Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовое положение предпринимателей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Партнерство действует на основе договора между партнерами, если таковой имеется. Законодательные нормы, регулирующие деятельность партнерств, носят диспозитивный характер. Они применяются судами в том случае, если предприниматели, образовав партнерство, не заключили письменного договора, или если он недостаточно полный. Партнеры имеют равные права на управление и имущество партнерства, если иное… Читать ещё >

Правовое положение предпринимателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как и в большинстве других стран, физическое лицо может вести свой бизнес в форме единоличного предприятия (Sole proprietorship). Единообразный торговый кодекс США содержит следующее определение понятия коммерсант: «Коммерсант — это тот, кто совершает операции с товарами определенного рода или каким-либо другим образом по роду своих занятий ведет себя так, как будто он обладает особыми знаниями или опытом в отношении операций или товаров, являющихся предметом сделки, а также тот, кто может рассматриваться как обладающий такими знаниями или опытом вследствие того, что он использует услуги агента, брокера или личного посредника, который ведет себя так, как будто он обладает такими знаниями и опытом» .

Каких-либо иных формальных требований законодательство США не устанавливает. Единственный официальный документ — налоговая декларация. Финансовые записи не обязательны. Ведение их необходимо прежде всего в налоговых целях: предпринимательские расходы квалифицируются законодательством иначе, чем персональные. Ддя занятия некоторыми видами деятельности требуются лицензии административных органов штата.

Ответственность предпринимателя является неограниченной. Судебный иск может быть обращен на все его имущество. Эта форма избирается для мелких предприятий. Ее недостаток заключается в ограниченности финансовых возможностей. Единоличные предприятия действуют в области розничной и мелкооптовой торговле, оказывают услуги на местном уровне. В качестве единоличных предпринимателей часто ведут свою деятельность биржевые маклеры.

Коммерческие организации по праву США. Партнерства. Исторически первыми формами организации предпринимательской деятельности в США являлись партнерства. Аналогом американского партнерства с неограниченной ответственностью его участников (General Partnership) в европейском праве является полное товарищество, а партнерства с ограниченной ответственностью (Limited partnership) — известное европейскому законодательству коммандитное товарищество.

По законодательству США товарищества (партнерства) не являются юридическими лицами. Учредительным документом в партнерстве является только так называемый товарищеский договор.

Общее партнерство (General Partnership) регулируется Единообразным законом о партнерствах (Uniform Partnership Act), принятом в 1914 г. и действующим в 44 штатах из 50.

Партнерство действует на основе договора между партнерами, если таковой имеется. Законодательные нормы, регулирующие деятельность партнерств, носят диспозитивный характер. Они применяются судами в том случае, если предприниматели, образовав партнерство, не заключили письменного договора, или если он недостаточно полный. Партнеры имеют равные права на управление и имущество партнерства, если иное не определено в соглашении между ними. При учреждении партнерства новое юридическое лицо формально не образуется. Вместе с тем партнерства обладают признаками самостоятельного делового предприятия. Они имеют право быть занесенными в регистр деловых предприятий и вступать во взаимоотношения с третьими лицами как отдельная фирма и пр. Как и в единоличных предприятиях, участники партнерства несут неограниченную ответственность по обязательствам партнерства. Ответственность носит солидарный характер. Это означает, что третьи лица могут направить имущественный иск в адрес одного из партнеров, который переадресует его за вычетом своей доли другому партнеру. При выбытии одного из партнеров или при вступлении нового партнерство обычно прекращает свое существование, т. е. оно должно быть переоформлено. Предпринимательская деятельность при этом может не прерываться.

Партнерство с ограниченной ответственностью (Limited Partnership) регулируется Единообразным законом об ограниченных партнерствах (Uniform Limited Partnership Act), принятом в 1916 г. и действующим в 47 штатах, а также Исправленным единообразным законом 1978 г. (Revised Uniform Limited Partnership Act).

Для создания партнерства требуется как минимум один полный партнер и один партнер с ограниченной ответственностью. В качестве партнеров могут выступать как физические, так и юридические лица. Партнеры с ограниченной ответственностью отвечают по обязательствам партнерства только в пределах своего вклада. Партнеры с полной ответственностью ведут дела партнерства, а партнеры с ограниченной ответственностью играют пассивную роль вкладчиков капитала.

Партнерства являются удобной формой объединения высококвалифицированных специалистов для занятия профессиональной деятельностью в сфере юридических и финансовых услуг, медицины и т. д. Обычно это мелкие и средние предприятия. Однако известны случаи, когда в виде партнерств функционировали весьма крупные предприятия. В частности, в качестве партнерств зарегистрированы многие ведущие аудиторские фирмы, включая те, которые входят в число «большой шестерки» аудиторских компаний.

Компании с ограниченной ответственностью (Limited Liability Company — LLC) являющиеся промежуточной или гибридной формой организации бизнеса компании с ограниченной ответственностью, получили в последнее время законодательное обоснование в ряде штатов США (Пенсильвания, Колорадо).

Понятие корпорации (Corporations). Основное положение на рынке США по сравнению с другими формами ведения предпринимательской деятельности занимают корпорации. При этом следует иметь в виду, что понятие корпорации уникально и охватывает различные формы осуществления экономической и иной деятельности.

В решении Верховного Суда США по делу The Trustees of Dartmouth College v. Woodward давалось следующее определение корпорации: «Корпорация — это искусственное образование, невидимое, неосязаемое и существующее только с точки зрения закона». Современное определение корпорации также исходит из ее «фиктивного» характера. В последнее время получила распространение договорная теория корпораций. В соответствии с ней корпорация рассматривается как формируемая на добровольной основе система связей между участниками корпоративных отношений.

Американская доктрина выделяет следующие признаки корпорации:

  • 1) корпорация представляет собой самостоятельный субъект гражданского права, ведущий независимое от своих членов существование;
  • 2) существование корпорации не может быть прекращено иначе, как по решению суда или самих участников корпорации, принятого на основании устава и законов;
  • 3) по обязательствам корпорации исключительную ответственность несет сама корпорация в пределах принадлежащего ей имущества;
  • 4) корпорация является объектом двойного налогообложения, поскольку ее доходы облагаются налогом дважды — как прибыль компании и как доход акционеров, которую они получают после ее распределения.

Законодательство США выделяет публичные (public) и частные (private) корпорации. Публичные корпорации создаются главным образом для использования в сфере управления. К таким корпорациям относятся государственные и муниципальные органы (города, округа).

Могут быть так называемые полупубличные корпорации, т. е. те, которые создаются для удовлетворения каких-либо общих нужд населения, например, корпорации в сфере снабжения населения газом, электричеством, водой и т. д. Выделяются корпорации не предпринимательские, не преследующие цели осуществления коммерческой деятельности. Их правовое положение регулируется специальным законодательством.

Особое место в экономической жизни США принадлежит предпринимательским корпорациям (business corporations), относящимся к категории частных корпораций.

В области регулирования правового положения предпринимательских корпораций большое значение отводится Примерному (модельному) закону о предпринимательских корпорациях 1969 г. (Model Business Corporation Act), разработанному Американской ассоциацией адвокатов. Новая редакция Примерного закона была одобрена Американской ассоциацией юристов в 1984 г. (Revised Model Business Corporation Act — RMBCA). Он принят целиком в 20 штатах и с незначительными изменениями — в 10 штатах.

Примерный закон непосредственно на территории ни одного штата не действует. На его основании штаты (а регулирование предпринимательских корпораций — это вопрос штатного законодательства) могут разрабатывать и принимать свои законы в зависимости от того, какие цели они ставят: либо создать наиболее благоприятный режим в деятельности корпорации, либо, наоборот, установить более жесткие требования. Некоторые из штатов вообще не придерживаются Примерного закона (например, Нью-Йорк, Делавэр, Массачусетс, Калифорния).

Практически во всех штатах были приняты законы о корпорациях. Более того, в XX в. американское акционерное законодательство развивалось в результате конкуренции между штатами с целью «украсть бизнес по регистрации компаний друг у друга». Это соревнование между штатами получило название «соревнование в не строгости» .

Среди законов штатов, определяющих статус предпринимательских корпораций, следует назвать Общий закон о корпорациях штата Делавэр (Delaware General Corporation Law), Кодекс о корпорациях штата Калифорния (California Corporation Code) и закон о предпринимательской корпорации штата Нью-Йорк (New York Business Corporation Law).

Помимо актов, регулирующих положение корпораций, к области корпоративного права примыкают нормативные акты, регламентирующие налогообложение, операции с ценными бумагами, контрактами и пр. Так, к корпорациям применимы положения Кодекса о банкротстве, Федеральных правил гражданского судопроизводства, ЕТК и некоторых других актов.

Законодательство США допускает возможность сосредоточения активов корпорации в руках одного лица. Такие корпорации называются единоличными (sole) в отличие от совокупных (aggregate).

В системе предпринимательских корпораций особое место занимает так называемая закрытая корпорация (Close Corporation), статус которой определен приложением к Примерному закону (Model Statutory Close Corporation Supplement) 1984 г.

Закрытыми называются корпорации, акции которых принадлежат нескольким или одному лицу. Акции таких корпораций не могут продаваться на открытом рынке. Порядок их продажи определяется уставом и обычно требует согласия большинства акционеров. Акционеры принимают непосредственное участие в управлении корпорацией.

В соответствии с законами большинства штатов корпорация может быть местной (domestic) и иностранной (foreign). Признаком, отличающим эти разновидности корпораций, является место их регистрации. Местными считаются все корпорации, зарегистрированные в соответствии с законом о корпорациях данного штата. Под иностранными корпорациями законы штатов понимают не только не, которые зарегистрированы за пределами США, но и те, местом регистрации которых является другой штат.

Собственно, иностранные корпорации, ведущие бизнес в США, имеют особый статус — alien corporation.

Законодательство США предусматривает негативные последствия осуществления иностранной корпорацией своей деятельности на территории штата без законных оснований. Параграф 15.01 Примерного закона устанавливает, что иностранная корпорация не может осуществлять свою деятельность в конкретном штате до момента получения у государственного секретаря штата сертификата, который дает ей право осуществлять деятельность на территории конкретного штата.

Закон устанавливает довольно серьезную ответственность за нарушение этого правила. В случае осуществления иностранной корпорацией деятельности на территории штата без получения сертификата налагается штраф, установленный за каждый день занятия незаконной деятельностью и зафиксированный в законодательстве этого штата.

Открытые корпорации (General Corporations). Этот тип корпораций рассчитан на деловых людей, создающих корпорацию, в которой будет более 30 держателей акций или которая будет предлагать акции к открытой подписке в значительном масштабе.

Статус малой корпорации, или S-корпорации (Small Corporation), предоставляется при наличии следующих условий:

  • — корпорация должна быть американской (domestic);
  • — она не может иметь более 35 акционеров;
  • — акционерами должны быть, как правило, частные лица, являющиеся резидентами США;
  • — для такой корпорации допускается выпуск только одного типа акций.

Создание корпорации. Корпорацию может учредить любое юридическое и физическое лицо, организация, партнерство, как отечественные, так и иностранные. В качестве учредителя корпорации вправе выступить и одно лицо. Законы некоторых штатов предусматривают, что учредителем может быть только физическое лицо.

Американская корпорация строит свою деятельность в соответствии с уставом — так называемыми статьями об ассоциации (Articles of association) и внутренним регламентом (by-laws). Регламент является внутренним документом корпорации. Официального утверждения он не проходит. Статьи об ассоциации содержат положения, присущие уставам корпораций в большинстве стран мира. Регламент дополняет и детализирует статьи об ассоциации, которые обычно сформулированы в сжатой форме. Регламент не может противоречить уставу. В случае споров приоритет отдается уставу. Изменения в регламент вносятся советом директоров корпорации, если уставом не предусмотрено иное.

Устав регистрируется государственным секретарем штата, который выдает свидетельство об инкорпорации (Certificate of Incorporation).

Все последующие изменения статуса корпорации оформляются соответствующими сертификатами. Например, в связи с внесением поправок в основной учредительный документ регистрируется сертификат о поправках.

Законодательство штатов содержит ряд обязательных требований, которым должны отвечать документы корпорации. Так, Примерный закон о предпринимательской корпорации предусматривает, что устав корпорации должен содержать:

  • 1) наименование корпорации;
  • 2) число акций, которое вправе выпустить корпорация;
  • 3) адрес первоначально зарегистрированного офиса корпорации с указанием имени первоначально зарегистрированного представителя корпорации, занимающего этот офис;
  • 4) имя и адрес каждого учредителя.

В соответствии с Примерным законом о предпринимательской корпорации указание в уставе цели создания корпорации не является обязательным.

Законы большинства штатов разрешают корпорациям заниматься любой не запрещенной законом деятельностью, устанавливая принцип общей правоспособности корпораций[1]. Ограничения касаются банковской, страховой деятельности и профессиональных корпораций, под которыми законы штата Калифорния и Нью-Йорк понимают корпорации, осуществляющие только один вид деятельности, которая относится к профессиональной и требует соответствующей квалификации и лицензии.

Как правило, в уставе корпорации определяется лишь максимально возможный размер уставного капитала.

Законы некоторых штатов определяют, что составляет уставный капитал и как он оплачивается. Так, по закону штата Калифорния уставный капитал составляют суммы, равные общей номинальной стоимости выпущенных акций, плюс сумма установленного встречного удовлетворения за акции, выпущенные без номинальной стоимости.

Акции могут оплачиваться деньгами, любыми материальными и нематериальными вещами, выполненной для создаваемой корпорации работой или услугами, ценными бумагами. Законы некоторых штатов запрещают оплачивать акции простыми векселями покупателя или обязательствами об оказании услуг в будущем.

Устав корпорации должен указывать категории выпускаемых акций и количество акций каждой категории, разрешаемой этой корпорации к выпуску. Если корпорация имеет разрешение на выпуск акций нескольких категорий, то устав должен указывать на необходимые различия между ними, причем еще до их выпуска в уставе надлежит указать преимущества, ограничения и иные права, предоставляемые акционерам акциями данного класса.

Устав подписывается учредителями или, если в уставе уже поименованы директора, директорами корпорации. По закону штата Нью-Йорк устав подписывается учредителями или их доверенными лицами.

Примерный закон и законы некоторых штатов (Делавэр, Нью-Йорк, Мичиган, Калифорния) предусматривают, что корпорация возникает в момент представления ее устава государственному секретарю штата. Законы других штатов закрепляют, что корпорация считается созданной с момента регистрации устава государственным секретарем штата.

Формально факт регистрации удостоверяется направлением учредителям или уполномоченным корпорации копии устава с государственной печатью, а также расписки в получении регистрационного сбора.

Управление корпорацией. Действующая в США модель управления предпринимательскими корпорациями является монистической. Совет директоров руководит всей деятельностью корпорации. Законы всех штатов содержат примерно следующее положение: «Все полномочия корпорации осуществляются советом директоров либо под его руководством, и вся деятельность корпорации осуществляется под руководством совета директоров, компетенция которого может быть ограничена в уставе» .

Число директоров не может быть меньше трех, но если акции еще не выпущены, то директоров может быть два или один. Если в корпорации один акционер, возможно назначение одного или двух директоров, а если два акционера — трех директоров.

Директор может не быть акционером корпорации. Обычно директора избираются на один год с правом переизбрания. При этом должна обеспечиваться преемственность в совете директоров. Директора могут быть отстранены от должности общим собранием по определенным основаниям (обман, злоупотребление служебным положением, совершение преступления), и, если закон позволяет, — без всяких оснований.

Совет директоров образует различные комитеты. В функции комитетов входят анализ функционирования систем внутреннего контроля и управления рисками, анализ предварительных результатов отчетного года, годовой финансовой отчетности, контроль за соблюдением законодательства, кодекса корпоративного управления. Одним из основных комитетов является аудиторский комитет (комитет по аудиту). В соответствии с Законом Сарбайнса-Оксли 2002 года аудиторские комитеты превращаются в корпорациях из консультативного органа в главный контролирующий орган. В их исключительное ведение передаются все вопросы назначения аудиторов, определения их гонорара, а также утверждения всех работ, которые поручаются аудиторам. Членами комитета по аудиту могут быть только независимые члены совета директоров. Им запрещается принимать любого рода вознаграждения за консультации или советы и быть каким-либо образом связанными с компанией или дочерними структурами, кроме участия в советах директоров или сформированных советами комитетах.

В основе отношений между советом директоров и акционерами корпорации лежит концепция агентских отношений: директора являются доверенными лицами (агентами) акционеров и корпорации в целом. Поэтому на них лежат обязанности доверенных лиц (fiduciary duties), которые традиционно разделяются на две категории — обязанность лояльности (duty of loyalty) и обязанность должной степени заботливости (duty of саге).

За общим собранием акционеров законодательство США оставляет в основном проведение выборов директоров, решение вопроса о реорганизации корпорации и другие наиболее важные и общие вопросы.

По Акту Сарбайнса-Оксли генеральный и финансовый директора всех публичных компаний должны подписывать квартальную и годовую отчетность. Если в ней выявляются нарушения, директорам грозит уголовное наказание. Акт обязывает все имеющие листинг компании к 2003 г. сформировать полностью независимые комитеты по аудиту. Комитет по аудиту каждой компании обязан нанимать и курировать аудиторов компании. Акт требует, чтобы компании раскрывали информацию о наличии у них кодекса этических правил для своих высших финансовых должностных лиц.

Акт существенно расширяет требования к руководителям компаний. Так называемые исполнительные, а также финансовые директора компаний должны будут под присягой подтверждать достоверность своих отчетов. За нарушение указанного предписания им грозит уголовная ответственность в виде лишения свободы.

Таким образом, американское законодательство в сфере корпоративного управления направлено на повышение ответственности директоров компании, в том числе установлении уголовной ответственности за нарушения корпоративного законодательства, прежде всего связанного с раскрытием информации об эмитенте и его ценных бумагах.

  • [1] В связи с этим существовавшая доктрина ultra vires, в соответствии с которой действия корпорации, выходящие за рамки устава, признавались судами незаконными, в настоящее время потеряла значение.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой