Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Специальные гарантии прав и свобод человека и гражданина

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конституция РФ провозглашает, что каждый обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49). Предполагая лицо невиновным, Конституция РФ освобождает обвиняемого от обязанности доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49). Эта обязанность возлагается на органы… Читать ещё >

Специальные гарантии прав и свобод человека и гражданина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общие ценностные подходы к охране и защите нрав человека и гражданина, сформулированные в ст. 2 Конституции РФ, провозгласившей признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства, получили развитие в ч. 1 ст. 45 Конституции РФ, закрепившей, что в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

В гарантировании прав и свобод человека и гражданина участвует весь механизм государства, все государственные органы. В соответствии с Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18). Из этой конституционной формулы вытекает, что главным ориентиром законодателя при принятии законов становятся права человека.

Исходя из этого принципа, Федеральное Собрание РФ призвано регулировать и защищать права и свободы граждан посредством принятия законов. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Каждое министерство и ведомство реализует эту задачу в пределах собственной компетенции. Так, задачей Министерства юстиции РФ является проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых государственными органами, па предмет соблюдения норм Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина.

Органы государственной власти субъектов РФ обязаны защищать права и свободы человека и гражданина посредством разъяснения гражданам их прав; стимулирования их инициативы и самодеятельности; ориентации в этом направлении всех государственных и местных органов; способствования эффективному использованию судебных процедур; привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в бездействии либо нарушении соответствующих прав и свобод личности.

Важное значение имеет обеспечение прав и свобод личности непосредственно органами местного самоуправления, которые в пределах своих полномочий обеспечивают учет их интересов при решении вопросов местного значения.

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека на самозащиту. Самозащита может рассматриваться как любые действия человека, связанные с защитой своего права от нарушения. Однако его действия не должны идти вразрез с законами, установленными в обществе. В этом понимании способами самозащиты могут быть обращения гражданина в СМИ, использование общественных объединений (профсоюзов, партий), правозащитных движений, обращения к различного рода собраниям с целью привлечь внимание к нарушению своих (а подчас и не только своих) прав и свобод.

Конституция РФ устанавливает запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Чрезвычайное положение на всей территории России и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом. В соответствии со ст. 88 Конституции РФ чрезвычайное положение вводит Президент РФ. Оно может вводиться как на всей территории России, так и в отдельных ее местностях. Процедура введения чрезвычайного положения определена Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» .

Из общего правила, установленного ч. 1 и 2 ст. 56 Конституции РФ, имеется изъятие, суть которого в том, что не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. 20, 21, ч. 1 ст. 23, ст. 24, 28, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 40, ст. 46−54 Конституции РФ.

Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (ст. 54 Конституции РФ).

Данное правило имеет универсальный характер. Оно распространяется на регулирование ответственности во всех отраслях российского права и свидетельствует о его гуманизме и справедливости, защите прав и свобод личности.

Важнейшей гарантией прав и свобод личности является судебная защита, гарантированная Конституцией РФ (ст. 46). В суд могут быть обжалованы решения, действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Правом на судебную защиту обладает каждый, т. е. не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, и лица без гражданства. Право на судебную защиту не может быть ограничено ни при каких обстоятельствах. В связи с этим Конституционный Суд РФ признал положение ст. 220.1 УПК РСФСР, ограничивавшее круг лиц, имеющих право на судебное обжалование постановления о применении к ним в качестве меры пресечения заключения под стражу, только лицами, содержащимися под стражей, и связанное с ним положение ст. 220.2 УПК РСФСР о проверке законности и обоснованности применения заключения под стражу судом только по месту содержания лица под стражей не соответствующими Конституции РФ[1].

Конституционному праву на судебную защиту корреспондирует обязанность суда рассмотреть жалобу и принять законное и обоснованное решение. Суд при рассмотрении обращения руководствуется конституционными принципами правосудия: законности, гласности, состязательности, равноправия сторон.

Процедура обращения гражданина в суд конкретизирована Законом РФ от 27.04.1993 № 4866−1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», в соответствии с которым каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

  • — нарушены права и свободы гражданина;
  • — созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
  • — на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Граждане вправе обжаловать также бездействие органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой вышеназванные последствия.

Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно.

К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).

Важнейшей составной частью гарантии судебной защиты является норма ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Право каждого на судебную защиту посредством законного, независимого и беспристрастного суда означает, в частности, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда, без предубеждения, полно, всесторонне и объективно. Подведомственность и подсудность дел судам определяется процессуальными законами (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ), которые закрепляют критерии, предопределяющие, в каком суде подлежит рассмотрению то или иное уголовное, административное или гражданское дело. Это позволяет участникам судебного процесса избежать неопределенности в этом вопросе, которую в противном случае приходилось бы устранять посредством правоприменительного решения, т. е. по усмотрению правоприменительного органа или должностного лица (Постановление Конституционного Суда РФ от 16.03.1998 № 9-П[2]).

Право на судебную защиту принадлежит каждому, в том числе и осужденным лицам. Осужденный, дело которого рассматривается судом в порядке кассационного производства, не может быть лишен возможности заявлять отводы и ходатайства, знакомиться с позициями выступавших участников судебного заседания и дополнительными материалами, если таковые представлены, давать объяснения, в том числе в связи с заключением прокурора. Этот вывод следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 10.12.1998 № 27-П[3].

Важной гарантией прав и свобод человека и гражданина является норма ч. 2 ст. 47 Конституции РФ, согласно которой обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Как указал Конституционный Суд РФ, право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 20 Конституции РФ, должно быть обеспечено на равных основаниях и в равной степени всем обвиняемым независимо от места совершения преступления, установленной федеральным законом территориальной и иной подсудности таких дел и прочих подобного рода обстоятельств[4].

Гарантия судебной защиты дополняется установленной возможностью каждого в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Такими межгосударственными органами являются, в частности, Совет, но правам человека ООН, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, а также Европейский суд по правам человека. Деятельность названных межгосударственных органов оказывает все большее влияние на российскую правовую систему, делает ее более близкой демократическим стандартам развитых стран, расширяет возможности граждан защищать свои права и свободы.

Обращение в Совет по правам человека и Европейский суд по правам человека возможно после того, как исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Согласно правовой позиции Европейского суда по правам человека достаточным основанием, свидетельствующим об исчерпании имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты для граждан России, является решение суда кассационной инстанции.

Важнейшей гарантией нрав и свобод личности является право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Так, согласно ч. 5 ст. 50 УПК РФ в случае, если адвокат участвует в производстве предварительного расследования или судебном разбирательстве по назначению дознавателя, следователя, прокурора или суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета.

Представителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя могут быть адвокаты, а представителями гражданского истца, являющегося юридическим лицом, также иные лица, правомочные в соответствии с ГК РФ представлять его интересы.

Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48 Конституции РФ).

Как указал Конституционный Суд РФ, право на получение юридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу независимо от его формального процессуального статуса, в том числе от признания задержанным и подозреваемым, если управомоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприкосновенность, включая свободу передвижения, принудительный привод или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность[5].

По своему содержанию право на самостоятельный выбор адвоката (защитника) не означает право выбирать в качестве защитника любое лицо по усмотрению подозреваемого или обвиняемого и не предполагает возможность участия в уголовном процессе любого лица в качестве защитника. Гарантируя право на получение квалифицированной юридической помощи, государство должно установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии. В противном случае участие в качестве адвоката в ходе предварительного расследования лица, не обладающего необходимыми профессиональными навыками, не обеспечит решение задачи государства гарантировать каждому квалифицированную юридическую помощь[6].

К числу конституционных гарантий статуса личности относится презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ). Она закреплена и в международно-правовых документах: Всеобщей декларации прав человека (ч. 1 ст. 11), Международном пакте о гражданских и политических правах (п. 2 ст. 14), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 2 ст. 6).

Конституция РФ провозглашает, что каждый обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49). Предполагая лицо невиновным, Конституция РФ освобождает обвиняемого от обязанности доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49). Эта обязанность возлагается на органы, осуществляющие уголовное преследование. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49). Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.04.1996 № 1 «О судебном приговоре» отмечается, что «но смыслу закона в пользу подсудимого толкуются не только неустранимые сомнения в его виновности в целом, но и неустранимые сомнения, касающиеся отдельных эпизодов предъявленного обвинения, формы вины, степени и характера участия в совершении преступления, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств» .

Конституция РФ в ч. 1. ст. 50 устанавливает, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Это означает, что уголовное дело против гражданина не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению, если этот человек уже был судим по тому же обвинению по этому же делу и суд вынес приговор или прекратил рассмотрение данного дела. Снова судить по тому же обвинению можно только в том случае, если приговор суда будет отменен в порядке судебного надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам, тогда уголовное дело может быть вновь возбуждено и дело передано в суд на новое рассмотрение.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 25.04.2001 № 6-П[7] указал, что в силу ч. 1 ст. 50 Конституции РФ исключается возможность осуждения лица за одно и то же деяние как за несколько самостоятельных преступлений, недопустимо проведение параллельных производств по обвинению одного и того же лица в одном и том же преступлении, независимо от наличия или отсутствия в каком-либо из этих дел окончательного решения.

В ч. 2 ст. 50 Конституции РФ указано, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

УПК РФ содержит термин «недопустимые доказательства», под которыми понимаются доказательства, полученные с нарушением требований данного Кодекса. К таковым, в частности, относятся показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде; показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности и т. п.

Конституционный Суд РФ в Определении от 21.12.2000 № 290−0 пришел к выводу, что оглашение судом показаний отсутствующего обвиняемого, свидетеля или потерпевшего без законных оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, при возможности обеспечить их явку в суд, а также последующее обоснование оглашенными показаниями выводов суда свидетельствуют об использовании недопустимых доказательств. При проверке законности и обоснованности вынесенного приговора, осуществляемого вышестоящими судами общей юрисдикции, такие доказательства подлежат исключению из доказательственного материала[8].

Международный пакт о гражданских и политических правах (подп, «е» п. 3 ст. 14) и Конвенция о защите прав человека и основных свобод (подп, «d» и. 3 ст. 6) одним из обязательных условий справедливого судебного разбирательства называют право обвиняемого допрашивать показывающих против него свидетелей или требовать, чтобы эти свидетели были допрошены. Принятие судом решения вопреки международно-правовым нормам является основанием для гражданина, чьи права и свободы были нарушены, для обращения в вышестоящий суд.

В ч. 3 ст. 50 Конституции РФ закреплено право каждого осужденного за преступление на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, предусмотренном федеральным законом, что является необходимой гарантией против судебных ошибок, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Право осужденного на пересмотр приговора предполагает предоставление ему возможности по своей воле и своими собственными действиями возбуждать производство по проверке законности и обоснованности приговора, не дожидаясь чьего бы то ни было разрешения или санкции на начало такого пересмотра. Это право носит абсолютный характер, и федеральный законодатель не вправе ограничивать его ни по кругу лиц, ни по видам судебных приговоров, подлежащих пересмотру, ни по каким иным обстоятельствам (Постановление Конституционного Суда РФ от 06.07.1998 № 21-П[9]).

В соответствии с УК РФ помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица (ч. 1 ст. 85). Право просить помилования, смягчения наказания включает в себя право осужденного обращаться к Президенту РФ с просьбой об освобождении от дальнейшего отбывания наказания, сокращении наказания или замене его более мягким видом наказания (ч. 2 ст. 85 УК РФ).

Гарантия от самообвинения закреплена в ст. 51 Конституции РФ, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. К числу близких родственников согласно п. 4 ст. 5 УПК РФ относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Конституция РФ предусматривает, что федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания (ч. 2 ст. 51). Так, согласно ч. 3 ст. 56 УПК РФ не подлежат допросу в качестве свидетелей:

  • 1) судья, присяжный заседатель — об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу;
  • 2) адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого — об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с участием в производстве по уголовному делу;
  • 3) адвокат — об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи;
  • 4) священнослужитель — об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди;
  • 5) член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия — об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий.

В ряду гарантий конституционно-правового статуса личности выделяются гарантии прав потерпевших (ст. 52 Конституции РФ).

Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора или суда.

Положение ст. 52 Конституции РФ о том, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, конкретизировано нормами текущего законодательства. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК РФ при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, а также его близким родственникам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности.

Проблемы гарантирования прав потерпевших затрагивались в решениях Конституционного Суда РФ. Так, в Постановлении от 15.01.1999 № 1-П Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения ч. 1 и 2 ст. 295 ранее действовавшего УПК РСФСР, на основании которых потерпевший по уголовному делу не допускался к участию в судебных прениях, кроме как по делам об определенных преступлениях[10].

Статья 53 Конституции РФ закрепляет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя. По иску потерпевшего о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда размер возмещения определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства (ч. 3, 4 ст. 42 УПК РФ).

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 25.01.2001 № 1-П сформулировал правовую позицию, согласно которой должен подлежать возмещению вред, причиненный при осуществлении правосудия в результате принятия незаконных судебных актов или незаконных действий (или бездействия) суда (судьи)[11].

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 № 11-П было признано, что размер возмещения вреда, причиненного чернобыльской катастрофой, должен обеспечивать лицам, пострадавшим в результате этой катастрофы, такой уровень жизни, при котором — в сопоставлении с доходами граждан по стране в целом — не ставились бы под сомнение само их право на возмещение вреда и принцип уважения достоинства личности[12].

  • [1] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 03.05.1995 № 4-П «По делу о проверке конституционности статей 220.1 и 220.2 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жадобой гражданина В. А. Аветяна» // СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1764.
  • [2] По делу о проверке конституционности статьи 44 Уголовнопроцессуального кодекса РСФСР и статьи 123 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами ряда граждан: Постановление Конституционного Суда РФ от 16.03.1998 № 9-П // СЗ РФ. 1998. № 12. Ст. 1459.
  • [3] По делу о проверке конституционности части второй статьи 335 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина М. А. Баронина: Постановление Конституционного Суда РФ от 10.12.1998 № 27-П // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6341.
  • [4] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 № 3-П «По делу о проверке конституционности положений! статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан» // СЗ РФ. 1999. № 6. Ст. 867.
  • [5] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 № 11-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В. И. Маслова» // СВ РФ. 2000. № 27. Ст. 2882.
  • [6] По делу о проверке конституционной части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Б. В. Антипова, Р. Л. Гитиса и С. В. Абрамова: Постановление Конституционного суда РФ от 28.01.1997 № 2-П // СЗ РФ. 1997. № 7. Ст. 871.
  • [7] По делу о проверке конституционности статьи 265 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Л. Л. Шевякова: Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2001 № 6-П // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2408.
  • [8] Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Идалова Тимура Саид-Магомедовича на нарушение его конституционных прав рядом статей Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и частью второй статьи 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2000 № 290−0 // СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1069.
  • [9] По делу о проверке конституционности части пятой статьи 325 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В. В. Шаглия: Постановление Конституционного Суда РФ от 06.07.1998 № 21-П // СЗ РФ. 1998. № 28. Ст. 3394.
  • [10] По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 295 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина М. А. Клюева: Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.1999 № 1-П // СЗ РФ. 1999. № 4. Ст. 602.
  • [11] По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан И. В. Богданова, Л. Б. Зернова, С. И. Кальянова и Н. В. Труханова: Постановление Конституционного Суда РФ от 25.01.2001 № 1-П // СЗ РФ. 2001. № 7. Ст. 700.
  • [12] По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 7 августа 2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации»» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев: Постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 № 11-П // СЗ РФ. 2002. № 27. Ст. 2779.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой