Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные стадии конституционного судопроизводства. 
Понятие, юридическая сила и значение решений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом РФ в закрытом совещании, в котором участвуют только судьи. Решение Конституционного Суда РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение Конституционного Суда РФ, как правило, считается принятым при условии, что за него проголосовало… Читать ещё >

Основные стадии конституционного судопроизводства. Понятие, юридическая сила и значение решений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные стадии конституционного судопроизводства.

Можно выделить следующие стадии конституционного судопроизводства:

1) предварительное изучение обращений, поступивших в Конституционный Суд РФ. Обращение в Конституционный Суд РФ может подаваться в формах запроса, ходатайства или жалобы.

В запросах, как правило, излагаются просьбы об оценке конституционности нормативного правового акта, о толковании Конституции РФ. Их направляют уполномоченные органы или суды.

Предметом ходатайства является просьба заинтересованных федеральных или региональных органов разрешить спор о компетенции.

В жалобах физических и юридических лиц оспаривается конституционность положений конкретных нормативных правовых актов.

Поступившие обращения регистрируются в секретариате Конституционного Суда РФ. Председатель Конституционного Суда РФ поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения;

  • 2) принятие Конституционным Судом РФ обращения к рассмотрению. Решение, но вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом РФ не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями);
  • 3) подготовка дела судъей-докладчиком к судебному слушанию. Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Конституционного Суда РФ, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд РФ назначает одного или нескольких судей-докладчиков. При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении, о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов. Решение о назначении дела к слушанию принимается Конституционным Судом РФ не позднее чем через месяц после принятия обращений к рассмотрению;
  • 4) рассмотрение и разрешение дела. Исследование по существу рассматриваемого дела начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. По окончании выступления судьи-докладчика Конституционный Суд РФ заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов дела. В ходе конституционного судопроизводства предусматриваются следующие формы судебных действий: заслушивание объяснений сторон; ознакомление с заключением эксперта; заслушивание показаний свидетелей; исследование документов, обстоятельств, доказательств; заслушивание заключительного выступления сторон;
  • 5) принятие, оглашение и опубликование решения Конституционного Суда РФ. После признания Конституционным Судом РФ исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела.

Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом РФ в закрытом совещании, в котором участвуют только судьи. Решение Конституционного Суда РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение Конституционного Суда РФ, как правило, считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. В случае если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного правового акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора России голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции принимается большинством голосов. Итоговое решение Конституционного Суда РФ подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании.

Судья, не согласный с решением Конституционного Суда РФ, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением.

Решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда РФ немедленно после его подписания. Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях;

6) исполнение решения Конституционного Суда РФ.

Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда РФ неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Позиция Конституционного Суда РФ относительно того, соответствует ли Конституции РФ смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый правоприменительной практикой, выраженная в постановлении Конституционного Суда РФ, в том числе в постановлении по делу о проверке по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционности закона, примененного в конкретном деле, или о проверке по запросу суда конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Конституционного Суда РФ.

Точка зрения

Як Технология учета решений Конституционного Суда РФ в законодательной деятельности нормативно не определена. Законодатель сам обязан пересмотреть признанные неконституционными акты. Никто не может обязать его восполнить пробел в законодательстве. Существует проблема «коллизий» решений Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Она обусловлена, главным образом, неодинаковым правовым положением органов судебного контроля разного уровня, их полной правовой самостоятельностью и независимостью друг от друга. Органы исполнительной власти не всегда отменяют в установленном порядке положения нормативных правовых актов, основанных на законах, признанных неконституционными. Некоторые постановления Конституционного Суда РФ игнорируются органами исполнительной власти, реализация их во многих конкретных случаях производится решениями судов общей юрисдикции. Возникающие при дисквалификации закона пробелы законодательства до надлежащего их урегулирования суды общей юрисдикции вынуждены преодолевать самостоятельно[1].

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда РФ с проведением слушаний. В заседаниях рассматриваются все вопросы, относящиеся к полномочиям Суда, установленные Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», а также принимает свои Послания, Регламент, решения о награждении судей, о приостановлении и прекращении их полномочий и др.

Без проведения слушаний Конституционный Суд РФ рассматривает ряд дел в случае, если придет к выводу о том, что:

оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции РФ постановлением Конституционного Суда РФ, сохраняющим силу;

— оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной постановлением Конституционного Суда РФ, сохраняющим силу, применена судом в конкретном деле, а подтверждение Конституционным Судом РФ неконституционное™ нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

По итогам разрешения дела без проведения слушаний выносится постановление. Ходатайство с возражением против применения процедуры разрешения дела без проведения слушания вправе подать орган государственной власти в случае, когда предполагается разбирательство дела о соответствии Конституции РФ принятого соответствующим органом государственной власти нормативного правового акта, или заявитель.

  • [1] См.: Становление конституционной демократии в России на современном этапе: ана-лит. доклад. М.: Институт права и публичной политики, 2002. С. 51, 53—54, 55, 57.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой