудь, Р. В: Светлова, МЖ) — СимаковаЭ. Целлера, А. Н (. Чанышева и др., где под различными углами зрениядан анализ влияния идей пифагореизма на последующие философские учения, в ходе которого раскрываются пифагорейское понимание математикимузыки. и космологии.

2. Работы: по истории западной философии, рассматривающие взаимосвязь математики, музыки и космологии в истории западной философии от средневековьяг до начала XX векасреди которых стоит отметить исследования Л. М. Баткина, Н. ЯБерковского, Р: М. Габитовой, Е. В. Герцмана, А. Х. Горфункеля, М. А. Гуковского, Ю. К. Евдокимова,.

H.A. Симакова, A.B. Койре, Б.Г. Кузнецова^ F.F.Майоров'а, Б. Рассела и др. Прежде всего в этих- .работах. прослеживается— влияние античньк учений-, в частности^ пифагорейских й^ещ на философские концепции мыслителей средневековья^ Возрождения, немецкого романтизма.

3. Труды по историй русской философий, касающиеся вопроса взаимосвязи математики, музыки? и космологии, среди которых, можно выделить работы H.A. Бердяева.- А: В: Гулыги, И. А. Ильина, В. В. Калиниченко, Ю. А. Кремлева, В. В. Мороз, G.JI. Франка^ С. С. Хоружего и др. Стоит отметить, что в работах по русской философии основное внимание, сосредоточено на категории*. Всеединства^ котораястановится ключевой, начиная с философии ВСоловьеваРаботы Ю-А. Кремлева, C. CV Хоружего* посвящены осмыслению: вопросавзаимрсвязи математики и музыки в концепциях русскихмыслителей.

4. Историко-философские работы, затрагивающие проблему взаимосвязи! математики и музыки, принадлежащие таким авторам: как Г. Абдулладзе, Э-Ансерме-. М^А. АркадьевР. Вагнер, A.B. Волошин, Р: Х. Зарипов, Ю. А. Кремлев, Л-А.~ Мазель,' В! Ш Марутаев^. И.Б. ГГясковский, Э. К. Розенов, В. К: Суханцева, В. П. Шёстаков и др. Кроме того, в работах В. К. Суханцевой и В .П. Шестакова обращаем внимание на проблему взаимосвязи музыки и космологии. Работы Г. Абдулладзе, Э. Ансерме, JI.A. Мазель. знакомят нас ссущностью щзык^ьного искусства, что является необходимым при рассмотрении проблемы взаимосвязи математики и музыки.

5. Исследования-, посвященные вопросам диалектики • и феноменологии, позволяющие раскрыть диалектико-феноменологи'ческий метод,. предложенный: А. Ф: Лосевым, содержащиеся в трудах таких отечественных и зарубежных авторов, как Т.В. АдЬрно, Э. Берти, О. С. Зелькина, В .Г. Кузнецов, И: С. Нарский и др.

6. Работы, посвященные исследованию философского наследия А. ФЛосева, таких авторов^ как С. С. Аверинцев, В. В. Бибихин, В. В. Бычков,.

Л.А. Гогртишвили,. Э. М. Сороко, A.A. ТахсъГоди, Е.А. Тахо-Годи, В .П. Троицкий, М. Хагемейстер, С. С. Хоружий, С. К. Шаумян и др. Следует отметить, что научный интерес к трудам А. Ф. Лосева, который возник в зарубежной литературе в ЗОгхгг. прошлого столетия, в отечественной литературе приходится на 90-х гг. XX века. В настоящее время существует достаточно большое количество литературы, посвященной. философии.

A.Ф: Лосева. Однако осмысление идеиединства математики, музыки и космологии, представленной в творчестве мыслителя, остается за рамками данных: исследований. • •.

7. Исследования^ отражающие современное состояние проблемы взаимосвязи математикимузыки и космологии, а также работы по философии: науки. и философии музыки, касающиеся вопросов взаимосвязи математики и космологии, музыки и математики, космологии и музыки, таких авторов, как,.

B.В. Бычков, Mi Бристигер, Н. Васютинский, В. ЗВойцехович,.

C. Губайдулина, В.Н. КнязевT.F. Мдивани, А. Моль, И. Стравинский,. М. Узелац, В. Фукс, Ю. Н. Холопов, С. В. Яковлев и др.

BI указанной®литературе под разными углами зрения? дан историко-философский* анализпроблемы взаимосвязи: математики— музыки, и космологии, выявлены различные аспекты взаимосвязи математики и музыки, музыки и космологии, космологии и математики. Вместе с тем в них слабо или совсем не раскрыты взгляды А. Ф. Лосева на указанную проблему.

Таким образом, ни в отечественной* ни взарубежной литературе нет отдельного исследования, специально и системно рассматривающего идею единства математики, музыки и, космологии в философии А. Ф. Лосева. Попытка такого исследования впервые: предпринимается в настоящей диссертации.

Целью, настоящего исследования является содержательное раскрытие идеи единства математики, музыки и космологии в философии А. Ф. Лосева через выявление ее историко-философских предпосылок, особенностей, а такжеопределение ее места в контексте современных тенденций в науке и философии.

Достижение-цели диссэдтащшебует выявление' духовных истокови идейных предпосылок идеи единства математики, змузыки и космологш! в истории философской мыслиэкспликация диалектико-феноменологической методологии как способа раскрытия: идеиг единства математики, музьпш и космологии: в. философииА.Ф. Лосевареконструкция" идеиединства^ математики^ музыки! и космологии в философии А. Ф. Лосева и выявление ее особенностей- -. определение месталосевской идеи единства математики, музыки и-космологии? в? историко-философском процессе, и в контексте современных тенденций в науке и философии.

Решение поставленных задач и реализация цели— исследования? потребовали применения комплексной методологииДля прояснения вопроса о связи математики, музыки икосмологиив. философии А.Ф. Лосева-необходимос: однош стороны, реконструировать-. пиф-агорейскре!: — учениег о взаимосвязиматематики, музыки ш. космологии^ проследить его развитие в истории философской мысливплоть до начала XX века. С другой стороны, необходимо подвергнуть логическому анализу различные философские концепции, раскрывающие проблему взаимосвязи математики, музыки и космологиив том или ином аспекте. Такое сочетание исторического и логического анализам позволяет раскрыть характер взаимосвязи математики, музыки и космологии в философском учении: А. ф1' Лосева. Как историческая, таки логическая реконструкция идеи единства математики, музыки и космологии осуществлялись на основе тщательной текстологической работы, включающей в себя методики: первичного (при изучении источников) и вторичного (при привлечении различного рода критической литературы) исследования при сборе данных. В диссертации использовались методы 8 имманентного интерпретирующего анализа (при анализе той или иной философской концепции) и компаративистского анализа (при сравнении различных концепций), метод синтеза как соединения интерпретированного материала в новом качестве:

Источниковую базу исследования составляют произведения античной философии (Платон, Аристотель, Прокл, Плутарх, Ямвлих и др.), средневековых мыслителей (А. Августин, С. Боэций и др.), философов Возрождения и Нового времени (Н. Кузанский, Н: Коперник, И. Кеплер, Р. Декарт, Б. Спинозы, Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель и др.), русских мыслителей, взгляды которых повлияли на мировоззрение А. Ф. Лосева и становление его идеи единства математикимузыки и ' космологии (В. Соловьев, П. ФлоренскийВ. Одоевский и др.), и идеи которых оказались созвучными лосевским представлениям. (Б. Яворский, Б. Асафьев, Г. Конюс), значительная часть трудов А. Ф. Лосева. В диссертации использовались труды современных отечественных и зарубежных специалистов^ в области философии, математики, философии музыки, истории философии, современной космологии, исследователей творческого наследия А. Ф. Лосева.

В4' ходе исследования было привлечено большое1 число работ А. Ф. Лосева различного характера. В соответствии с задачами диссертации их можно условно разделить на три группы:

— работы, являющиеся* фундаментальными? в< творчестве Лосева и позволяющие исследовать идею единства математики, музыки и космологии («Музыка как предмет логики», «Античный* космос и современная наука», «Античная музыкальная эстетика», «Очерки античного» символизма и мифологии", «Основной вопрос философии музыки», -«О музыкальном ощущении любви и природы», «Очерк о музыке», «Эллинистически-римская эстетика», «Эстетика Возрождения», восемь томов «Истории античной музыки»);

— произведения Лосева, по которым можно судить о влиянии на его творчество концепции цельного знания В. Соловьева и идеи цельного мировоззрения П. Флоренского («Вл. Соловьев», «Вл. Соловьев и его время», «Страсть к диалектике. Литературные размышления философа», «Термин „Магия“ в понимании П.А.ФлЬренского»), а также других мыслителей, каковыми явились ПифагорПлатон, Вагнер, Скрябин и другие («Платон. Аристотель», «Платон. Жизнеописание», «Эрос у Платона», «Аристотель. Жизнь и смысл», «Мировоззрение Скрябина», «Философский комментарий к драмам Рихарда Вагнера», «Исторический смысл эстетического мировоззрения-Рихарда Вагнера»);

— философско-математические сочинения Лосева («Диалектика числа у Плотина», «Критика платонизма у Аристотеля», «Хаос и структура»).

Использовались и другие произведения Лосева, которые сложно отнести к какой-либо из выше обозначенных групп. Однако они содержат важные мысли Лосева, без учета которых невозможно адекватно представить идею единства математики, музыки и космологии в его творчестве (таковы, например, работы «Диалектика мифа», «Диалектика художественной формы», «Проблема символа и реалистическое искусство», «Философия имени», «Гомер», «Диоген Лаэрций» и др.).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем представлена историко-философская реконструкцияидеи единства математики, музыки и космологии в философии А. Ф. Лосева и раскрыто ее содержание и значение как в историко-философском процессе, так и в контексте современных тенденций в науке и философии. В отечественной литературе данная диссертация является первой работой, специально посвященной рассмотрению идеи единства математики, музыки и космологии в философии А. Ф. Лосева.

Диссертация восполняет пробел в проблемном поле исследований по истории философии, философии математики, философии музыки и космологии и вносит свойвклад в решение актуальных проблем современной культуры. Кроме того, в предлагаемой работе осуществлен обладающий самостоятельной ценностью историко-философский анализ, который помогает более адекватно оценить многогранное творчество одного из интереснейших мыслителей XX века А.ФЛосева.

Ряд идей настоящего исследованияи: их-реализация вошли в содержание научногисследовательского проекта, получившего поддержку фонда по итогам конкурсов: грантов. В частности, это проект, выполненный, при поддержке РГНФ, — «Онтологические игносеологические основы математического знанияв- направлениях философии математики, конца Х1Х-ХХ столетия» (№ 08−03−49а).

Апробация исследования-, осуществлялась намеждународных и всероссийских научныхи научно-практических конференциях: «Философия математики: актуальныепроблемы» — (Москва,. 2009) — V Российский философский: конгресс: «Наука. Философия: Общество» (Новосибирск, 2009) — «Социокультурные процессы?, в современной России» (Курск, 2010);

— «Проблемы античного мира и современность» (Алматы, 2010) — «Философия* творчествадискурс креативности-. современные креативные практики» (Екатеринбург,. 2010) — «Проблемы античного мира и срвременность"'(Алматы, 2011). Положения и выводы диссертационного исследованиябыли представлены в научных статьях, в том числе в журналах, рекомендованных ВАК. •.

Основные положения, выносимые, на защиту.

1. Анализ произведений А. Ф. Лосева позволяет установить, что идея единства математики-, музыки и космологии зарождается в античнойфилософии и выражается/ в учениипифагорейцев в форме триады «Математика-Музыка—Космос», представляющей триединый предмет философии как любви к мудрости.

2. Реконструкция вариантов взаимосвязи математики, музыки и космологии у мыслителей, взгляды которых неоднократно анализировались в работах А. Ф. Лосева, позволяет заключить, что пифагорейская триада в ходе развития философский мысли через трансформацию в идею небесной музыки в средние века, понимание математик как связующего звена’между музыкой и космологией в эпоху Возрождения оказалась разрушена новоевропейской философской традицией, что выразилось в превращении элементов пифагорейской триады в самодостаточные сферы человеческой деятельности.

3. Концепция цельного знания* B.C. Соловьева и идея цельного мировоззрения П. А. Флоренского явились мировоззренческим истоком философской позиции А. Ф. Лосева, а взгляды" русских мыслителей. XIXначала XX вв. (В.Ф. Одоевского, А'.Н. Скрябина, Б. Л. Яворского, Б. В. Асафьева, Г. Э. Конюса, С.Л. Франка), которые оказались созвучными представлениям Лосева, создали социальногкультурный фон для формирования идеи единства математики, музыки и космологии в его творчестве.

4. Диалектико-феноменологический, метод А. Ф. Лосева представляет i собойединство феноменологического анализа, позволяющего зафиксировать живое своеобразие каждого конкретного рода символов, и диалектики, обеспечивающей их единообразный анализ в рамках целостной философской системыэкспликация указанного метода позволяет раскрыть характер взаимосвязи математики, музыки и космологии в рамках философии А. Ф. Лосева.

5. Пифагорейская триада «Математика-Музыка-Космос» через реконструкцию А. Ф) Лосева приобретает современное звучание и способствует преодолению механистического образа Вселенной, предложенного в рамках новоевропейской традиции, и формированию холистического взгляда на мир и место в нем человека.

6. Особенности идеи единства^ математики, музыки й космологии в творчестве А. Ф. Лосева состоят в следующем: реконструируя пифагорейскую триаду «Математика-Музыка-Космос», А. Ф. Лосев вписал ее в современный философский контекст и актуализировал античный подход к взаимосвязи математики, музыкии космологии на новом этапе развитии культурыв рамках идеи" единства математики, музыки и космологии предлагается современная трактовка античного числалогически обосновывается диалектическое тождество математики и музыки через понятие «гилетического конструирования" — раскрывается мысль о том, что космос есть «вещь, устроенная числом, явленная в своем имени»: диалектико-феноменологический метод позволяет логически выстроитьсмысловую связь человеческой мысли с окружающим ее бесконечным бытием.

7. Идея А. Ф. Лосева о единстве математики, музыки и космологии повлияла на различные концепции в современной отечественной и зарубежной философии, что выразилось в оригинальных версиях в теории музыки.

Ю.Н. Холопов), новых подходах к осмыслению категории числа в философии i математики (В .П. Троицкий), и оказалась созвучной многим направлениям в науке и искусстве начала XXI' века, а именно современным, музыкальным экспериментам (С. Губайдуллина), интерпретации «музыки сфер» (Р. Сюнаев, С. Сазонов), переосмыслению места и роли человека в системе мироздания в современной космологии (антропный принцип).

Заключение

.

Таким образом, в ходе диссертационного исследования^ установлено, что в творчестве одного, из виднейщюс представителей русской философии конца. XIX 7 XX вв. сложилась оригинальная—.идеяединства математикимузыки и космологии, которая имела! свои истоютв. глубине веков и явилась результатом обработки различных концепций взаимосвязи математики, музыки и космологии, имевших место на протяжении истории человеческой мысли. Реконструируя пифагорейскую триаду «Математика-Музыка-Космос», А. Ф. Лосев вписывает ее в современный философский контекст, тем самым, егоидеяединства математикимузыки й космологии обогащается новым содержанием, в < рамках. этой идеи, формируется оригинальная философия числа, обосновывается диалектическое тождество математики и музыки, раскрывается мысль о глубинном единстве человека и Вселенной.

Идея Лосева о единстве математикимузыки и космологии оказала влияние на различные концепции в современной и зарубежной культуре и-нашла свое место в контексте современных тенденций науки и философии. В ходе диссертационного? исследованиябыло установлено, что идеяединства математикимузыки:.- и космологии зарождается-' в античной философии и: выражается в учении пифагорейцев в форме триады «Математика-Музыка-Космос», представляющей триединый предмет философии как любви к мудрости. Было выявлено, что в учении пифагорейцев музыка понималась как абстрактная теория, регулируемая числовым порядком, и одновременно как проявление космической гармонии, способное создавать в душах людей такой же внутренний порядок, какв космосе. В рамках их учения возникла идея «музыкисфер», о музыкально-числовом космосе с гармонически сопряженными друг с другом сферами.

• На основании реконструкции, вариантов взаимосвязи математики, музыки и космологии у мыслителей, взгляды которых неоднократно анализировались в работах А. Ф. Лосевабыло выявлено, что пифагорейская триада в истории философский мысли через трансформацию в идею небесной музыки в средние века и понимание математики как связующего звена между музыкой и космологией в эпоху Возрождения оказалась разрушенной новоевропейской философской традицией, что выразилось в трансформации элементов — пифагорейской триады в самодостатрчные сферы человеческой деятельности. Таким образом, былапрослежена трансформация пифагорейской триады «Математика-Музыка-Космос» в истории философской мысли средневековья и эпохи Возрождения и выявлены возможные предпосылки к постепенному обособлению математики, музыки и космологии в самостоятельные области культуры. Установлено, что в период раннего средневековья происходят гонения* на античную культуру и философию. Это послужило причиной того, что математика, представляющая > собой необходимую предпосылку философии во многих античных концепциях, была изгнана из системы средневековой культуры. Исключение в I этот период составила-музыка, которая’рассматривалась, не как искусство, а как наука, причем как наука о числахпризнавалась однойиз математических дисциплин, одной из отраслей математики. Только тот факт, что музыка вошла1 в разряд математических наук, позволило ей приютить математику во 3 время гонений на античную культуру. В-> более* поздний период средневековья происходит возвращение к античным истокам. Выявлено, что популярные в то время аллегории и символизм позволили развиться идее взаимосвязи математики и музыки. Установлено, что в эпоху Возрождения происходит десакрализация космоса и формируется представление о вечности Вселенной.

Начинают разрабатываться сенсуалистический, эмпирический и рационалистический методы познания. В целом* философия Возрождения стала важным этапом в становлении философии Нового времени. Многие идеи были ассимилированы всей философской и естественнонаучной традицией последующих веков. Воссоздан процесс окончательного разъединения математики, музыки и космологии в новоевропейской культуре и превращения их в самостоятельные области знания. Так, музыка как вид.

157 искусства больше не нуждалась, ц математике, становясь предметом эстетики. Математика, в свою очередь, теряла свой метафизический, статус, превращаясь в технику вычислений, широко используемую в ¿-стествознании.

В ходе исследованиятакже: было установлено, что концепция цельного знания B.C. Соловьеваи идея, цельного мировоззренияИ-А. Флоренского явились мировоззренческим истоком-•философской? позицииА.Ф. Лосева, а. взгляды русских мыслителей XIX — начала XX вв. (В.Ф: Одоевского, А. Н. Скрябина, Б.Л. ЯворскогоБ.В. Асафьева, Г. Э. Конюса, С.Л. Франка), которые оказались^ созвучными представлениям А. ФЛосева, создали социально-культурныйфон дляформирования" идеи единства математики, музыки икосмологииВ- творчестве А. Ф. Лосева: Такимобразом, быливыявлены мировоззренческие истоки? философских воззрений А. Ф. Лосева в русской культуре и установленочто идеи русских мыслителей XIX—XX вв. во> многомперекликаются с представлениями? А. Ф/ Лосева о взаимосвязи математики, музыки и космологии. Некоторые: из них оказали непосредственное или опосредственное влияниена формирование концепции Лосева-. Установленочто в русскойфилософии XIX—XX вв., как и в Новое, время, сохраняется тенденция к математизациимузыки. Однако4 в своих размышлениях русские мыслители сосредотачивались, на проблеме-соотношения' математикии музыки, или выражали — единство музыки и космологии, или решали вопрос о роли математики в понимании устройства мира: Поэтому философские размышления А. Ф: Лосевапредставили србой первую попытку целостного осмысления взаимосвязиматематики, музыки и космологии в отечественной культуре.

На основе экспликации, диалектико-феноменологического метода А. Ф: Лосева: как единства феноменологического анализа, позволяющего зафиксировать живое своеобразие каждого вида символов, и диалектики, обеспечивающей их единообразный? анализ в рамках: целостной философской системы, раскрыт характер взаимосвязи математики, музыки и космологии в философии А. Ф: Лосева. Таким: образом: был представлен диалектикой феноменологический метод А. фЛосева, широко применяемый им при написаний и обосновании своих философских идей и концепций. С помощью феноменологической компоненты было, выявленосвоеобразие музыки, математики1 и космологии, а диалектическая компонента позволила произвести синтез указанных рблартейш выразить идею единства математики, музыки и космологии.

Обосновано^ что пифагорейская триада•"Математика-Музь1ка—Космос" через реконструкцию" А.Ф.' Лосева приобретает современное звучание и способствует ' преодолению механистического образа Вселеннойпредложенного1 в-> рамках новоевропейской традиции, и формированию холистического взгляда на мир и места в нем человека. А также были выявленыпринципы реконструкции' пифагорейского учения" в творчестве А. Ф. Лосева, которое: имеет не только историко-философскую значимость, но и возрождает пифагорейский способ-миропонимания-на новом этапе развития культуры, демонстрируяплодотворность? пифагорейскош триады Для? восстановления утраченного новоевропейской наукойцелостногообразаВселенной:. Таким образом-' было установлено-, что античность играла определяющуюроль в: формированиимировоззренческих установок и философской позиции А. Ф— Лосевачемобъясняется? его интерес ко многим вопросам, рассматриваемым античнымимыслителями.

Выявленыособенности идеиединства математикимузыки и космологии в, творчестве А. ФЛосева: реконструируяпифагорейскую триаду- «Математика-Музыка-Космос"* А. Ф. Лосев вписал. её в контекст современной культуры и актуализировал античный подход к взаимосвязи математики, музыки и космологии на новом этапе развития культурыв рамках идеи единства математикимузыки и космологии предлагается современная трактовка античного числараскрывается мысль о том, что космос есть «вещь, устроеннаячислом, явленная в своем имени" — диалектикофеноменологический метод позволяет выявить» смысловую связь человеческой мысли с окружающим ее бесконечным бытием. В рамках идеи единства математики, музыки и космологии А. Ф. Лосев раскрывает характер взаимоотношений математики и музыки, а именно логически обосновывает их диалектическое тождество через понятие «гилетического конструирования». Согласно А. Ф. Лосеву, математика лргине^и говорит о числе, а музыка — гилетически и художественно-выразительно, символически. С другой стороны, математика и музыка — это различные пути к постижению космоса. С помощью математики мы можем познать устройство мироздания, а музыка помогает нам приблизиться к его пониманию. Установлено, что основанием этой идеи выступает понимание мира, как Космоса, как прекрасного и упорядоченного единства, в котором человек чувствовал бы себя как дома. Такое мировидение предстает в работах А. Ф: Лосева естественным образом. Таким образом раскрыты особенности идеи единства математики, музыки и космологии в философии А. Ф. Лосева.

Определено влияние идей А. Ф. Лосева на различные концепции в современной отечественной и зарубежной философии, что выразилось, в оригинальных версиях теории музыки6 (Ю.Н. Холопов), новых подходах к. философскому осмыслению категории числа (В.П. Троицкий) — показано, что лосевская идея единства математики, музыки и космологии оказалась созвучна многим направлениям в науке и искусстве начала XXI века, а именно современным музыкальным экспериментам (С. Губайдуллина), интерпретации «музыки сфер» (Р. Сюнаев) и переосмыслению места и роли человека в системе мироздания в современной космологии (антропный принцип).

Таким образом, было показано, что лосевская идея единства математики, музыки и космологии оказалась созвучна многим современным направлениям в науке и искусстве. Можно сказать, что А. Ф. Лосев, возрождая пифагореизм, предвидел будущие линии развития в культуре, показав неразрывную связь между античностью и современностью.

В заключение хотелось бы отметить, что работы А. Ф. Лосева, исключительно одаренного мыслителя и неимоверно трудолюбивого человека, по античной философии, философии музыки, философии математики несравнимы по своей обширности, глубине и научности анализа, совмещающего в себе одновременно философские и специально-научные аспекты. Думается, что они не только останутся в веках как неподражаемый образец, но и послужат методологическим основанием для исследований в самых различных областях научного и философского знания. Чтобы понять современность, необходимо узреть ее становление. Поэтому работы Алексея Федоровича Лосева никогда не потеряют актуальности ни в своей содержательной, ни в методологической части.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Философская сущность музыкального искусства / Г. Абдулладзе. Баку: Ищыг, 1985. — 282 с.
  2. А. Об истинной рёлигии. Теологический трактат /
  3. A. Августин. Мн.: Харвест, 1999. — 1600 с.
  4. Августин: pro et contra. Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология / Сост. Р. В. Светлов, В. И. Селиверстов. — СПб.: Изд-во Русского Христианского Гуманитарного Института, 2002. — 976 с.
  5. М.А. Размышлешш / пер. А. К. Гаврилова. Л.: Наука, 1985.-245 с.
  6. Адо П. Плотин, или простота взгляда / П. Адо. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1991. — 142 с.
  7. Т.В. Негативная диалектика / Т. В. Адорно. М.: Научный мир, 2003. — 374 с.
  8. Ф. Сочинения / Ф.Аквинский. — М.: Едиториал УРСС, 2002.-264 с.
  9. Алексей Федорович Лосев. Из творческого наследия: Современники о мыслителе / изд. подгот. A.A. Тахо-Годи и
  10. B.П. Троицкий. Москва: Русскш м1ръ, 2007. — 774 с.
  11. Анонимные пролегомены к платоновской философии // Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. — С. 476−505.
  12. Э. Беседы о музыке / Э. Ансерме. — JI.: Музыка, 1985.-104 с. ч
  13. Античные тории языка и стиля: антология текстов. — СПб.: Алетейя, 1996. 362 с.
  14. Античная музыкальная эстетика. Вступительный очерк и собрание текстов А. Ф. Лосева. М.: Музгиз, 1960. — 304 с.
  15. Античное наследие в культуре Возрождения / отв. ред. В .И. Рутенбург. М.: Наука, 1984. — 284 с.
  16. Аристотель. Органон // Аристотель. Сочинения: в 4-х т. -М.: Мысль, 1976. Т.2. — 688 с.
  17. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: в 4-х т. — М.: Мысль, 1984. Т.4. -830 с.
  18. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения: в 4-х т. -М.: Мысль, 1975. -Т.1. С. 63−386.
  19. Аристотель. Метафизика Электронный ресурс. // Аристотель. Сочинения: в 4-х т. 1975. — Режим доступа: http://bibliotekar.ru/arl .htm, свободный. Загл. с экрана.
  20. . М.А. Антон Вёбер и трансцендентальная феноменология Электронный ресурс. / М. А. Аркадьев // философский журнал. Режим доступа: http://phenomen.ru/public/iournal.php?article=25. свободный. Загл. с экрана.
  21. Т.В. Леонард Эйлер как философ // Т. В. Артемьева. Философия в Петербургской Академии наук XVIII века.- СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 1999. 182 с.
  22. .В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. -М.: Музыка, Ленинградское отделение, 1971. 373 с.
  23. .В. Русская музыка' XIX и начала XX века / Б. В. Асафьев. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1975. — 341 с. 24! Асмус В. Ф. Античные мыслители- об искусстве / В. Ф. Асмус. М.: Изогиз, 193,7. — 275 с.
  24. В.Ф. Декарт / В. Ф. Асмус. М.: Высшая школа, 2006.-335 с.
  25. В.Ф. Метафизика^ Аристотеля // Аристотель. Сочинеия: в 4-х тт. М.: Мысль, 1976. — Т.1. — 550 с.
  26. A.B. История принципов физического эксперимента от античности до Х?1Г в / A.B. Ахутин. М.: Наука, 1976. -292 с.
  27. A.B. Понятие «природа» в античности и в-Новое время / A.B. Ахутин. М: Мысль, 1988. — 206.е.
  28. Л.М. Итальянские гуманисты : стиль жизни, стиль мышления / Л. М. Баткин. М.: Наука, 1978. — 200 с.
  29. Л.М. Итальянское Возрождение : проблемы и люди / Л. М. Баткин. Mi: РГГУ, 1995. — 448 с.
  30. Беда Достопочтенный.- Церковная история народа англов = Historia ecclesiastica gentis anglorum / пер. с лат. B.B. Эрлихмана. СПб.: Алетейя, 2003. — 361 с.
  31. Белоусов А. И: Эстетика и топология Электронный ресурс. / А. И. Белоусов. Режим1 доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/belousov estetika/, свободный. — Загл. с экрана.
  32. H.A. Философия культуры, творчества и искусства: в 2-х т. / H.A. Бердяев. М.: Искусство, 1994. — Т.1. — 542 с.
  33. Н.Я. Романтизм вТермании / Н. Я. Берковский. JI.: Худ. лит., 1973. — 567'с.
  34. Э. Древнегреческая диалектика как выражение свободы мысли слова / Э. Берти // Историко-философский ежегодник 1990.-М., 1991.-С. 321−344.
  35. Ю. Фома Аквинский / Ю. Боргощ. М.: Мысль, 1975.-183 с.
  36. С. «Утешение философией» и другие трактаты / сост. и отв. ред. Г. Г. Майоров / С. Боэций. Mi: Наука, 1990. — 416 с.
  37. A.C. Диалектический логос. Становление античной диалектики / A.C. Богомолов. М.: Мысль, 1982. — 263 с.
  38. Бронштэн В. А1. Клавдий Птолемей. II век н.э. / В .А. Бронштэн. М.: Наука, 1988. — 240 с. 40." Бруно Д. Избранное / Д. Бруно. — Самара, 2000. 592 с.
  39. Д. Пять диалогов о причине, начале и едином Электронный ресурс. / Д. Бруно. Режим" доступа: http://psvlib.ukrweb.net/books/bruno01/txt05.htm. свободный. Загл. с экрана.
  40. М. Диалектика мифа в учении А.Ф. Лосева Электронный ресурс. / М. Буктеров. — Режим доступа: http://liternet.bg/publish6/mbukterov/dialektika.htm, свободный. Загл. с экрана.
  41. Р. Избранные работы / Р. Вагнер. М.: Искусство, 1978.-695 с.
  42. Р. О сущности немецкой музыки // Р. Вагнер. Избранные работы. М., 1978. — С. 48−65.
  43. Н. Золотая пропорция / Н. Васютинский. М.: Молодая гвардия, 1990.-238 с.
  44. F. О философии математики / Г. Вейль. М.: ИД Комбук, 2010.-128 с.
  45. А. Логицизмы музыкальной метафизики1Лосева: /А. Вермайер // Советская музыка- 1990- №-12, С. 59т76-•48- Веселовский И. Н. Николай Коперник. 1473−1543 / И. Н: Веселовский- Ю. А. Белый. -М.: Наука, 1974.-453 с.
  46. Виц Б. Б. Демокрит / Б. Б. Виц, М.- Мысль,-1979- - 212 с.
  47. Л. Философские работы / Л. Витгенштейн. — М .: Гнозис, 1994. Ч. 1. — 532 с.
  48. A.B. Математика и искусство / A.B. Волошин. -М: Просвещение, 1992. 336 с. -
  49. A.B. Пифагор : союз истины* добра и красоты / A.B. Волошин.-М.: Просвещение, 1993:-224 с.
  50. Вселенная академика Сюняева Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.ng.ru/science/2008−06−25/22: sunaev. html, свободный. Загл. с экрана. '
  51. F. Избранные труды: в 2-х т. / Г. Галилей. — М. Наука, 1994.-Т.1.-645 с.: '55: Габитова P.M. Философия немецкого романтизма / P.M. Габитова. М-: Наука, 1978. — 160 с.
  52. Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Х. Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988. — 699 с.
  53. Гайденко ВЛТ. Западноевропейская наука в средние века: общие принципы и учение о движении / В. П. Гайденко, Г. А. Смирнов. — М.: Наука, 1989.-352 с.
  54. В.П. История греческой философии в ее связи с наукой / В. П. Гайденко. М., 2009. — 264 с.
  55. Э.О. О музыкально прекрасном // Музыкальная эстетика Германии XIX в. / сост. A.B. Михайлов, В. П. Шестаков. М.: Музыка, Г982. — Т.2. — 432 с. г
  56. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4тх т. / Г. В. Ф. Гегель. М. :ч
  57. Искусство, 1971. Т. 3. — 624 с.
  58. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии / Г. В. Ф. Гегель. Книга 1. СПб.: Наука, 1993. — 350 с.
  59. Е.В. Музыкальная Боэциана / Е. В. Герцман. — СПб.: Глаголь, 1995.-480 с.
  60. Е.В. Пифагорейское музыкознание. Начала древнегреческой науки о музыке / Е. В. Герцман. -СПб.: Гуманитарная академия, 2003. 382 с.
  61. Гиерокл. Комментарий к Золотым Пифагорейским стихам / пер. И. Петер. -М.: Гнозис, 1995. 128 с.
  62. Л.А. А.Ф. Лосев // Русская философия. Малый энциклопедический словарь / Л.А. Гоготишвили. М.: Наука, 1995.-321 с.
  63. Т. Греческие мыслители / Т. Гомперц. Мн.: Харвест, 1999. -Т.1.-752 с.
  64. Т. Греческие мыслители / Т. Гомперц. — СПб.: Алетейя, 1999. Т.2. — 872 с.
  65. А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения / А. Х. Горфункель. — М.: Мысль, 1977. — 360 с.
  66. Р.И. Всеобщая история музыки / Р. И. Грубер. М.: Гос. муз. изд., 1956. — 4.1. -415 с.
  67. Гуковский МАс>. Итальянское" Возрождение'•: в 2х / М. А. Гуковский. Л.: Изд-во ЛГУ, 196 Г. -Т.2. — 324 с.
  68. . A.B. Русская идея и ее творцы / A.B. Гулыга. М.: Соратник, 1995--гг 307 с.
  69. Э. Философиякак строгаянаукаV Э. Гуссерль.— Новочеркасск: Сагуна, 1994. 53 с:73., Дарваш Г. «Книга о музыке» / Г. Дарваш. — М.: Музыка, 1983.-446 с., , ¦ •
  70. Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой-разум-и отыскивать истину-в5науках. Соч: •: в-2ту/ Р. Декарт.- Mi.: Мысль, 1989- Т. Т. — 654 с:. .
  71. . Критическая философия Канта : учение о способностях/Ж. Делез--М.: ПЕРСЭ- 2000. -351 с. 1 /
  72. ДжохадзеД-В: Диалектика*Аристотеля:/ Д-В- Джохадзе.— М.: Наука, 1971. -266 с. -
  73. Д.В. История диалектики : Эпоха античности / Д. В. Джохадзе, Н. И. Джохадзе. М., 2005. — 326 с.
  74. Д.В. Основные этапы развития античной философии / Д-В ' Джохадзе.—М.: Наука, 1977.— 295 с*.
  75. Дж. Средние платоники--80 г., до н: э.— 220- г. тэ. / Дж. Диллон. СПб.: Алетейя, 2002. — 448 с.
  76. Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знамёнитых философов»: — М.: Мысль, 1998. — 572 с.
  77. Ю. Фракталы в современной композиции Электронный ресурс. / Ю. Дмитрюкова. — Режим доступа: http://www.mmv.ru/p/link/fractal report. html, свободный. — Загл. с экрана.
  78. И.И. История русской метафизики в Х1Х-ХХ веках : русская философия в поисках. Абсолюта / И. И. Евлампиев. М.: Алетейя, 2000. — Т. 1. — 414 с.
  79. Евнапий. Жизни философов и софистов / пер. с' греч. Е. В. Дарк и М. Л. Хорькова. М.: РОССПЕН, 1997. — С. 2−25−294.
  80. Ю.К. Музыка эпохи Возрождения : СапШя ргшв factus и работа с ним / Ю. К. Евдокимова, Н-А. Симакова. М.: Музыка, 1982.-253 с.
  81. Л.Я. Пифагор и его школа / Л. Я. Жмудь. Л.: Наука, 1990. — 97 с.
  82. Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме / Л. Я. Жмудь. СПб.: ВГК, Алетейя, 1994. — 376 с.
  83. Р.Х. Кибернетика и музыка / Р. Х. Зарипов. М. :. Наука, 1971.-236 с.
  84. О.С. Системно-структурный анализ основных категорий диалектики / О. С. Зелькина. Саратов: Саратов, ун-т, 1970. — 177 с.
  85. А.А. Когнитивная компьютерная графика / под ред. Д. А. Поспелова. М.: Наука, 1991. — 192 с.
  86. В.В. Собрание сочинений : в 2-х т. / В. В. Зеньковский. М.: Русский путь, 2008. — Т.1. — 441 с.
  87. Д. Этос и аффект. История' философской музыкальной эстетики от зарождения дог Гегеля / Д. Золтаи. — М.: Прогресс, 1977. 376 с.
  88. Игорь Стравинский о явлениях и персоналиях Электронный ресурс. — Режим доступа: http://cdguide.nm.rii/bookcase/book8.htmL свободный. — Загл. с экрана.
  89. И.Ф. Стравинский. Статьи. Воспоминания / под ред. Г. Алфеевской, В. Вершининой. — М.: Сов. композитор, 1985. — 376 с.
  90. И. О русской интеллигенции (Интеллигенция. Власть. Народ) / И. Ильин. М.: Наука, 1993. — 336 с.
  91. Большая иллюстрированная энциклопедия' «Русскш Mip» / под ред. i
  92. Бутромеева В: М.: Белый город, 2007. — Т.5. — 556 с.
  93. И. Всеобщая естественная история и теория неба, : ' собрание соч. в 8 т. / И. Кант. М.: Чоро, 1994. — Т.1. — С. 113−260.
  94. И. Критика чистого разума / И. Кант. СПб.: Эксмо, 2009.-736 с.
  95. И. Критика практического разума / И. Кант. — М&bdquo-: Наука, 2007 528 с.
  96. И. Критика способности суждения: соч. в 6 т. / И. Кант. М.: Мысль, 1966. — Т. 5. — С.163−527.
  97. Г. Труды по теории множеств / Г. Кантор. М.: Наука, 1985.-430 с.
  98. А. Очерки истории философской мысли : о влиянии философских концепций на развитие научных теорий / А. Койре. М.: Прогресс, 1985. — 286 с.
  99. Н. О вращении небесных сфер. Малый комментарий. Послание против Венеры. Упсальская запись / пер. И.Н. Веселовского- под ред. A.A. Михайлова. М.: Наука, 1964. — 654 с.
  100. Космос и душа. Учение о вселенной и человеке в Античности и в Средние века / Общ.ред. П. П. Гайденко, В. В! Петров. -М.: Прогресс-Традиция, 2005. 880 с.
  101. В.В. Владимир Соловьев и София / В. В. Кравченко. М.: Аграф, 2006. — 384 с.
  102. Ю.А. Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке / Ю. А. Кремлев. -Л.: Музгиз, 1954. Т. 1. — 287 с.
  103. Н. Сочинения: в 2-х томах / Н. Кузанский: Mi: Мысль, 1979. — Т. Г. — 488 с.
  104. Н. Сочинения: в 2-х томах / Н. Кузанский*. М:: Мысль, 1980. — Т.2. — 472 с.
  105. В.Г. Герменевтическая? феноменология в контексте философских воззрений, Густава Густавовича Шпета / В. Г. Кузнецов // Логос. 1991. -№>2. — С. 199−214.
  106. .Г. Джордано Бруно и генезис классической науки / Б. Г. Кузнецов. М.: Наука, 1970. — 212 с.4
  107. .Г. Ньютон / Б. Г. Кузнецов. М.: Мысль, 1982. -175 с.
  108. В.Б. Живое число философа Алексея Лосева / В. Б. Кудрин // Экология и жизнь. -2009. -№ 7−8 (92−93). С. 26−29.
  109. Конструктивность античной математики // Проблема конструктивности научного и философского знания: Сборник статей: выпуск 11/ Предисловие В. Т. Мануйлова. — Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2008. С. 59−86.
  110. Г. Сочинения : в 4-х т / Г. Лейбниц. М.: Мысль, 1982.-Т.1.-636 с.
  111. Л.В. Космос : наука и мифы / Л. В. Лесков. М.: Знание, 1991.-64 с.
  112. Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года : в 2 кн. Кн. 1: От античности к XVIII веку / Т. Н. Ливанова. -М.: Музыка, 1986. 696 с.
  113. Л. Из трактата «О наслаждении» / Л. Валла // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5-и т. T.I. М.: Искусство, 1962. — С. 485−497.
  114. А.Ф. Античная музыкальная эстетика / А. Ф. Лосев. -М.: Учпедгиз, 1957. 620 с.
  115. А.Ф. Античная философия истории / А. Ф. Лосев. -СПб.: Алетейя, 2000. 264 с.
  116. А.Ф. Античный космос и современная наука / А. Ф. Лосев // А. Ф. Лосев. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. -С.61−612.
  117. А.Ф. Бытие. Имя. Космос / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1993.-958 с.
  118. А.Ф. Вл. Соловьев / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1983. -206 с.
  119. А.Ф. Вл. Соловьев и его время / А. Ф. Лосев. — М.: Прогресс, 1990.-720 с.
  120. А.Ф. Гомер / А. Ф. Лосев. М.: Мол. Гвардия, 2006.400 с.
  121. А.Ф. Диоген Лаерций / А. Ф. Лосев. — М.: Наука, 1981.-192 с.
  122. А.Ф. Письма из лагеря (1931−1933) // А. Ф. Лосев. Жизнь. Повести. Рассказы. Письма. СПб.: Комплект, 1993. — С. 365 486.
  123. А.Ф. Знак. Символ. Миф / А. Ф. Лосев. М.: Изд-во МГУ, 1982.-479 с.
  124. А.Ф. Из ранних произведений / А. Ф. Лосев. — М.: Правда, 1990.-655 с.
  125. А.Ф. История античной эстетики в концептуальном изложении / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1986. — 204 с. 1301 Лосев А. Ф. История античной эстетики: Ранняя классика / А. Ф. Лосев. М.: Изд-во ACT, 2000. — 624 с.
  126. А.Ф. История античной эстетики : Софисты. Сократ. Платон / А. Ф. Лосев. М.: Иск-во, 1969. — 716 с.
  127. А.Ф. История античной эстетики : Высокая классика / А. Ф. Лосев. М.: изд-во ACT, 2000. — 624 с.
  128. А.Ф. История античной эстетики : Аристотель и поздняя классика / А. Ф. Лосев. М.: Иск-во, 1975. — 776 с.
  129. А.Ф. История античной эстетики : Ранний эллинизм / А. Ф. Лосев. М.: Изд-во ACT, 2000. — 960 с.
  130. А.Ф. История античной эстетики : Поздний эллинизм / А. Ф. Лосев. М.: Иск-во, 1980. — 766 с.
  131. А.Ф. Истррия античной эстетики —. Последние века. Кн.1 / А. Ф. Лосев. М.: Изд-гвр AGT, 2001. — 5−12 с.
  132. А.Ф. Истррия античной эстетики : Последние века. Кн.2 / А.ф. Лосев. М.: Изд-во ACT, 2001. — 544 с.
  133. А.Ф. История античной эстетики : Итоги тысячелетнего развития. В 2 щ. / А. Ф. Лосев. М.: ИскгВо, 1992. — Кн, 1. — 656 с. • ^ ¦
  134. А.Ф. История античной эстетики : Итоги тысячелетнего развития. В 2 кн. / А. Ф. Лосев. М.: Иск-во, 1992. — Кн. 2. -604 с.
  135. А.Ф. Миф. Число. Сущность / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1994.-919 с.
  136. А.Ф. О форме и размерах мира / А. Ф. Лосев // Вопросы философии. 1996. — № 10. — С. 129−131.
  137. А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1993. -959 с.
  138. А.Ф. Платон. Аристотель / А. Ф. Лосев. М.: Мол. гвардия, 1993.-383 с.
  139. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. Mi: Иск-во, 1976. — 320 с.
  140. А.Ф. Радость на веки. Переписка лагерных времен / А. Ф. Лосев. М.: Русский путь, 2005.- 264 с.
  141. А.Ф. Теория относительности как новое мировоззрение/ А. Ф. Лосев // Вопросы философии. 1996. — № 10. — С.126−129.
  142. А.Ф. Термин «Магия» в понимании П.А.Флоренского // Флоренский П. А. Сочинения: в 4-х т / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1999. -Т.З (1).— 622 с.
  143. А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. -М.: Политизд., 1991.-525 с.
  144. А.Ф. Философия имени / А. Ф. Лосев. М.: Изд-во МГУ, 1990.-269 с.
  145. А. Ф. Форма. Стиль. Выражение / А. Ф. Лосев. — М.: Мысль, 1995. 944 с.
  146. А.Ф. Хаос и структура / А. Ф. Лосев. — М.: Мысль, 1997.-831 с.
  147. А.Ф. Эллинистически-римская эстетика / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 2002. — 703 с.
  148. А.Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1978.-623 с.
  149. В.М. Предисловие / В. М. Лосева // А. Ф. Лосев. Хаос и структура. М.: Мысль, 1997. — 831 с.
  150. Лосевские чтения. Образ мира структура и целое: антология. — М.: Логос, 1999. — 584 с.
  151. И.О. Избранное / И. О. Лосский. М.: Правда, 1991.-622 с.
  152. Л.А. О природе и средствах музыки / Л. А. Мазель. -М.: Музыка, 1983. 72 с.
  153. Г. Г. Философия как искание абсолюта. Опыты теоретические и практические / Г. Г. Майоров. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 414 с.
  154. М. Лекции по античной философии / М. Мамардашвили. М.: Аграф, 1997. — 320 с.
  155. X. Платон у П. Флоренского и А. Лосева Электронный ресурс. / X. Маристини // Пер. с исп. П. В. Тулаева. -Режим доступа: http://www.ateney.ru/esp/esp004.htm. свободный. Загл. с экрана.
  156. В.М. Приблизительная симметрия в музыке / В. М. Марутаев // Проблемы музыкальной науки. Вып.4. — М.: Сов. Композитор, 1979. С.306−343.
  157. Е.П. Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха : худож. параллели / Е. П. Маточкин. Самара: Агни, 2002: — 191 с. 164.' Моль А. Искусство и ЭВМ / А. Моль, В. Фукс, М. Касслёр. М.: Мир, 1975.-556 с.
  158. В.В. Философско-математический синтез : опыт историко-методологической рефлексии / В. В. Мороз. — М.: Изд-во МГУ, 2005.-308 с.
  159. Музыка и современность: сборник статей / под ред. Т. А. Лебедевой. М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. -240 с.
  160. Музыкальная эстетика Германии XIX века: в 2-х т. / под ред. Н. Шахназаровой- сост. А. В. Михайлов, В. П. Шестаков. М.: Музыка, 1981.-Т.1.-411 с.
  161. Музыкальная эстетика Германии XIX века: В 2-х т. / Сост.
  162. A.В.Михайлов, В. П. Шестаков.-- М.: 1у1узыка, 1982. Т:2. — 432 с.
  163. . В.Н. Овладение временем как основная задача организации труда / В. Н. Муравьев. М. РОССПЭН, 1998. — 318 с.
  164. Мыслители Греции. От мифа к логике. Сочинения / сост.
  165. B.В. Шкода. М.: Эксио-Пресс, 1998. — 831 с.
  166. В.В. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье / В. В. Налимов: -М: Прогресс-Традиция, 2000. — 344 с.
  167. И.С. Готфрид' Лейбниц / И. С. Нарский. М.: Мысль, 1972.-239 с.
  168. И. Математические начала-натуральной философии / И. Ньютон. М.: Наука, 1989. — 690 с.
  169. В.Ф. Избранные музыкально-критическиестатьи / В. Ф. Одоевский. М.: Музгиз- 1951. — 117 с.
  170. В.Ф. Дневник. Переписка. Материалы / ред. М. В. Есипова: М.: Изд-во «Дека-ВС», 2005. — 524 с.
  171. Д. Современные философы / пер. с англ. Л. Б. Макеевой. М.: Идея-Пресс, 2002. — 192 с.
  172. X. Гольдбаха с Г.В. Лейбницем // А. П. Юшкевич, Ю. Х. Копелевич. Христиан Гольдбах (1690−1764). М.: Наука, 1983. — 224 с.
  173. Пифагорейские Золотые стихи / коммент. Гиерокл. М.: Гнозис, 1995. — 128 с.
  174. Платон. Государство // Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Мысль, 1994. — Т.З. — С. 79−420.
  175. Платон. Тимей // Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Мысль, 1994. — Т.З. — С. 421−500.
  176. Платон. Сочинения: в Згх т. / подрбщ. ред., А. Ф- Лосева- ш В. Ф. Асмуса. М.: Мысль* 2006. — Т.З. 4.1. — 688 с.
  177. Платон- Сочинения: в Зтх т. / под общ. рёд. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. -М.: Мысль, 1968.-Т.1. 624 с.183- Плотин. Эннеады-- Киев: УдиммШресс, 199'6: — 764 с.
  178. Плотин. Сочинения / сост. М. А. Солопова. — СПб- - Алетейя, ГЛК. 1995.-672 с.
  179. Плутарх-. Сочинения / пер, с древнегреч. Т. Е. Сидаща. -СПб-: Издтво С. гПетерб: унгта, 2008- — 384 с:186-- Прокл. Комментарий- к «Пармениду» Платона / пер-, ст. и прим. Л. Ю. Лукомского. СПб.: Mipb, 2006. — 896 с-
  180. Прокл- Комментарий к первой книге «Начал» Евклида. Введение / ред. греч. текста, пер., вст. статья и комм. КЭ.А. Шичалина. -М.: ГЛК, 1994.-224 с.
  181. Платона и Аристотеля / A.B. Родин. М.- Паука, 2003. — 211 с.
  182. Э. К. Статьи о музыке : Избранное / Э. К. Розенов. М.: Музыка, 1982, — I70 с.
  183. К.К. Музыка во Франции XVII начала. XVIII века / К. К. Розеншильд. — М.: Музыка, 1979. — 168 с.
  184. Русские эстетические трактаты первой трети XIX в. М.: Искусство, 1974. — Т.2. — 454 с.
  185. Сабанеев Л: Л. Воспоминания, о Скрябине / Л.Л., Сабанеев. — М.: Классика-ХХТ, 2003. 389 с.
  186. М.А. Менестрели,.: очерки музыкальной культуры западного Средневековья / М. А. Сапонов. М.: Преет, — 360 с.200: Светлов Р. В. Античный неоплатонизм и' александрийская-экзегетика / Р. В: Светлов: СПб: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1996: — 231 с.
  187. К. А. Спиноза : пантеизм как система / К. А. Сергеев, И. С. Кауфман // Спиноза Б. Сочинения: в 2-х т. СПб.: Наука, 1999. — Т. 1. — С.5−75.
  188. Семашко * Л .М. Диалектика Платона и её интерпретация Гегелем / Л. М. Семашко // Философские науки. 1971. № 4. — С. 123−1324
  189. М.Ю. Пифагорейская . система (Гармония космоса) / М. Ю. Симаков. М.: Диалог МГУ, 1999. — 456 с.
  190. Д. А.Ф. Лосев и мистицизм в русской философии / Д. Скенлен // Философия. Филология. Культура: К столетию со днярождения А.Ф. Лосева.- Вопросы класеичеЬкой филологии. М., 1996. Вып. 11.- С. 36−54.
  191. А.Н. Письма / А. Н. Скрябин. N1.: Музыка, 2003. -736 с.
  192. В.В. Спиноза / В. В. Соколов. М.: Мысль, 1977.222 с.
  193. B.C. Сочинения : в 2-х т / B.C. Соловьев. М. :• % «
  194. Правда, 1989. Т. 1. — 688 с.
  195. . Этика / Б. Спиноза. СПб.: Азбука классика, 2007.-352 с.
  196. H.H. Лейбниц и Декарт. Критика Лейбницем общих начал философии Декарта: Очерк по истории философии / H.H. Сретенский. СПб.: Наука, 2007. — 183 с.
  197. В.А. Математика и ее значение для человечества / В. А. Стеклов. М.: Либроком, 2010. — 136 с.
  198. В.К. Музыка как мир человека. От идеи вселенной — к философии музыки / В. К. Суханцева. К.: Факт, 2000. -176 с.
  199. З.А. Философия Николая Кузанского / под ред. В. В. Соколова. М.: Либриком, 2010.-152 с.
  200. Тахо-Годи A.A., Лосев А. Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах / сост. и общ. ред. A.A. Тахо-Годи. СПб.: Алетейя, 1999.-717 с.
  201. Тахо-Годи A.A. Алексей Федорович Лосев / А. Ф. Лосев. Бытие. Имя. Космос / A.A. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993. — С. 5−30.
  202. Тахо-Годи A.A. А. Ф. Лосев философ и писатель / A.A. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-Годи, В. П. Троицкий. — М.: Наука, 2003. — 396 с.
  203. О.Д. Пифагореизм в двадцатом веке : дневник, 1 •размышлений / О. Д Ткач: — Новороссийск-: Новоррс. гос. мор- акад, .2004.-59 с. '. '. •219: Троицкий В. П. Разыскания о жизни и творчестве
  204. A.Ф. Лосева / В. П. Троицкий. М.: Аграф, 2007. — 448 с.
  205. Троицкий В. П'. Метаматематика Алексея Лосева /
  206. B.П. Троицкий // А. Ф. Лосев. Хаос и структура. М.: Мысль, 1997. — С. 804−821.
  207. Философия: прошлое и настоящее / под ред. А. М. Руткевича. М: Аспект Пресс, 2003. — 156 с.
  208. Философия культуры / под ред. П. О. Гуревич. 2-е изд., доп- - М.: Аспект пресс, 1995. — 286 с.. .
  209. Философия природы в античности и в средние века / под ред. П. П. Гайденко, ВВ. Петрова. М.: Прогресс-традиция, 2000. — 608 с.
  210. К. Артур Шопенгауэр / К. Фишер. СПб.: Лань, 1999.-608 с.226- Фичинно М. Книга. Меркурия Трисмегиста о мудрости и силе Бога: Пимандер / М. 'Фичинно- пер: М. Русборн. — М.: Либриком, 2010- — 47 с. (.»
  211. Флоренский- ГГ.А. Мнимости- в- теометрйи.- Расширение области- двухмерных, образов геометрии (опыт нового истолкования мнимостей) / П-А. Флоренский: — Mi: Альм^ «Лазурь" — 1991. 96 е.,
  212. II.A. Сочинения / П. А. Флоренский! — М.: Правда, 1990.-Т.1.-494 с.
  213. П.А. У водоразделов? мысли / П. А. Флоренский // П.А. Флоренский- Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1990. — T.2I — 446 С-. 1 ¦¦. '
  214. Флоренский- П.А. Pro? et Contra. Личность и творчество Павла Флоренского в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология-/ HiA. Флоренский, — Cn6?: РХ1? И- 2001. — 823-с. ,
  215. Фрагменты ранних стоиков. T. I: Зенон и его ученики / пер. и коммент. А. А. Столярова. М.: ГЛК, 1998.- 234 с.
  216. СЛ. Сочинения / СЛ. Франк. М:: Правда-, 19 901 -697 с. ¦'¦'.¦ • • '
  217. М. «Новое Средневековье» Павла Флоренского / М.-Хагемейстер-- пер: с нем. Н. Бонецкая:
  218. Ю.Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления / Ю: Н. Холопов // Проблемы традиции и новаторства в современной музыке: сб. статей. М.: Сов. композитор, 1982.236: Холопов Ю. Н. Русская философия музыки и труды
  219. А.Ф Лосева / Ю. Н. Холопов // О сущности музыки. М., 2001.182
  220. Холопов IQ: H: Теориямузыки-/ KD. H: Холопов // История современной отечественной музыки. Вып. З (1960−1990). — М.: Музыка, 2001. С.551−616.
  221. С.С. Арьергардный бой : мысль и хмиф Алексея Лосева / С.С. Хоружий-// Вопросы-философии: -1992. № 10: — С. 112 138. ' ' ' - ' - Л. ' 'V
  222. Цёллер Э: Очерк истории-греческоифилософии / Э: Целлер: СПб.: Алетейя, 1996. — 296 с.244- Ценова B.C. Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной: монографическое исследование / B.C. Ценова. М- МГК им. П. И. Чайковского, 2000. — 200 с.
  223. А.Н. Аристотель / А. Н. Чанышев. М.: Мысль, 1987.-220 с.
  224. А.Н. Начало философии / А. Н. Чанышев. М:: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 182 с.
  225. А.Н. Италийская философия / А. Н. Чанышев. -М: :Издательство Московского университета^ 1975. 216 с.
  226. Д.И. Гегель в России// Д. И. Чижевский. М.: Наука, 2007. — 412 с.
  227. G.K. Диалектические идеи А.Ф. Лосева в. лингвистике / С. К. Шаумян // Образ мира — структура и целое: сб. ст. — М.
  228. Логос- 1999.-С. 334−378. ,
  229. Ф.В. Философия искусства / Ф. В. Шеллинг. М.: Директ-Медиа, 2007. — 713 с.
  230. В.П. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / В. П. Шестаков. М.: Музыка, 1966. —г '? ¦ ' ' '574 с.
  231. В.П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля / В. П. Шестаков. М.: Мысль, 1979: — 372 с.
  232. Ф. Философия искусства / Ф. Шеллинг., — М.: Мысль, 1999. 608 с.
  233. ШичалинЮ.А. Прокл и «его преемники / Ю: А. Шичалиш// История- античного- платонизма в. институциональном- аспекте: М.: ГЛК, 2000.-С. 296−300
  234. А. Мир, как воля и представление / А. Шопенгауэр- пер. Ю. И. Айхенвальда // Собр: соч. в 5-и т. М.: Московский клуб, 1992. — Т. 1. — 396 с.
  235. А. О четверояком корне закона достаточного основания / А. Шопенгауэр // Мир как воля и представление: в 2-х т. М.: Наука, 1993. — Т.1.- 672 с.
  236. A. О четверояком корне закона достаточного основания / А. Шопенгауэр // Мир как-воля-и представление: в 2-х т.- М.: Наука, 1993. — Т.2.- 671 с.
  237. О. Закат ЕврЪпы. Очерки морфологии мировой истории / О. Шпенглер, v Минск: Попурри- 2009. — Т.1. — 656 с.
  238. Г. Г. Сочинения / ПР. Щпет. М.: Правда, 1989.608 с.
  239. Р. Рихард Вагнер и новые поиски Грааля / Р. Штайнер- пер. с нем. С. Шнитцера. Ереван: Лонгин, 2009. — 184 с.
  240. А.П. О математических рукописях Ньютона* / А. П. Юшкевич // Историко-математические исследования. 1977. — № 22.-С. 127−192.
  241. А.П. Христиан Гольдбах (1690−1764) /
  242. A.П. Юшкевич, Ю. Х. Копелевич. Mi: Наука, 1983. — 223 с.
  243. .Л. Сборник статей: в 2-х т. Т.1. М*: Советский композитор, 1972. — 717 с.
  244. Ямвлих. Жизнь Пифагора / пер. с др-греч. ш комм.
  245. B.Б. Черниговского. — М.: Алетейа, 1997. — 179 с.
  246. Ямвлих. О пифагоровой жизни / вст. статья и перевод И. Ю. Мельниковой. М.: Алетейя, 2002. — 192 с.
  247. Ямвлих Халкидский. Теологумены арифметики!/ сокр. пер. В. В. Бибихина // Лосев' А. Ф< История античной эстетики: Последние века. Кн.2. М.: Искусство, 1988. — С. 395−419.
  248. Becker О. Grundlagen der Mathematik in geschichtlicher Entwicklung / O. Becker. Frankfurt а. M. 1975. — 422 S.
  249. Curtius E.R. Europaische Literatur und lateinisches Mittelalter / E.R. Curtius. -Francke, 1993. 608 S.
  250. Kurt von Fritz. Grundprobleme der Geschicte der antiken
  251. Wissenschaft / Kurt von Fritz. Berlin, New York: de Gruyter, 1971. — 759 S.185
  252. Haardt Alexander. Husserl im Russland. Phanomenologie der Sprache und Kunst bei Gustav Spet und Aleksej Losev / Haardt Alexander. -Munchen, 1993.-263 S.
  253. Theodor Wiesengrund-Adorno: Die musikalischen Monographien. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1986. — 521 S.
Заполнить форму текущей работой