Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Международная инвестиционная деятельность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отсутствие единой позиции в представлениях о том, что такое инвестиции, сказывается и на международном правопорядке относительно этого вопроса. К примеру, один из наиболее значимых международных правовых актов в регулировании инвестиционных процессов — Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств 1965 г. не содержит… Читать ещё >

Международная инвестиционная деятельность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ключевые термины: инвестиции, инвестиционное право, инвестор, защита прав инвестора.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • — особенности правового регулирования международных инвестиционных отношений;
  • — международные акты, внутригосударственное законодательство и другие источники правового регулирования международной инвестиционной деятельности;

уметь

  • — применять источники правового регулирования международной инвестиционной деятельности;
  • — квалифицированно толковать акты, регулирующие международную инвестиционную деятельность;
  • — проводить научные исследования по проблемам правового регулирования международной инвестиционной деятельности;

владеть навыками

  • — составления письменных документов юридического содержания;
  • — ведения дискуссий, деловых переговоров с партнерами; проведения научно-исследовательской работы в области международной инвестиционной деятельности.
  • 9.1. Общая характеристика правового регулирования… _

Общая характеристика правового регулирования международной инвестиционной деятельности

В экономической литературе под инвестициями понимаются «затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов»1. Однако указанное определение инвестиций вследствие его чрезмерной абстрактности не может быть эффективно в целях правового регулирования.

Нечеткость представлений об инвестициях в международных предпринимательских отношениях как об экономическом явлении привела к тому, что в доктрине международных отношений и международного права отсутствует бесспорная юридическая дефиниция международных инвестиций. При этом споры идут как вокруг понятия «инвестиции», так и относительно понятия «международные»2.

Практика правового регулирования инвестиционных процессов идет по пути, когда понятие «международные инвестиции» каждый раз определяется конкретным нормативным актом, преследующим ту либо иную цель регулирования. При этом цели регулирования в разных случаях могут существенно различаться, что в результате приводит к различным юридическим моделям понятия «инвестиции», которые закладываются в тот или иной нормативный акт. Поэтому практически все межгосударственные двухсторонние инвестиционные соглашения во вводных нормативных положениях содержат развернутое определение инвестиций или капиталовложений (оба указанных термина в подавляющем большинстве случаев используются как синонимы[1]; в контексте настоящего издания эти понятия употребляются так же как синонимичные), даваемое в целях использования в данном международном инвестиционном соглашении.

  • 1 Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М., 1992. С. 388.
  • 2 Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М., 2002. С. 332.

Еще больше споров вокруг критериев классификации иностранных инвестиций и, соответственно, правового режима тех или иных видов вложений в экономику принимающего государства. В то же время необходимо отметить, что наибольшее значение и распространение получила следующая классификация форм инвестиционной деятельности:

  • — экспорт продукции;
  • — инвестиции как в существующие, так и во вновь возводимые производственные объекты за границей;
  • — сделки по приобретению иностранных ценных бумаг (прежде всего акций);
  • — приобретение концессий, торговых марок, патентов, лицензий и иных нематериальных прав в иностранном государстве.

В экономической и юридической литературе приводятся и иные систематики инвестиций, которые в той или иной степени созвучны приведенной классификации. Так, в зависимости от объекта инвестиционной деятельности (активов осуществляемых инвестиций) выделяют материальные (включая финансовые и вещественные) и нематериальные инвестиции[2].

Имеются и иные основания для определения понятия международных инвестиций и их систематики в зависимости от того либо иного классификационного критерия.

Тем не менее, несмотря на существование различных подходов к пониманию инвестиций, важным общим ориентиром для юридической классификации инвестиций являются рекомендации МВФ, который, в зависимости от степени контроля инвестора над компанией, рекомендует выделять прямые и портфельные инвестиции. Собственно, эта общая рекомендация является основой для правового анализа инвестиций, проводимого юристами, которые к прямым инвестициям относят такие вложения в акции (паи), которые дают контрольный пакет акций предприятия, а к портфельным — инвестиции, которые не дают полного контроля над предприятием[3]. В то же время подчеркивается, что «экономическая сущность и прямых инвестиций, и портфельных, по существу, едина: и то и другое есть движение капитала как самовозрастающей стоимости»[4]. Эта классификация является основой для правового регулирования инвестиций как на международно-правовом уровне, так и на уровне внутреннего инвестиционного законодательства. Субсидиарным классификационным критерием при разделении инвестиций на прямые и портфельные служит субъективный фактор — намерение лица, осуществляющего инвестиции, управлять предприятием (прямые инвестиции) либо стремление инвестора только получать прибыль от инвестирования в предприятие (портфельные инвестиции). К примеру, во французском праве прямыми признаются такие инвестиции, которые дают инвестору возможность контролировать инвестируемое предприятие. Следовательно, как отмечают правоведы, именно критерий контроля позволяет в наиболее важных случаях различать прямые и непрямые инвестиции[5]. В то же время следует отметить шаткость такого критерия, как намерение управлять предприятием либо намерение получить прибыль. В реальной жизни эти намерения инвестора зачастую оказываются взаимосвязанными. Поэтому для целей правового регулирования используются более формализованные критерии разделения прямых и портфельных инвестиций.

Кроме того, с экономической точки зрения, инвестирование может осуществляться и в форме ссудного капитала, под которым понимается «предоставление кредитов в денежной или товарной форме с целью получения прибыли за счет ссудного процента»[6]. Правовыми формами осуществления инвестирования в форме ссудного капитала могут быть договоры кредитования и займа.

Отсутствие единой позиции в представлениях о том, что такое инвестиции, сказывается и на международном правопорядке относительно этого вопроса. К примеру, один из наиболее значимых международных правовых актов в регулировании инвестиционных процессов — Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств 1965 г. не содержит понятия «инвестиции». Это создает нестабильность в едином унифицированном представлении об инвестициях, поскольку каждое государство, будучи принимающей стороной, во внутреннем законодательстве устанавливает собственные юридические критерии международных инвестиций, зачастую весьма сильно отличающиеся друг от друга. Как следствие, практика международных капиталовложений испытывает определенные трудности в результате нестабильных и неодинаковых правовых режимов инвестирования в различных государствах.

Между тем одним из важнейших факторов развития международной предпринимательской и иной экономической деятельности является установление предсказуемого и единообразного международного и внутригосударственного инвестиционного права, объективно предопределяющего решение инвесторов вкладывать соответствующие ресурсы в экономику того или иного государства. На это обстоятельство неоднократно обращалось внимание на многочисленных международных форумах, в том числе и на ЮНКТАД, участники которой с иностранными инвестициями справедливо связывают изменение условий ведения предпринимательской деятельности в масштабе всего мира.

Регулирование инвестирования в международных коммерческих отношениях имеет сложнейшую структуру, состоящую из нескольких значимых компонентов. В самом общем виде среди источников инвестиционного права можно выделить акты международно-правового характера и законодательные акты по вопросам инвестирования, принимаемые конкретными государствами (внутреннее инвестиционное законодательство).

Прежде всего необходимо отметить, что важным источником нормативного регулирования инвестиционной деятельности являются акты международного права (многосторонние международные конвенции, двухсторонние инвестиционные соглашения и договоры о взаимной защите и поощрении капиталовложений, международные обычаи, а также резолюции, которые принимаются международными организациями. Сюда же, с известными оговорками, можно отнести и проекты международных документов, направленных на регулирование инвестиций, которые оказывают «унификационное» воздействие на иные нормативные акты, в том числе и на правовые акты внутреннего законодательства).

Среди актов международного права наиболее значимыми с практической точки зрения являются двухсторонние инвестиционные соглашения, заключаемые отдельными государствами. Именно эти соглашения создают основной нормативный массив регулирования международных инвестиционных процессов и занимают подавляющее место в нормативной системе международного инвестиционного права. Как отмечает И. 3. Фархутдинов, второй этап исторического развития процесса, связанного с защитой иностранных инвестиций, наступил накануне 1960;х гг., когда отдельные европейские государства начали вести переговоры о двухсторонних договорах, которые в отличие от торговых договоров были посвящены исключительно иностранным инвестициям[7].

Другим источником регулирования международных инвестиций является внутреннее законодательство государств. Два этих компонента (международные акты и акты внутреннего законодательства), будучи относительно независимыми, оказывают существенное влияние друг на друга, в результате чего регулирование инвестиционных процессов имеет тенденцию к унификации. Следует отметить, что процесс формирования международного инвестиционного права проходит в борьбе между подходами, формируемыми в государствах с передовой экономикой (и, следовательно, заинтересованными в продвижении инвестиций) и государствами с развивающейся экономикой (которые, как правило, заинтересованы в привлечении капиталовложений). В терминологии западных юристов становление инвестиционного правопорядка происходит в борьбе между Севером (развитыми странами) и Югом (развивающимися странами и странами с переходной экономикой)[8].

В то же время при том огромном разрыве, который существует между экономиками различных государств, говорить о перспективах полной унификации международного инвестиционного права в настоящее время было бы преждевременно.

Таким образом, предметом регулирования международного инвестиционного права является движение капиталов между различными государствами. Это диктует и формулирование задачи международного инвестиционного права, которую исследователи-правоведы видят в том, чтобы «создать международно-правовой режим трансграничного движения капиталов, а также взять под контроль, унифицировать внутренний правовой режим, касающийся импорта и экспорта капиталов»[9]. Решение этой задачи представляется маловероятным в обозримом будущем, однако именно эта задача определяет направленность развития международного инвестиционного права.

  • [1] Некоторые авторы указывают и на разницу в содержании этих понятий. Так, В. М. Шумилов пишет о том, что, «как правило, понятие „капиталовложения“ трактуется как вложения только в основные средства производства (основной капитал), а „инвестиции“ — как вложения в любыеэкономические объекты и процессы: средства производства, запасы, резервы, информационные ресурсы, ценные бумаги, „человеческий капитал“ и т. п.». См.: Шумилов В. М. Международное экономическое право. М., 2001. С. 224.
  • [2] Попондопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право.М., 2003. С. 433; Инвестиции / под ред. В. В. Ковалева, В. В. Иванова, В. А. Лялина. 2-е изд., М., 2011. С. 392.
  • [3] Vocke М. Investment Implication of Selected WTO Agreements and theProposed Multilateral Agreement on Investment. IMF. Geneva, 1997. P. 4.
  • [4] Доронина Н. Г., Семилютина Н. Г. Государство и регулирование инвестиций. М., 2003. С. 27.
  • [5] Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М., 2002.С. 343.
  • [6] Шумилов В. М. Международное экономическое право. М., 2001. С. 226.
  • [7] Фархутдинов И. 3. Международное инвестиционное право. Теорияи практика применения. М., 2005. С. 159.
  • [8] Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М., 2002.С. 376—377.
  • [9] Шумилов В. М. Международное экономическое право. М., 2003. С. 133.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой