Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влияние ухода за ребенком на его развитие

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В большинстве развитых стран мира велико количество женщин, имеющих младенцев и при этом продолжающих активно работать. Это приводит к созданию весьма разнообразных способов ухода за детьми. К ним могут быть отнесены: традиционно популярное в ряде стран обращение за помощью к дедушкам и бабушкам; помещение ребенка в государственные учреждения — ясли, особенно популярные в нашей стране; создание… Читать ещё >

Влияние ухода за ребенком на его развитие (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно утверждениям исследователей, чувство безопасности, которое обеспечивает привязанность к взрослым, зависит от непрерывности этих отношений и их качества. У подростков и взрослых, не имевших возможности в младенчестве для формирования прочных привязанностей к взрослым, могут наблюдаться проявления тревожности, а в некоторых случаях имеют место такие симптомы, как страх и антисоциальное поведение. Эти данные были получены при обследовании людей, воспитывавшихся в приютах, где установление стабильных связей между детьми и взрослыми оказывалось физически невозможным. Развиваясь, эта линия исследований привела к изучению поведения людей, где заботу о ребенке берет на себя не мать, а кто-то другой.

Результаты экспериментов, проведенных английскими психологами, свидетельствуют о том, что психосоциальное развитие людей, выросших в государственных учреждениях (приюты, дома ребенка и др.) часто имеет ряд особенностей. Так, например, было замечено, что некоторые дети, воспитывавшиеся в таких условиях, более зависимы, нуждаются в большем внимании со стороны взрослых, часто бывают более агрессивны в школе, чем дети, воспитывавшиеся в семьях (Г. В. Семья, Т. М. Счастная и др.). Однако степень устойчивости неблагоприятных последствий, возникших в результате отсутствия в раннем детстве объекта привязанности, не ясна.

В большинстве развитых стран мира велико количество женщин, имеющих младенцев и при этом продолжающих активно работать. Это приводит к созданию весьма разнообразных способов ухода за детьми. К ним могут быть отнесены: традиционно популярное в ряде стран обращение за помощью к дедушкам и бабушкам; помещение ребенка в государственные учреждения — ясли, особенно популярные в нашей стране; создание для малышей домашних детских садов (Израиль и др.); активно распространяющаяся в последние годы практика привлечения к воспитанию малышей нянь, гувернанток и др.

Все это постоянно провоцирует споры о воспитательных последствиях нематеринского воспитания. В связи с этим обсуждаются преимущественно два вопроса:

  • 1) является ли решающим для психосоциального и когнитивного развития ребенка в период младенчества то, что о нем заботится один человек;
  • 2) не оказывается ли нематеринский уход менее качественным, менее стимулирующим развитие ребенка.

Сторонники теорий, подчеркивающих значимость привязанности в младенчестве, склонны считать, что длительное пребывание младенца на понечении других людей приводит к нарушению привязанности к биологической матери, что может вызвать в дальнейшем проблемы эмоционального, социального и когнитивного развития. Специальные исследования этих аспектов развития, проведенные в разных странах, свидетельствуют скорее о несостоятельности данной гипотезы. Так, например, шведский исследователь Б. И. Андерсон, отмечает, что по данным его исследований, пребывание ребенка с раннего возраста в детском саду более благоприятно сказывается на его развитии, чем при позднем поступлении в детский сад или домашнем воспитании. По данным ряда российских и американских психологов, лучшие результаты в сферах когнитивного и психосоциального развития показали школьники, в младенчестве пребывавшие в яслях.

Это касается учреждений, где обеспечивается качественный профессиональный уход за детьми. Важнейшими факторами здесь выступают: частое взаимодействие взрослых с ребенком; доверительные отношения; благоприятная обстановка для развития речи; возможности для самостоятельного исследования окружающего и получения нового опыта; наличие достаточного пространства; разнообразных и соответствующих возрасту игрушек.[1][2][3][4][5]

  • [1] Влияние семьи на умственное воспитание младенцев В работе Т. Н. Тихомировой, выполненной под руководством Д. В. Ушакова, изучалась одна из характерных особенностей российской семьи — участие в воспитании детей представителей и первого и предшествующего поколений. У испытуемых диагностировали уровень общего интеллекта (вариант WISC-тестсХД. Векслера) и уровень развития креативности (КТТМ Э. П. Торренса), в итогебыли получены следующие результаты:
  • [2] Средние значения коэффициента интеллекта у группы, воспитывавшейсяпреимущественно родителями, превысили аналогичный показатель детей из группы, воспитывавшихся бабушками на уровне значимости р < 0,01.
  • [3] По показателю уровня креативности результат был противоположный, средние значения группы детей, воспитывавшихся бабушками оказались выше (на уровне значимости р < 0,01).
  • [4] Испытуемые, чьи родители предпочли семейное воспитание посещениюдетских садов, продемонстрировали более высокий уровень интеллекта.
  • [5] Испытуемые, посещавшие детские сады, превосходили испытуемых, не посещавших детские сады по показателю креативности. Исследователями на основании данных, полученных с помощью опросникаоценки факторов воспитательного воздействия, был проведен сравнительныйанализ воспитательного поведения родителей и бабушек в плане их влиянияна детей. Использование-критерия для независимых выборок позволило авторамустановить значимые различия по следующим факторам воспитательного воздействия: наличие требований к ребенку; наличие запретов поведения, действийребенка; наличие наказаний за проступки ребенка; повышение самооценки ребенкасо стороны взрослых; удовлетворение потребностей и желаний ребенка; наличиевыбора у ребенка; разрешение эмоционального самовыражения ребенка. Исследование показало, что как воспитание со стороны бабушек, так и применение различных воспитательных подходов оказывает существенное влияние на развитие интеллекта и креативности детей. Многие из воспитательных подходов, которыеиспользуют бабушки, оказывают положительное влияние на креативность. Бабушкидают возможность детям более открыто эмоционально самовыражаться, повышаютсамооценку ребенка, позволяют делать выбор практически во всем, наиболее полнои безусловно удовлетворяют потребности и желания своих внуков. Большинствоиз этих факторов являются важными предикторами развития креативности.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой