Форма государственного устройства
Территория унитарного государства подразделяется лишь на административно-территориальные единицы (провинции, районы, графства и т. д.), не обладающие какой-либо политической самостоятельностью. Унитарные государства подразделяются на централизованные, децентрализованные и смешанные. В централизованных государствах значительная часть вопросов местной жизни решается центральной властью… Читать ещё >
Форма государственного устройства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Форма государственного устройства — способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти.
Па форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.
Государственное устройство может быть простым и сложным.
Простым является унитарное государственное устройство.
Унитарное (лат. ипш — один) государство — это одно, единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.
Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
- 1) единый властный «центр» — единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);
- 2) одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство;
- 3) единая денежная система, одноканальная система на. югов;
- 4) территориальные элементы унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.
Территория унитарного государства подразделяется лишь на административно-территориальные единицы (провинции, районы, графства и т. д.), не обладающие какой-либо политической самостоятельностью. Унитарные государства подразделяются на централизованные, децентрализованные и смешанные. В централизованных государствах значительная часть вопросов местной жизни решается центральной властью. В децентрализованных государствах их решение передается на места.
Исторически унитаризм явился прогрессивной формой территориально-государственного устройства, поскольку он активно способствовал созданию единого капиталистического рынка, сильной и независимой центральной власти взамен феодальной раздробленности с ее слабой территориальной системой управления.
Большинство современных государств являются унитарными. Причем унитарными государствами являются как небольшие, так и крупные государства (Швеция, Норвегия, Финляндия, Франция, Италия, Китай, Индонезия, Япония и др.) После распада СССР образовавшиеся па его основе независимые государства, кроме России, приняли унитарную форму территориально-государственного устройства.
Для сложного государственного устройства характерно натичие в составе государства других государственных образований.
К сложным формам государственного устройства относятся: федерации, конфедерации, унии, империи и др.
В отличие от унитарного государства федерация является сложным государством: в его структуру помимо центральной (или федеральной власти) входят государственные образования (республики, штаты, кантоны, земли и т. д.), обладающие политической самостоятельностью, включающей, в частности, собственное законодательство, судебную и налоговую системы.
В итоге суверенитет в условиях федерации становится как бы разделенным между федеральным центром и субъектами федерации. Соответственно в федеративном государстве существуют две относительно самостоятельных системы органов государства: федеративная и система органов субъектов федерации.
Для федерации характерны следующие признаки:
- 1) двухуровневая система органов государственной власти: а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции; б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
- 2) компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;
- 3) существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона;
- 4) двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;
- 5) двухканальная система налогов;
- 6) суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее государственных единиц;
- 7) после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают, хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях (или в одной и той же федерации, но разных субъектов) может быть различной;
- 8) у субъектов отсутствует право выхода из федерации (его не предусматривает ни одна из конституций федеративных государств). Такое право признавалось Конституцией СССР, но ввиду отсутствия механизма его воплощения в жизнь оно так ни разу и не было реализовано за все время существования Советского государства.
Федерации делятся на несколько видов.
Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу).
Административно-территориальная федерация (например, США, ФРГ) является достаточно эффективным способом децентрализации, «деления» власти и на этой основе — демократизации общества.
Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в основном законе страны).
Если федерация — это союзное государство, то конфедерация — это «государственный союз государств» .
Конфедерация временный союз государств, создаваемых для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей, он не обладает самостоятельным суверенитетом, отсутствует единая система законодательства.
Конфедерации свойственны следующие черты:
- 1) создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных, экономических);
- 2) формирование конфедерации закрепляется, как правило, договором;
- 3) каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На конфедерацию в целом суверенитет не распространяется;
- 4) члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нулификации, т. е. отмены действия актов органов конфедерации на своей территории;
- 5) неустойчивость, переходный характер: конфедерации либо распадаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство — унитарное или федеративное;
- 6) у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы. Л конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации.
Однако конфедерация — это скорее международно-правовое образование, чем форма государственного устройства. Правовой основой для конфедерации обычно служит союзный договор. Конфедерацией было образование, сложившееся в 1776 г. в Северной Америке на месте бывших английских колоний. В конфедеративных отношениях находились кантоны Швейцарии до 1848 г. Принятие в 1787 г. Конституции США и в 1848 г. Конституции Швейцарии фактически означало преобразование этих конфедераций в федерации. Новая Конституция Швейцарии, вступившая в силу 1 января 2000 г., сохранила термин «конфедерация», хотя в российской и зарубежной юридической литературе Швейцария определяется как типично децентрализованное федеративное государство. Распад конфедерации исторически был связан с тем, что в ее рамках между государствами не удавалось установить взаимовыгодные и развивающиеся связи. Так, созданная в 1958 г. Египтом и Сирией конфедерация — Объединенная Арабская Республика распалась по этой причине уже в 1961 г. А созданное Сенегалом и Гамбией новое конфедеративное объединение Сепегамбия просуществовало с 1982 по 1989 г. и распалось, поскольку конфедеративные связи не сложились ни в экономической, ни в политической областях.