Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственное регулирование в сфере коммерции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако сегодня в федеральном законодательстве отсутствует комплексная регламентация взаимоотношений между продавцами и органами государственной власти местного самоуправления. Действующий в этой сфере Указ Президента РФ от 29.01.1992 № 65 «О свободе торговли», а также положения Федеральных законов от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов… Читать ещё >

Государственное регулирование в сфере коммерции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Правовые основы механизма государственного регулирования

Успех развития всей экономики во многом зависит от законодательного регулирования. Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Ей не удается постоянно поддерживать устойчивое, инновационное и динамичное развитие экономики, модернизацию производства. Рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд и не поддерживает незащищенные слои населения, не позволяет добиваться формирования социального государства.

Деформированная структура производства, выраженная в высокой зависимости экономики от состояния добывающих отраслей, отсутствие эффективного механизма государственной поддержки перерабатывающей промышленности приводит к тому, что ключевую роль в экономике играют нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья и материалов. Такого типа экономики подвержены особой зависимости от положения дел в более развитых странах, кризисные явления в которых неизменно приводят к снижению спроса на сырьевые источники и спаду производства в странах, ориентированных на поставки энергоносителей.

Эти характерные черты российской экономики в полной мере проявились в процессе продолжающегося экономического кризиса. В условиях снижения спроса и цен на продукцию сырьевых отраслей, низкой конкурентоспособности перерабатывающих производств у нас пока не нашлось секторов, способных к замещению сырьевой составляющей экономики.

Практика свидетельствует, что стихийное развитие рынка порождает многие нежелательные социально-политические последствия. Это выражается в стремлении коммерческих организаций увеличить доходы за счет потребителя, манипулируя при этом ценами, выпуском ненадлежащего качества продукции, торговлей контрафактным товаром и др. К тому же торговля у нас продолжает функционировать сугубо на либеральных принципах, сложившихся еще в начале 1990;х гг. Чрезмерная приверженность к этим принципам приводит к существующему ограничению свободы предпринимательской деятельности отечественных товаропроизводителей, злоупотреблению в установлении величин торговых наценок, ущемлению интересов потребителей. Поэтому регулирование торговой деятельности со стороны государства необходимо.

Обозначенные причины и предпосылки дальнейшего развития страны согласуются с общими направлениями государственного воздействия на все отрасли экономики, в том числе торговлю.

Основными направлениями организации внутренней торговли в пашей стране на современном этапе являются:

  • — развитие предпринимательской деятельности, формирование рыночной инфраструктуры и содействие добросовестной конкуренции;
  • — создание эффективной системы мер по защите прав потребителей;
  • — участие государственных органов в регулировании торговой деятельности, включая поддержку социально значимых видов торговли;
  • — поддержка отечественных товаропроизводителей. Следует подчеркнуть, что рынок и торговля всегда были составной частью национальной экономики. Цель государственного регулирования экономики заключается в развитии рыночных отношений, достижении реальных экономических свобод товаропроизводителей, посредников и потребителей по поводу ассортимента и объемов изготавливаемых, закупаемых и реализуемых товаров и услуг.

Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «» Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" детализирует ее, применительно к торговой сфере. Так, основными целями данного закона являются:

  • 1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
  • 2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в производственной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
  • 3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, а также осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;
  • 4) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

Цель государственного регулирования всей экономикой, в том числе и внутренней торговлей, реализуется через три основные функции:

  • 1) создание условий цивилизованного функционирования рынка. К этим условиям следует отнести:
    • — формирование и укрепление рыночных институтов, развитие всех форм собственности;
    • — осуществление мер по формированию внутреннего спроса, ослаблению экономической зависимости от внешних факторов, обеспечение долгосрочных приоритетов модернизации промышленности;
    • — снятие административных барьеров для предпринимательства, повышению качества нормативного правового регулирования экономики, утверждению принципов законности и правопорядка;
    • — создание механизма надлежащего обеспечения исполнения коммерческих договоров;
    • — предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном и медиационном порядке;
    • — защита интересов и прав потребителей продукции и хозяйствующих субъектов;
    • — установление технических условий и стандартов на продукцию.

Именно благодаря этим государственным мерам может функционировать современный эффективный рынок;

2) стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса, поддержки инновационного развития и инвестиционной деятельности предприятий важнейших отраслей. Смысл данной функции заключается в том, чтобы выдерживались параметры среднесрочного планирования и достигались макроэкономические показатели развития до 2020 г. Без этого экономика и торговля нашего государства могут оказаться на задворках истории и человеческой цивилизации. В связи с этим на передовые рубежи в торговле выдвигается электронная коммерция, а следовательно, и ее правовое обеспечение.

Участники «круглого стола» недавно созданного «Агентства стратегических инициатив: тактика быстрого роста» (АСИ), проходившего в начале июля 2011 г., пришли к выводу, что средний и мелкий бизнес имеет все шансы стать паровозом структурного сдвига в экономике. Однако для этого надо чтобы государство принимало решения с участием предпринимателей. С этой целью, как указывалось выше, и было создано АСИ, которое будет информировать Правительство РФ о конкретных барьерах и проблемах регулирования, о мерах, которые необходимо предпринять по налаживанию обратной связи с бизнесом;

  • 3) решение макроэкономических проблем, которое включает:
    • — обеспечение роста объема национального производства путем инвестирования в передовые технологии, ориентированные на создание новой конкурентоспособной продукции;
    • — повышение производительности труда во всех секторах экономики;
    • — поддержание надлежащих темпов экономического роста, стимулирование энергои ресурсоэффективности;
    • — обеспечение соответствующего уровня занятости трудоспособного населения страны;
    • — социальная защита пожилых и малолетних людей. Поддержание устойчивого, поступательного развития

тесно связано с наличием макроэкономической стабильности, которая в свою очередь достигается за счет снижения инфляции и банковских процентных ставок, стабилизации курса национальной валюты (рубля), стимулирования модернизации отечественного производства.

Решение этих задач будет побуждать интерес товаропроизводителей к самооценке экономических результатов на предмет конкурентоспособности продукции, экологической чистоты, социальной направленности и значимости результатов деятельности, обеспечению реального вклада в экономическую и национальную безопасность государства.

Следует отметить, что государство воздействует на развитие рыночной экономики двумя основными методами: экономическим и административным.

Первый метод осуществляется с помощью установления соответствующих цен, тарифов, налогов, предоставления кредитов, льгот. Это так называемое косвенное регулирование. Именно с помощью экономических мер воздействия поддерживается или корректируется мотивация хозяйствующих субъектов, задаются более эффективные ориентиры для производителей, исполнителей и продавцов.

Второй метод, с помощью которого государство воздействует на экономику страны, — это административный, который связан с прямым воздействием государства на экономические отношения. Эти меры заключаются в принятии уполномоченным органом власти управленческих решений, установления прямых предписаний императивного (директивного) характера на совершение определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения. К административному методу государственного регулирования относятся государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, лицензирование отдельных видов коммерческой деятельности, квотирование ввозимой и вывозимой продукции, установление обязательных требований к процессам производства, выпускаемой и обращающейся продукции безопасной для жизни и здоровья людей, также окружающей среды, обеспечение единства измерения, установление юридической ответственности, принуждение. Это так называемое прямое регулирование.

В зависимости от тенденций развития отраслей экономики, состояния развития производительных сил, характера производственных отношений государство должно дифференцированно прибегать к этим методам правового механизма по воздействию на хозяйственные процессы.

В связи с этим в ст. 4 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ перечисляются следующие методы, посредством которых оно осуществляется:

  • 1) установление требований к се организации и осуществлению;
  • 2) антимонопольное регулирование в этой области;
  • 3) информационное обеспечение в этой области;
  • 4) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в этой области. Разновидностью контроля является надзор, который подразделяется на общий надзор прокуратуры за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, в том числе торговой деятельности, и административный надзор, направленный на проверку соблюдения специальных правил на поднадзорных объектах.

На федеральном уровне регулирование коммерческой деятельности закрепляется в различных нормативных актах. К ним относятся Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, распоряжения, приказы, инструкции министерств и федеральных служб.

Например, целями Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» являются: 1) установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации; 2) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений; 3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности; 4) содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу.

В Федеральном законе от 23.11.2009 № 261 -ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указывается, что его основной целью является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Статья 10 Закона посвящена обеспечению энергетической эффективности при обороте товаров. В ней, в частности, указывается, что производимые на территории РФ, импортируемые в нашу страну для оборота товары (в том числе бытовые энергопотребляющие устройства, компьютеры, другие компьютерные электронные устройства и организационная техника) должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках. Более того, в Законе подчеркивается, что указанное требование распространяется на товары из числа: 1) бытовых энергопотребляющих устройств с 1 января 2011 г.; 2) компьютеров, других компьютерных устройств и организационной техники с 1 января 2012 г. С 1 января 2011 г. к обороту на территории РФ не допускаются электрические лампы накаливания мощностью 100 Вт и более, которые могут быть использованы в целях переменного тока для освещения.

На уровне субъектов РФ нормативные правовые акты торгового законодательства могут приниматься с учетом разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, регулируемые ст. 71—73 Конституции РФ. Однако важно подчеркнуть, что на основании Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится гражданское законодательство, и субъекты РФ не вправе принимать гражданско-правовые акты. Субъекты РФ вправе принимать касающиеся внутренней торговли акты в основном административного, дисциплинарного и иного характера в рамках федерального законодательства.

Управление внутренней торговлей России осуществляют:

  • — на федеральном уровне: Президент РФ, Правительство РФ, министерства, федеральные службы, федеральные агентства, иные федеральные органы исполнительной власти;
  • — региональном уровне: главы администраций республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;
  • — местном уровне: главы муниципальных образований (городских, сельских, поселковых).

Указанные органы управления в соответствии с возложенными на них обязанностями относятся к общей, функциональной и отраслевой компетенции.

Для проведения государственной политики в сфере экономики и торговли в условиях формирования рыночных отношений большое значение отводится Правительству РФ и некоторым министерствам.

Так, на Минэкономразвития России возложены следующие функции.

Во-первых, оно обязано вырабатывать государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

Во-вторых, Министерство занимается государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, инвестиционной деятельностью, формированием межгосударственных, федеральных, ведомственных целевых программ, разработкой и реализацией программ социально-экономического развития Российской Федерации. Оно работает над созданием и функционированием особых экономических зон на территории нашего государства, а также управлением государственным резервом, размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и др.

На Минпромторг России возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, технического регулирования и обеспечения единства измерений, внешней и внутренней торговли. Данное министерство выполняет функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, но применению мер нетарифного регулирования, а также функции государственного регулирования внешнеторговой деятельности и др.

Минфин России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Минздравсоцразвития России осуществляет функции в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей. В ее составе находится Роспотребнадзор, на который возложены полномочия по государственному контролю за соблюдением законодательства в области защиты прав потребителей, соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, выполнение работ, оказания услуг.

Безусловно, чтобы решать эти важные проблемы необходимо соответствующее самостоятельное министерство торговли, а не службы в составе других министерств. В США, например, в министерстве торговли работают 6 тыс. человек. К сожалению, до последнего времени не было у нас и закона о торговле, значит и твердых правил, работникам торговли приходилось руководствоваться 600 подзаконными актами. Это что касается федерального уровня.

В идеале органы государственной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством РФ имеют следующие обязанности:

  • — реализовывать государственную политику в области торговой деятельности на территории субъекта РФ;
  • — принимать в соответствии с законодательством РФ законы и иные нормативные акты, регулирующие осуществление торговой деятельности в субъекте РФ. Например, Московская городская дума приняла Закон г. Москвы от 09.12.1998 № 29 «О торговой деятельности в городе Москве» ;
  • — имеют право определять основные направления реализации торговой политики (решать вопросы защиты прав потребителей, осуществлять государственный контроль за качеством товаров потребительского назначения);
  • — устанавливать нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта РФ;
  • — проводить информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;
  • — устанавливать дополнительные ограничения, специальные защитные меры в отношении поступающих в розничную продажу товаров потребительского назначения;
  • — разрабатывать и реализовывать мероприятия, содействующие развитию коммерческой деятельности на территории субъекта РФ;
  • — устанавливать и отменять местные налоги и сборы, взимаемые с субъектов коммерческой деятельности, определять порядок предоставления льгот им;
  • — устанавливать штрафные санкции и иные виды ответственности за нарушение порядка осуществления коммерческой деятельности;
  • — осуществлять лицензирование отдельных видов деятельности на территории субъекта РФ.

Органы местного самоуправления в области регулирования коммерческой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Они контролируют соблюдение законодательства в сфере коммерческой деятельности; определяют порядок размещения торговых объектов на соответствующей территории; осуществляют иные функции, необходимые для обеспечения потребностей населения в товарах и услугах.

В ст. 7 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ поставлена задача об участии в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров. Оно может осуществляться в следующих формах:

  • 1) участие в разработке проектов нормативных правовых актов РФ в области торговой деятельности, региональных и муниципальных программ развития торговли;
  • 2) участие в анализе финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли на территории субъектов РФ, муниципальных образований, в оценке эффективности применения мер по ее поддержке, в подготовке прогноза развития торговли на соответствующих территориях;
  • 3) распространение российского и иностранного опыта в области торговой деятельности;
  • 4) предоставление необходимой информации для формирования и реализации государственной политики в области торговой деятельности;
  • 5) подготовка для органов государственной власти и органов местного самоуправления предложений о совершенствовании торговой деятельности и др.

Таким образом, государственную торговую политику можно определить как совокупность организационных, правовых, экономических, социальных и иных мер, проводимых органами государственной власти и управления, как в центре, так и на местах совместно с предпринимателями и общественными организациями для реализации целей и принципов, установленных Конституцией РФ и соответствующими законами.

Однако сегодня в федеральном законодательстве отсутствует комплексная регламентация взаимоотношений между продавцами и органами государственной власти местного самоуправления. Действующий в этой сфере Указ Президента РФ от 29.01.1992 № 65 «О свободе торговли», а также положения Федеральных законов от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лишь частично обрисовывают торговую деятельность. За ее пределами остается такой важный аспект, как разграничение полномочий центра и регионов по регулированию торговли. В каждом муниципальном образовании, которых в России насчитывается около 24 тыс., действуют различные требования к организации и осуществлению торговой деятельности. Анализ правовых муниципальных актов показывает, что их содержание не только разнообразно, но и зачастую противоречиво. Часто содержит чрезмерно жесткие требования.

К сожалению, сложившиеся механизмы регулирования торговых процессов пока что не отвечают интересам как товаропроизводителей, так и потребителей. Накопившиеся за последние два десятилетия проблемы взаимоотношений производителей с поставщиками и торговыми сетями, с одной стороны, а с другой — между торговыми организациями и потребителями требуют существенной перестройки правового вмешательства в эту сферу экономической деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой