Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Административно-правовой статус граждан и объединений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Права, признаваемые (легализуемые) государственной администрацией: общее правосубъектное право на возможное участие в социальной деятельности: на участие в политике (признание избирательных прав); на участие в профессиональной и иной социальной деятельности — признание легальности создания организаций: постоянных (коммерческие или общественные и религиозные объединения), временных (участие… Читать ещё >

Административно-правовой статус граждан и объединений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Граждане и организации (группы, коллективы иные объединения независимо от оснований и условий их возникновения и времени существования), наделяемые официальным статусом, выступают само многочисленной группой субъектов правового взаимодействия в различных отраслях права. Не является исключением административноправовой режим регламентации их публичной активности.

К группе невластных субъектов административного права относят персональных субъектов (индивидуализированных лиц) независимо от того, состоят они или нет в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с представителями власти, имеют (имели) ли они какой-либо иной правовой статут или нет (полицейская физическая защита должна быть одинаковой как для предпринимателя, так и для сотрудника органа местного самоуправления и лица, оказавшегося без места жительства и средств к существованию), а также группы лиц, независимо от того, получили ли они свое организационно-правовое закрепление (юридические лица), мотивов и целей возникновения, правомерности или неправомерности создания и функционирования и др. факторов, так как инструментальное или режимное влияние исполнительной власти будет осуществляться в отношении малых групп, коллективов, союзов, обществ, содружеств, толп или масс и др. объединений.

Для государственной администрации вряд ли будет иметь значение наличие какого-либо отраслевого статуса при введении специальных административно-правовых режимов, а вот уже имеющиеся статусы, безусловно, будут трансформированы. В самом деле, не имеет значения, кто оказался в зоне техногенной катастрофы, где введено ЧП, не важно, гражданин России или иностранный гражданин оказался на охраняемой природной территории и т. д. — административные обязанности и запреты действуют на них одинаковым образом. Более точно утверждать, что любой человек, любая группа может стать субъектом административно-правовых отношений, что напрямую зависит от установленного административно-правового режима.

Административная правосубъектность выступает как юридическая необходимость вступить в правоотношения с представителями государственной администрации по поводу совершения регистрационных (удостоверительных), легализационных, разрешительных, правопредоставляющих и распорядительных административных актов (режимов), сопровождающих с реализацией прав, свобод, обязанностей и запретов личности (их групп).

Только своими собственными действиями субъект может вступить в такие правоотношения. Нелепо было бы рассматривать возможность регистрации брака по доверенности, религиозной организации — атеистически настроенным адвокатом, декларирования опасного производственного объекта — лицом, не осуществляющим его технической эксплуатации, получения лицензии — субъектом, не способным выполнять лицензионные требования и условия, поступления на госслужбу за другое лицо и т. д.

Очевидно, что административная правосубъектность напрямую зависит от множественных качеств, свойств, внешних условий и обстоятельств, определяющих статус субъектов, а зачастую от их способностей и направлений деятельности.

Еще одна сторона административной правосубъектности — она «навязывается» либо директивно, независимо от желаний лица (например, вследствие призыва на военную службу), либо ограничением альтернатив дозволенного ему ранее поведения, сдерживанием его гражданской активности.

Структура административно-правового статуса невластных субъектов является многоуровневой и включает:

  • 1. Организованность общих для всех субъектов реальных или потенциальных прав и обязанностей (ограничений и запретов):
  • 1.1. Наличие обеспечиваемых государственной администрацией законных интересов — такой системы охраняемых законом благ, которые конкретно не принадлежат никому из индивидов, но составляют необходимую среду существования и жизнедеятельности (здравоохранение, общественный порядок и безопасность, экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие и т. д.).
  • 1.2. Наличие правосубъектной возможности наделения субъективными правами и сопутствующими обязанностями: абсолютными, не имеющими ограничений: на оказание содействия со стороны органов исполнительной власти, получение физической защиты, убежища, первой помощи и т. д.; общих, т. е. имеющих некоторые исключения: действия в рамках постоянных специальных административно-правовых режимов независимо от личного статуса (паспортного, противопожарного, санитарного и пр.); определенных в соответствии со стандартами: в сферах медицинского обслуживания, образования, пользования достижениями науки и культуры и т. д.;
  • 1.3. Наличие субъективных обязанностей, конкретизирующих поведение граждан и организаций во взаимоотношениях с органами исполнительной власти, следующих из административных регламентов.
  • 2. Организованность специальных правосубъектных возможностей приобретения специальной правоспособности, предполагающей: а) наличие абсолютных или определенных предоставляемых специальных прав и обязанностей (ограничений и запретов) (условий служебной деятельности или соответствующей инфраструктуры, а также наличие правил внутреннего распорядка и режима деятельности органа исполнительной власти либо лицензионных требований и условий), б) наличие возможности приобретения особых статусов, в рамках предоставленного специального административно-правового статуса, связанного с нахождением в сфере действия специального административно-правового режима или следующего из состоявшегося административного акта (получение приоритета в движении транспортного средства или статуса руководителя структурного подразделения).
  • 3. Организованность индивидуальных правосубъектных возможностей приобретения правового статуса, не принадлежащего иным субъектам, что включает: а) наличие абсолютных и определенных предоставляемых индивидуальных прав и обязанностей (ограничений и запретов), б) наличие возможности приобретения уникальных правовых статусов, что, как правило, характерно для высших должностных лиц (федеральный министр), а также улиц, наделенных исключительными полномочиями в экстраординарных ситуациях (комендант территории, на которой введено ЧП).

По конкретному содержанию можно выделить следующие права невластных субъектов, обеспечиваемые административно-правовой регламентацией.

  • 1. Права, обеспечиваемые государственной администрацией. Они не являются элементом административно-правового статуса, а режим, механизмы их обеспечения — часть административно-правового статуса, это права:
  • 1.1. Удостоверяемые (регистрируемые) аппаратом государственной администрации: абсолютные правосубъектные состояния, подтверждающие объективное гражданское состояние (удостоверение факта рождения и смерти, гражданства); абсолютные субъективные права, подтверждающие гражданское состояние: личного (семейного) или имущественного положения (регистрация брака или недвижимого имущества) либо публичного предназначения: а) удостоверение личности (паспортная система), б) удостоверение имущественного публичного состояния в целях исполнения обязанностей перед государством (признание банкротом, естественной монополией и т. д.), признание субъектом административного попечительства.
  • 1.2. Права, признаваемые (легализуемые) государственной администрацией: общее правосубъектное право на возможное участие в социальной деятельности: на участие в политике (признание избирательных прав); на участие в профессиональной и иной социальной деятельности — признание легальности создания организаций: постоянных (коммерческие или общественные и религиозные объединения), временных (участие в массовой политической активности); общее субъективное право на действительную публичную активность: признание законности количественных и качественных параметров осуществляемой деятельности (антимонопольных требований, квотирования, запретов и ограничений на обращение предметов и ведение деятельности), признание законности перемещения через границу.
  • 1.3. Особые права, разрешаемые государственной администрацией отдельным субъектам на занятие отдельными видами деятельности (специальные разрешения, учредительные акты либо акты-поручения).
  • 1.4. Определенные права-требования к государству: организационно-материальной поддержки, на оказание социальных услуг личного характера (поддержание здоровья, культурное совершенствование).
  • 1.5. Законные интересы, защищаемые аппаратом исполнительной власти (неприкосновенность и доступ к достижениям культуры, искусства, науки, спорта, физическая защита, охрана имущества и т. п.).
  • 2. Права, связанные с взаимоотношениями в системе государственной администрации:
  • 2.1. Право на участие во власти (в том числе право поступать на государственную службу, общественный контроль, экспертное содействие, участие в охране общественного порядка и иное участие);
  • 2.2. Права, связанные с обеспечением иных отраслевых прав: быть информированным о действиях власти, знакомиться с материалами административных производств и процедур, представления доказательств, на обращение (ходатайство), пользоваться юридической помощью, на защиту в рамках административной юстиции и др.

По конкретному содержанию можно выделить административные обязанности невластных субъектов:

1. Общие постоянные административные обязанности: выполнять законные требования представителей административной власти; оказывать им содействие, соблюдать правила регистрационного учета, дактилоскопической и геномной регистрации, выезда и въезда; нести воинскую обязанность и проходить военную службу, принимать участие в принятии мер по гражданской и территориальной обороне;

в области защиты от ЧС, в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, в области пожарной безопасности, охраны здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, поведения на массовых мероприятиях и др.

  • 2. Специальные административные обязанности.
  • 2.1. Ситуационного характера: при пересечении Государственной границы РФ, границ ЗАТО, в условиях ЧП.
  • 2.2. Статусного характера — в зависимости от введенного специального административно-правового режима или принятого административного акта в рамках реализованного удостоверительного (регистрационного), легализационного, разрешительного, попечительского или распорядительного метода административно-правового воздействия.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой