Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие и природа смежных прав

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мировая глобализация и быстрое развитие информационно-телекоммуникационных сетей способствуют «переходу» исполнений, например музыки, из национального масштаба в международный. При отсутствии должной национальной правовой охраны это влечет утрату экономической выгоды как исполнителями, так и государством в целом. В рамках расширения мировой торговли охрана смежных прав способствует… Читать ещё >

Понятие и природа смежных прав (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цена искусства

Напишу-ка я картину И иродам за миллион, Олигарх, который купит, Поместит ее в салон.

За балет или за пьесу Много денег не дадут, А цензура будет строгой, И крамолу в них найдут. На премьере новой песни Будет только суета, А поэт, что стих напишет, Не получит ни черта!

М. Львовский

Творческое постижение реальности лучше, чем что бы то ни было еще, заставляет человека чувствовать, что жизнь достойна того, чтобы жить.

Д. Винн икот

Смежными правами называют права, близкие к авторским или производные из них. Смежные права возникают в процессе творчества, исполнения, радио или телепостановки и т. п. Однако одного элемента творчества не достаточно для признания смежного права, необходима возможность его воспроизведения. Потребность в охране прав, смежных с авторскими, возникла с появлением и распространением различных видов вещания, новых способов изготовления записей выступлений и постановок и, как следствие, привела к снижению спроса на «живое» исполнение. Кроме того, бесконтрольная ретрансляция записей, постановок и прочих произведений творческого труда предполагает снижение прибыли у вещательных организаций и исполнителей, вложивших творческий труд в их создание.

Смежные нрава — это права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радиои телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

С появлением Соглашения ТРИПС вместо общепринятого термина «neighboring lights» появился новый термин «related rights», который стал использоваться намного чаще и шире первого, однако эго не повлияло на русскоязычную терминологию.

Существо смежных прав можно раскрыть с помощью некоторых примеров. Так, понятие «исполнение» подразумевает как творческую деятельность артистов-иснолнителей, дирижеров, так и творческую деятельность режиссеров-постановщиков спектаклей, которые охраняются как объекты смежных прав при условии соблюдения «формы, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств» (подп. 1 п. 1 ст. 1304, ст. 1305 ГК РФ).

Выделение смежных прав в отдельную категорию обеспечивает охрану законных интересов лиц, вносящих свой вклад в доведение произведений, являющихся объектами авторских прав, до всеобщего сведения или создающих объекты, которые, хотя не могут быть признаны произведениями, т. е. объектами авторских прав, но предполагают достаточную долю творчества или технического и организационного умения для того, чтобы охраняться в качестве самостоятельных объектов.

Осуществление смежных прав не влияет на охрану авторских прав на соответствующее произведение.

По общему правилу, смежные права предоставляются исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного вещания.

В Российской Федерации список субъектов смежных прав более широкий и включает в себя также дирижеров, режиссеров-постановщиков спектаклей, организации кабельного вещания, а также модераторов баз данных (в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов) и публикаторов произведений науки, литературы и искусства, обнародованных после их перехода в общественное достояние (п. 1 ст. 1304 ГК РФ).

В ГК РФ встречаются два вида терминов — «смежные права» и «права, смежные с авторскими». Появление второго термина обусловлено включением в число объектов смежных прав баз данных, не представляющих собой результаты творческого труда, а также прав публикатора литературных произведений, которые перешли в общественное достояние. По сути, оба эти понятия можно использовать как синонимы.

Для того чтобы исполнить музыкальное, хореографическое, драматическое произведение как режиссеру-постановщику, так и исполнителю, актеру, дирижеру, музыканту необходимо внести свой творческий вклад в интерпретацию произведения, что обуславливает уникальность такой интерпретации, ее неповторимость и, как следствие, потребность в правовой охране.

Исполнение создается в процессе театрального или иного представления, а как объект смежных прав возникает с момента окончания представления. При этом каждое отдельно взятое исполнение, использующее одно и то же произведение, будет являться отдельным объектом смежных прав, подлежащим самостоятельной правовой охране.

В отличие от этого, при создании аудиовизуальных произведений (фильмов) результаты творческой деятельности режиссеров-постановщиков будут охраняться авторским правом, а сам режиссер-постановщик аудиовизуального произведения будет признаваться соавтором такого произведения.

При создании фонограмм также необходимы как творческие, так и финансовые и организационные ресурсы, обусловливающие их уникальность и необходимость соответствующей правовой охраны от незаконного копирования, распространения, передачи в эфир или иного незаконного использования, ущемляющих материальные интересы их производителей, влекущих риск искажений и, как следствие, утрату репутации законного создателя.

Необходимость контроля за трансляцией, ретрансляцией, записью и воспроизведением передач при доведении произведений до общего сведения вызывает необходимость признания и прав организаций эфирного или кабельного вещания.

При наличии и действии авторских прав на произведение смежные права осуществляются с их соблюдением, однако могут действовать также и при отсутствии авторских прав на произведение.

В качестве примера охраны прав исполнителя при отсутствии авторских прав на произведение можно привести исполнение произведения фольклора (народного творчества), передающего традиции и особенности отдельно взятого региона или целого народа.

Мировая глобализация и быстрое развитие информационно-телекоммуникационных сетей способствуют «переходу» исполнений, например музыки, из национального масштаба в международный. При отсутствии должной национальной правовой охраны это влечет утрату экономической выгоды как исполнителями, так и государством в целом. В рамках расширения мировой торговли охрана смежных прав способствует коммерциализации и освоению международных рынков, принося пользу правообладателю.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой