Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Соглашение предписывает государствам-членам полноценно участвовать в деятельности ряда международных организаций и в особенности: в Комиссии «Кодекс Алиментариус»; Международном бюро по эпизоотии; в международных и региональных организациях, действующих в рамках Международной конвенции по защите растений (1951 г.). В связи с этим следует обратить особое внимание на возрастающую роль документа под… Читать ещё >

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В международной торговой системе в качестве нетарифного регулятора (а зачастую и в качестве барьера) используются также санитарные и фитосанитарные нормы. Их основное предназначение — охрана здоровья населения, защита животного мира, сельского хозяйства от рисков, возникающих в связи с распространением болезней, их переносчиков, загрязняющих веществ, токсинов, болезней, переносимых животными, растениями или продукцией из них. Устанавливаются эти нормы санитарно-ветеринарными властями, органами здравоохранения в отношении сельскохозяйственных продуктов, пищевых товаров, медикаментов, предметов парфюмерии, химикатов и т. п.

Внешне санитарные и фитосанитарные требования, как правило, одинаковы к национальным и иностранным товарам. На практике же избирательное применение этих норм превращает их в средство ограничения доступа на национальный рынок.

Санитарные и фитосанитарные нормы являются в торговле названной выше группой товаров тем же самым, чем являются технические барьеры в торговле промышленными товарами.

Наиболее частый пример использования санитарных норм в протекционистских целях — запреты импорта мяса из-за болезней скота. В 1990 г. в Таиланде в целях защиты здоровья людей ограничили импорт сигарет; в 1991 и 1994 гг. США ввели ограничения на импорт рыбы (тунца). В 1990;х гг. ЕС запретил импорт «мяса на гормонах» из США и Канады. По всем этим спорам прошли «разбирательства» в органах ГАТТ/ ВТО. Известны классические случаи из практики США. Так, санитарные власти запретили импорт из Канады рыбы, выловленной в Великих озерах под предлогом их загрязнения. В то же время поставки на внутренний рынок рыбы из Великих озер от американских поставщиков запрещены не были. Еще один пример: в 1997 г. президентом США был отменен запрет на ввоз в США мексиканских авокадо, действовавший с 1914 г. по фитосанитарным соображениям. Очевидно, что данный запрет был мерой торговой политики, так как он был введен под давлением калифорнийских производителей авокадо, а Мексика, ведущий производитель этой культуры (46% мирового оборота), экспортирует авокадо в крупные европейские страны без каких-либо нареканий со стороны служб фитосанитарного контроля.

Статья XX ГАТТ предусматривает: ничто в Соглашении не препятствует принятию или применению мер, «необходимых для защиты жизни или здоровья человека, животных и растений». Обычно провести разграничение между функциями санитарных норм как протекционистских барьеров и как, собственно, санитарных бывает нелегко. Критерий должен быть таков: если применение этих норм нарушает принцип недискриминации, вступает в противоречие с принципом национального режима, то соответствующие нормы и практика их применения могут рассматриваться как инструменты конкурентной борьбы и протекционизма. Ввиду недостаточности ст. XX ГАТТ для регулирования важного вопроса, непосредственно затрагивающего торговлю, по итогам Уругвайского раунда торговых переговоров было принято специальное Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер. Это Соглашение тесно связано с Соглашением по сельскому хозяйству, и оба они входят в пакет документов ВТО.

Согласно Соглашению по применению санитарных и фитосанитарных мер государства вправе вводить такие меры, но требуется, чтобы эти меры были основаны на научных принципах и не сохранялись без достаточного научного обоснования (ст. 2). Понятие «научного обоснования» не раскрывается, что вполне может привести к новым спорам между государствами — членами ВТО.

Предусмотрена гармонизация санитарных и фитосанитарных мер на основе международных стандартов (ст. 3). Участники Соглашения — члены ВТО признают санитарные и фитосанитарные меры друг друга как эквивалентные, в том числе посредством двусторонних и многосторонних соглашений по признанию эквивалентности конкретных мер. Вместе с тем государство-импортер имеет право на проведение инспектирования, испытаний и других процедур в государстве-экспортере (ст. 4).

Принимаемые меры защиты должны быть транспарентными (т.е. в каждом конкретном случае информация о них должна быть опубликована); об этих мерах должны уведомляться другие государства-участники (ст. 7 и Приложение В).

Чтобы обеспечить соблюдение норм о санитарных и фитосанитарных мерах, государства вправе вводить процедуры контроля, инспектирования и одобрения в отношении уровня загрязняющих веществ в продуктах, напитках, кормах (ст. 8 и Приложение С). Эти процедуры не должны быть произвольными и неоправданными и должны осуществляться на основе принципа предоставления национального режима.

Статья 10 Соглашения предусматривает специальные положения в отношении развивающихся и наименее развитых стран. Развитые страны должны предоставлять товарам из развивающихся и наименее развитых стран более длительные сроки для адаптации к новым санитарным и фитосанитарным мерам. Комитет по санитарным и фитосанитарным мерам вправе предоставлять таким странам временные освобождения от обязательств по Соглашению.

Соглашение предписывает государствам-членам полноценно участвовать в деятельности ряда международных организаций и в особенности: в Комиссии «Кодекс Алиментариус»; Международном бюро по эпизоотии; в международных и региональных организациях, действующих в рамках Международной конвенции по защите растений (1951 г.). В связи с этим следует обратить особое внимание на возрастающую роль документа под названием «Codex Alimentarius» — «Кодекс Алиментариус», или «Продовольственный кодекс», «Пищевой кодекс». Он представляет собой сборник стандартов, технических норм, методических указаний и рекомендаций, касающихся пищевой продукции; оказал и оказывает влияние на производство продуктов питания и торговлю ими, в том числе на международном рынке продовольствия; служит ориентиром для урегулирования торговых споров в международном экономическом праве.

Содержательно Кодекс Алиментариус состоит из общих стандартов на пищевые добавки и загрязняющие примеси в продуктах питания; общих принципов пищевой гигиены; технических норм, определяющих методы и способы производства, переработки, транспортировки, хранения пищевых продуктов; стандартов на отдельные товары — зерновые, жиры и масла, рыбу, фрукты и овощи, мясо, молоко, сахар и др. Посредством Кодекса осуществляется гармонизация стандартов на пищевые продукты в целях защиты потребителя. Государства совершенствуют национальное законодательство в области здравоохранения с учетом или на основе этих стандартов. Ссылки на Кодекс содержатся во многих международных договорах, в основном в торговых договорах и договорах об интеграционных объединениях (например, в Соглашении НАФТА), а также в директивах ЕС.

В 1961 г. Конференция Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций (ФАО), при поддержке ВОЗ, ЕЭК ООН и ОЭСР, учредила Комиссию Кодекс Алиментариус и приняла решение о создании Объединенной программы ФАО/ВОЗ по стандартам на пищевые продукты. В 1963 г. на Всемирной ассамблее здравоохранения под эгидой ВОЗ был принят Устав Комиссии Кодекс Алиментариус и ее Регламент. Комиссия Кодекс Алиментариус — это международная организация, координационный центр по работе над пищевыми стандартами и по обеспечению безопасности пищевых продуктов. В Комиссию входят государства — члены ФАО и ВОЗ (более 170 стран), а также ЕС. Она собирается на сессии дважды в год. В рамках Комиссии имеются комитеты: по подготовке стандартов и для координации деятельности групп стран (регионов) в области стандартов на пищевые продукты, а также специальные межправительственные группы. Работает секретарь Комиссии, назначаемый совместным распоряжением генеральных директоров ФАО и ВОЗ, и небольшой штат, размещенный в штаб-квартире ФАО в Риме. Комиссия тесно связана с ВТО.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой