Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Соотношение в человеке биологического и социального. 
Человек как индивид, индивидуальность, личность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако взаимодействие социального и биологического в человеке и обществе характеризуется противоречивостью. За последние 40—50 тысяч лет, прошедших со времени появления вида Homosapiens, человек мало изменился в биологическом аспекте, тогда как в социальном отношении его прогресс не поддается никакому сравнению. Это не могло не вызывать периодических обострений конфликтов между социальным… Читать ещё >

Соотношение в человеке биологического и социального. Человек как индивид, индивидуальность, личность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мини-глоссарий

Биологическое в человеке—сумма особенностей, присущих телесной организации человека и характеризующих его как органическое существо.

Социальное в человеке — сумма особенностей, которые развиваются в процессе адаптации человека к социуму и обусловливают его деятельность как члена общества.

Индивид — человек как носитель общих признаков, присущих ему как представителю биологического вида или социальной группы.

Индивидуальность — человек как носитель единичных признаков, характеризующих его неповторимость, уникальность среди других людей.

Личность — человек как субъект социально-исторического процесса, обладающий внутренней самостоятельностью и несущий ответственность за свое поведение.

Человек с самого своего рождения принадлежит двум мирам — природе и обществу и на протяжении всей жизни соединяет биологические и социальные качества. Человека нельзя понять, принимая во внимание только его общественные качества, поскольку для его существования и развития необходимы биологические предпосылки. Но было бы еще более неверно рассматривать человека, сводя его сущность к биопз логическим особенностям, так как человек реализует свою природу лишь в обществе. Биологическое и социальное неразрывно соединено в человеке, что позволяет определить его как биосоциальное существо.

Биологическое начало в человеке явно выражено в его анатомии, потребностях, общих с потребностями высших животных, физиологических процессах, протекающих в его организме. Человек немыслим без своей телесной организации, которая является материальным субстратом его индивидуальности, личности. Игнорировать биологическое начало в человеке, пытаться его представить бестелесным духом или мышлением — это все равно, что оперировать понятием, идеей человека, не имея в виду реальных людей, обобщением которых они являются. Однако понимание и оценка биологического начала в человеке могут быть весьма различными.

До XIX в. природу человека в философии рассматривали главным образом в аспекте соотношения его телесной и духовной организации. Философы религиозно-идеалистического направления, противопоставляли дух и тело как возвышенное и низменное в человеке. Так, орфики положили начало учению о теле как о темнице или даже могиле души. Христианские мыслители, как правило, видели в теле человека греховную плоть, всегда готовую возмутиться против души. По мнению мистика Ксавье де Местра, жизнь представляет вечную борьбу «того, чего я хочу, с тем, чего хочет животное, в котором я живу».

Философы-материалисты, признавая противоречие природного (тела) и духовного (разум) в человеке, обосновывали возможность их единства. Например, эпикурейцы утверждали, что можно жить согласно как с разумом, так и с природой. В Новое время Дж. Локк, французские материалисты XVIII в., Л. Фейербах отмечали важность чувств человека, которые не должны находиться под диктатом разума. В то же время оба направления сходились в том, что разумная деятельность человека рассматривалась ими как его «истинная природа», доставшаяся ему от высшей духовной субстанции (объективные идеалисты) или как его естественное состояние (материалисты, субъективные идеалисты).

Между тем еще в IV в. до н.э. Аристотель определил человека как «животное политическое». Философы Нового времени, конечно, понимали, что человек живет в обществе себе подобных, но его общественная жизнь рассматривалась ими не как человеческая сущность, но как следствие его разумной природы (теория «общественного договора»). Значительный вклад в изучение социального в человеке внес Г. В. Гегель, который исторически подошел к взаимодействию человека и общества и представил человеческую сущность как продукт такого взаимодействия, осмысленного им через призму его идеалистических взглядов. Материалистическое понимание социального в человеке было разработано в марксистской философии, которая считает определяющим фактором развития человека и общества производственную деятельность. Человек в марксизме рассматривается в единстве трех своих атрибутов, раскрытие которых возможно только в социуме: как субъект трудовой деятельности, как носитель общественных отношений и как разумное существо.

Как же соотносятся биологическое и социальное в человеке? При ответе на этот вопрос нужно избегать двух крайностей, связанных с преувеличением одного и преуменьшением значения другого начала. Человеческое дитя не может стать человеком вне общества, не развивая свой разум в деятельности и в общении с другими людьми, как это доказывают случаи с детьми, вскормленными животными. Полная беспомощность человеческих младенцев в течение весьма продолжительного времени после их появления на свет свидетельствует о несовершенстве биогенетической программы человека, которая предполагает ее дополнение социокультурной программой. Получение человеком способностей, необходимых ему для полноценной жизни, происходит в процессе социализации, в результате освоения культурных ценностей, которые он обретает в своем обществе.

Вместе с тем человек как биологический организм представляет материальный субстрат человеческой личности со всеми возможностями и ограничениями, которые заложены в нем для ее развития. Следует помнить, что само материальное производство, образующее основу общественной жизни, является специфичным для человечества способом удовлетворения своих родовых потребностей, многие из которых имеют биологический характер. Поэтому государство, которое не считает важной задачей создание условий для качественного удовлетворения биологических, по своей сути, потребностей своих граждан, проводит в перспективе самоубийственную для себя политику. Все это говорит о том, что социальное и биологическое в человеке неотделимы друг от друга и находятся в системном единстве.

Однако взаимодействие социального и биологического в человеке и обществе характеризуется противоречивостью. За последние 40—50 тысяч лет, прошедших со времени появления вида Homosapiens, человек мало изменился в биологическом аспекте, тогда как в социальном отношении его прогресс не поддается никакому сравнению. Это не могло не вызывать периодических обострений конфликтов между социальным и биологическим. Разрешение таких конфликтов должно происходить не путем подавления биологических потребностей интересами общества, но посредством введения новых культурных норм, которые позволят восстановить на новом уровне утраченное единство биологического и социального в человеке. Конфликт между этими началами может произойти в жизни каждого человека и требует от него немалых личностных усилий для его преодоления. Поэтому достижение гармонии социального и биологического в человеке на каждом историческом или жизненном этапе выступает как идеал, стремление к которому обусловливает развитие и общества, и личности.

Человек как индивид, индивидуальность, личность. Человек по своей природе представляет собой не только единство биологического и социального, но и сочетание общего и единичного. Общая характеристика человека, фиксирующая его принадлежность к роду или типу, выражается понятием «индивид». Понятие индивида характеризует человека, во-первых, как существо, принадлежащее к биологическому виду Homosapiens, во-вторых, как представителя определенного общества или большой социальной группы (античный грек, дворянин, бизнесмен). С помощью данного понятия устанавливается как отличие человека от особей другого вида, так и члена одного сообщества от представителей других сообществ, но пока еще не определяется своеобразие данного человека. Поэтому нужна конкретизация, направленная на то, чтобы выяснить единичные особенности человека, выделяющие его среди других представителей своего биологического вида или социального типа.

Такие единичные особенности в человеке выражаются посредством понятия «индивидуальность». Понятие индивидуальности характеризует как неповторимые свойства человека, так и своеобразное сочетание общих признаков, меру их выявления и развития. Индивидуальные различия между людьми проявляются и на биологическом, и на социальном уровне. Каждый человек обладает биологической индивидуальностью, отличаясь от других людей по полу, возрасту, внешнему виду, пропорциям тела, типу нервной системы, темпераменту, физической силе, выносливости и т. д. Вместе с тем каждый человек обладает социальной индивидуальностью, проявляющейся как во внешних (манера поведения, способ общения, стиль одежды), так и во внутренних (мировоззрение, культура чувств, образ мыслей) признаках. Исследование индивидуальности позволяет сделать вывод, что основные отличия между людьми состоят не столько том, что они обладают какими-то совершенно своеобразными признаками, сколько в неповторимом сочетании различных свойств, каждое из которых само по себе не является уникальным.

Таким образом, каждый человек, поскольку он является носителем общих и единичных признаков, может быть представлен как индивид и как индивидуальность. Неповторимое сочетание индивида и индивидуальности в человеке передается с помощью понятия «личность». Личность есть именно единство общего и единичного в человеке, поэтому она не может и не должна сводиться ни к индивиду, ни к индивидуальности. Вместе с тем понятие личности нельзя также отождествлять с понятием человека. Дело в том, что человек — это биосоциальное существо, а личность характеризует социальное в человеке, хотя человеческое тело как субстрат личности здесь, конечно, предполагается. Несовпадение понятий человека и личности проявляется еще и в том, что каждая личность является человеком, хотя не каждый человек является личностью.

Проблема личности принадлежит к числу наиболее сложных проблем, которые изучают науки о человеке и обществе (социология, психология, история). Философия в изучении данной проблемы видит свою цель в том, чтобы изучить сущность личностного способа бытия человека, а также установить, какие факторы определяют возникновение и развитие личности. До сих пор в науках о человеке нет общепринятого определения личности, как нет и согласия в отношении того, что же следует включать в это понятие. С личностью часто связывают такие понятия, как мировоззрение, характер, свобода, ответственность и т. д. В общем виде философия понимает личность как индивидуального носителя социально значимых качеств, субъекта исторического процесса, обладающего внутренней самостоятельностью и неразделенной ни с кем ответственностью за свое поведение. Важным моментом в определении личности является то, что она характеризует меру развития социального в человеке, уровень того, насколько человек является «человеком общественным». При этом следует учесть, что как в истории человечества, так и в жизни человека личностью не рождаются, а становятся. Поэтому личность представляет собой не только теоретическую, но и практическую проблему, которую каждый человек решает для себя сам.

Контрольные вопросы

  • 1. Почему человека следует изучать не как биологическое или социальное, но как биосоциальное существо?
  • 2. Как изменяется соотношение биологического и социального в человеке в истории человечества? в развитии отдельного человека?
  • 3. Чем отличаются понятия индивида и индивидуальности?
  • 4. Какими основными признаками характеризуется понятие личности?
  • 5. Что означает утверждение «личностью не рождаются, личностью становятся»?
  • 6. Почему люди часто отвергают личностный способ существования, предпочитая думать, чувствовать и поступать «как все»?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой