Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Институциональная основа градостроительной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Роль гражданского общества в принятии градостроительных решений. ГрК РФ признает важную роль участия граждан в принятии градостроительных решений. Это участие возможно в форме общественных слушаний. Общественные (публичные) слушания проводятся, как правило, по материалам завершенных крупных градостроительных проектов, проведенных конкурсов на планировку и застройку жилых микрорайонов, кварталов… Читать ещё >

Институциональная основа градостроительной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Внутри муниципального образования (города) политику в области градостроительства реализуют местные органы архитектуры и градостроительства. Как правило, они входят в состав местных органов власти и осуществляют непосредственное взаимодействие с потенциальными застройщиками. Эти органы могут иметь статус учреждений или быть одним из подразделений администрации. В обязанности такого органа входит выработка специальной политики в сфере возведения объектов капитального строительства и благоустройства территории. Кроме того, специалисты данного подразделения обязаны принимать организационные меры для создания условий по участию граждан, их объединений, представителей заинтересованных организаций в обсуждении и принятии решений по застройке и использованию территорий. Вся деятельность этих подразделений должна проводиться в строгом соответствии с предписаниями ряда градостроительных документов, к которым следует отнести:

  • • генеральные планы городских и сельских поселении;
  • • проекты черты городских и сельских поселений;
  • • схемы зонирования территорий городских и сельских поселений для осуществления градостроительной деятельности;
  • • проекты планировки отдельных частей территорий городских и сельских поселений;
  • • проекты межевания отдельных частей городских и сельских поселений, микрорайонов, кварталов;
  • • проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений;
  • • проектную документацию для строительства, реконструкции отдельных объектов, благоустройства и озеленения территории.

Все положенные в основу градостроительной политики документы должны быть согласованы друг с другом, но в первую очередь — с градостроительными документами вышестоящих уровней управления, регионального и федерального. Проявлением этой согласованности может выступать четкое разграничение полномочий публичной власти в области регулирования градостроительных отношений с разной степенью специализации.

Генеральный план. Для городов главным проектировочным документом выступает генеральный план, на основе которого осуществляются планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий. Графически генеральный план представляет собой объемное изображение поселения, отображающее пространственное размещение планируемых к застройке объектов на инженерно-топографическом и фотографическом плане территории. Временным горизонтом генерального плана представляется срок не менее 20 лет.

В соответствии с ГрК РФ подготовка проекта генерального плана поселения должна осуществляться на основании комплексных программ развития муниципальных образований, положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Федерации, схемах территориального планирования муниципальных районов.

ГрК РФ предусмотрены планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям:

  • 1) электро-, тепло-, газои водоснабжение населения, водоотведение;
  • 2) автомобильные дороги местного значения;
  • 3) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа и др.

Разработка генерального плана поселения или городского округа может применяться и к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения или городского округа.

Материалы по обоснованию генерального плана в виде карг отображают:

  • 1) границы поселения, городского округа;
  • 2) границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа;
  • 3) местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа;
  • 4) особые экономические зоны;
  • 5) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;
  • 6) территории объектов культурного наследия;
  • 7) зоны с особыми условиями использования территорий;
  • 8) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • 9) иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения поселения, городского округа или объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района.

Как юридический документ, генеральный план носит рекомендательный характер, поскольку непосредственным источником градорегулирования выступают правила землепользования и застройки, включающие в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты. Однако его роль в развитии городской территории остается значительной потому что сами правила землепользования и застройки принимаются с учетом приоритетов, прописанных в генеральном плане. Утверждается генеральный план поселения или городского округа, как и вносимые изменения в него, представительным органом муниципального образования. Проект генерального плана подлежит обязательном}' рассмотрению на публичных слушаниях, но внесение в него изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, может осуществляться без проведения публичных слушаний.

Роль гражданского общества в принятии градостроительных решений. ГрК РФ признает важную роль участия граждан в принятии градостроительных решений. Это участие возможно в форме общественных слушаний. Общественные (публичные) слушания проводятся, как правило, по материалам завершенных крупных градостроительных проектов, проведенных конкурсов на планировку и застройку жилых микрорайонов, кварталов, сельских поселений, градостроительных комплексов и архитектурных ансамблей, по объектам монументального искусства. Использование публичных слушаний осуществляется и для принятия правил землепользования и застройки, подачи заявлений о получении специальных разрешений. Публичные слушания с участием представителей общественности проводятся специальным рабочим органом — местной (районной) службой архитектуры и градостроительства.

В процессе подготовки публичных слушаний по инициативе общественных организаций, выражающих интересы граждан, их объединений и групп, за счет собственных средств проводятся независимые экспертизы с привлечением сторонних специалистов-экспергов, результаты которых докладываются на специальных заседаниях градостроительных советов. Замечания и предложения, содержащиеся в заключениях независимой экспертизы, учитываются в итоговых документах общественных слушаний.

Кроме публичных слушаний, участие граждан, представителей групп и объединений граждан по месту жительства в обсуждении и принятии решений по градостроительству на территории городов и иных поселений, а также их отдельных частей предусматривается в следующих формах:

  • • социологические опросы;
  • • письменное обращение граждан в местные органы власти и управления;
  • • обсуждение в средствах массовой информации;
  • • сходы (собрания), конференции;
  • • градостроительный референдум;
  • • общественный контроль, включая независимую экспертизу.

Требования к содержанию градостроительной документации. Каждому объекту градостроительной деятельности соответствует определенный вид градостроительной документации, разрабатываемый в соответствии с градостроительными, экологическими и иными нормативами. Градостроительная документация любого вида включает в себя текстовые и графические материалы, содержит обязательные положения, установленные заданием на разработку градостроительной документации соответствующего вида. Государственная экспертиза градостроительной документации проводится с целью установления соответствия данной документации и требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительстве. Государственная экспертиза градостроительной документации осуществляется федеральными и территориальными органами государственной экспертизы градостроительной и проектной документации.

При экспертизе проектов строительства проверяются:

  • • соответствие принятых решений обоснованию инвестиций в строительство объекта, другим предпроектным материалам, заданию на проектирование, а также исходным данным, техническим условиям и требованиям, выданным заинтересованными организациями и органами государственного надзора при согласовании места размещения объекта;
  • • наличие необходимых согласований проекта с заинтересованными организациями и органами государственного надзора; хозяйственная необходимость и экономическая целесообразность намечаемого строительства исходя из социальной потребности в результатах функционирования запроектированного объекта;
  • • конкурентоспособность его продукции (услуг) на внутреннем и внешнем рынках, наличие природных и иных ресурсов;
  • • выбор площадки (трассы) строительства с учетом градостроительных, инженерно-геологических, экологических и других факторов и согласований местных органов управления в части землепользования, развития социальной и производственной инфраструктуры территорий, результатов сравнительного анализа вариантов размещения площадки (трассы);
  • • обоснованность определения мощности (вместимости, пропускной способности) объекта исходя из принятых проектных решений, обеспечения сырьем, топливно-энергетическими и другими ресурсами, потребности в выпускаемой продукции или предоставляемых услугах;
  • • достаточность и эффективность технических решений и мероприятий по охране окружающей природной среды, предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий;
  • • обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий и сооружений и соблюдение норм и правил взрывопожарной и пожарной безопасности;
  • • соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарным требованиям;
  • • достаточность инженерно-технических мероприятий по защите населения и устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
  • • наличие проектных решений по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения;
  • • оценка технического уровня намечаемого к строительству (реконструкции) предприятия (производства), его материале) — и энергоемкости;
  • • обоснованность применяемой технологии производства на основе сравнения возможных вариантов технологических процессов и схем;
  • • выбор основного технологического оборудования;
  • • достаточность и эффективность технических решений по энергосбережению;
  • • оптимальность принятых решений по инженерному обеспечению;
  • • возможность и целесообразность использования автономных систем и вторичных энергоресурсов;
  • • наличие безотходного (малоотходного) производства на базе полного и комплексного использования сырья и отходов;
  • • обоснованность и надежность строительных решений (особенно при сооружении объекта в сложных инженерно-геологических условиях);
  • • оптимальность решений по генеральному плану, их взаимоувязка с утвержденной градостроительной документацией, рациональность решений по плотности застройки территории и протяженности инженерных коммуникаций;
  • • обоснованность принятых объемно-планировочных решений и габаритов зданий и сооружений исходя из необходимости их рационального использования для размещения производств и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работающим;
  • • эффективность использования площадей и объемов зданий; обеспечение архитектурного единства и высокого уровня архитектурного облика зданий и сооружений, соответствие их градостроительным требованиям в увязке с существующей застройкой;
  • • оценка проектных решений по организации строительства;
  • • достоверность определения стоимости строительства;
  • • оценка эффективности инвестиций в строительство объекта и условий его реализации (Инструкция, 1995).

Градостроительная документация также подлежит государственной экологической экспертизе в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе. Перечень объектов государственной экспертизы на федеральном уровне в соответствии с Федеральным законом № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» определен законодательно и может быть расширен в случае, если возводимый объект будет признан способным оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой