Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правопорядок – конечный результат реализации права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В истории политико-правовой мысли известны учения, в которых концепция порядка, образующегося в результате действия правовых норм, деятельности органов государства, находится на заметном месте. Так, древнекитайскому легизму свойственна идея наведения порядка в государстве, воплощаемая в жизнь при помощи жестких, силовых средств. Ряд ученых именно с понятием порядка (правопорядка) связывает важные… Читать ещё >

Правопорядок – конечный результат реализации права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С конструкцией законности органично связано и теоретическое понимание правового порядка. Под порядком обычно понимается правильное, налаженное состояние чего-либо, существующее устройство, определенная степень организованности какой-либо материи. Термин «правовой порядок» (или «правопорядок») применяется для характеристики состояния организованности, упорядоченности общественных отношений, которое возникает в результате их регламентации правовыми нормами и реализации данных норм. Правопорядок в обществе достигается тогда, когда деятельность всех субъектов права является правомерной, когда надлежащим образом осуществляются субъективные права и исполняются юридические обязанности, т. е. когда субъекты права совершают обязательные или дозволенные действия либо воздерживаются от совершения запрещенных действий.

Правопорядок складывается в процессе реализации правовых норм, это результат осуществления законности. Когда анализируется законность, акцент переносится на требования, которые необходимы для достижения правопорядка в обществе. Когда же речь идет о правопорядке, внимание акцентируется на конечном итоге правового регулирования, на результате соблюдения требований законности, на состоянии, уровне, прочности законности. Устойчивость, стабильность правового порядка обеспечивается реальным осуществлением требований законности. Заметим, что законность и правопорядок — очень тесно связанные между собой явления. При их изучении используются сходные понятия и категории, одновременно исследуются уровень, состояние, гарантии как законности, так и правопорядка.

Замечания, сделанные при оценке концепции законности, можно отнести и к теоретическому осмыслению правового порядка (классовый характер правопорядка в соответствии с исследованиями, проводимыми в рамках марксистско-ленинской теории государства и права; абсолютизация и идеализация правопорядка и т. п.).

Правовой порядок — органическая составляющая общественного порядка. Причем последний следует понимать не как простую совокупность общественных отношений, а как их определенное качество, как определенное состояние системы общественных отношений.

Общественный порядок — это определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая ведет к согласованности и ритмичности общественной жизни, беспрепятственному осуществлению участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенности их обоснованных интересов, общественному и личному спокойствию.

Состояние общественного порядка по большому счету обусловлено образом жизни людей во всех его проявлениях, имея в виду прежде всего реализацию способностей людей к созданию и потреблению материальных и духовных ценностей. Общественный порядок входит в содержание образа жизни, активно влияет на него изнутри и формирует его общий облик. В образ жизни входят и способы установления общественного порядка, его охраны и организации. Они также испытывают на себе влияние (и сами оказывают обратное воздействие) со стороны иных компонентов образа жизни.

В чем усматривается водораздел (если можно так сказать о соотношении целого и части) между образом жизни и общественным порядком? Образ жизни включает в себя формы и способы, направленность и порядок осуществления индивидуальной деятельности человека. И только тогда, когда эта деятельность входит в соприкосновение с интересами и действиями других индивидов, может идти речь об общественном порядке. Последний сориентирован на коллективные формы жизнедеятельности. Каждый индивид может по-разному реализовывать способности, создавать и потреблять ценности, и далеко не всегда это соответствует интересам общественного порядка.

В литературе если и сопоставляются образ жизни с общественным порядком, то о последнем говорят в так называемом узком смысле, сводя его обычно к совокупности (системе, сфере) отношений в общественных местах. Вне структуры общественного порядка при таком подходе оказываются многие отношения, складывающиеся, например, в сфере производственной деятельности, эксплуатации транспорта, охраны природы и т. д. При этом узкое понимание общественного порядка аргументируется необходимостью уточнения задач и компетенции органов и организаций, осуществляющих правоохранительные функции.

Понятие общественного порядка в узком смысле весьма условно. Оно во многом носит конвенциональный характер и служит прагматическим целям.

В общей теории права и государства общественный порядок мыслится широко и отражает состояние упорядоченности социальных связей и индивидуального поведения вне зависимости от места и в любой сфере социальной деятельности.

Придание коллективным формам жизнедеятельности людей качества нормального общественного порядка производится в форме правопорядка. Правовой порядок — часть и одновременно правовая форма образа жизни. По существу, речь идет о правовом опосредовании (правовых аспектах) отдельных сторон, форм и методов жизнедеятельности.

Правопорядок составляет сердцевину общественного порядка, в каком бы смысле (широком или узком) последний ни рассматривался, и характеризует в нем те свойства упорядоченности, которые являются результатом действия (реализации) нрава и законности.

В истории политико-правовой мысли известны учения, в которых концепция порядка, образующегося в результате действия правовых норм, деятельности органов государства, находится на заметном месте. Так, древнекитайскому легизму свойственна идея наведения порядка в государстве, воплощаемая в жизнь при помощи жестких, силовых средств. Ряд ученых именно с понятием порядка (правопорядка) связывает важные аспекты понимания права (Аристотель, С. А. Муромцев), основатель нормативизма Г. Кельзен через правопорядок определяет и право, и государство. См.: Теория государства и права: хрестоматия: в 2 т. / авт.-сост. В. В. Лазарев, С. В. Липень. Т. 2. С. 471−478.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой