Нравственность как духовная основа личности
Культура включает те ценности, которые формируют общественную мораль, ее нормы. Но нравственность личности основывается на ее автономии. Личность начинается с чувства непохожести, с самозаконности человека. И. Кант: «Способность быть господином самому себе». С автономии начинается устойчивое поведение личности, ее стратегия. Нравственность не только регулирует отношения между людьми, она еще… Читать ещё >
Нравственность как духовная основа личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Культура включает те ценности, которые формируют общественную мораль, ее нормы. Но нравственность личности основывается на ее автономии. Личность начинается с чувства непохожести, с самозаконности человека. И. Кант: «Способность быть господином самому себе». С автономии начинается устойчивое поведение личности, ее стратегия.
В основе стратегии личности лежат общезначимые нормы «не лги», «не воруй», «не чини насилия». Личность сама себе вменяет эти правила.
Это важно, так как формальные требования следовать этим нормам (социализм) ведут к «двойной» морали. Христианство считает, что только внутренняя напряженная духовная жизнь, борьба сил добра и зла ведет к нравственному совершенству.
Нравственность не только регулирует отношения между людьми, она еще и средство духовного и физического здоровья и выживания индивидуума. «И бежи удавиши» — так говорит Евангелие о конце Иуды Искариота. Вслед за анемией (беззаконностью) следует полная апатия, и даже бегство в смерть.
Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает личностные усилия, т. е. подчинение общечеловеческим нормам (И. Кант: «Долг выше счастья»).
В формировании нравственных норм существуют ценности, их определяющие. В религии такой ценностью является спасение души, отсюда воздержание, аскетизм.
В философии это могут быть:
- — наслаждение (гедонизм);
- — польза (утилитаризм);
- — добровольный отказ от наслаждений (аскетизм);
- — равнодушие к чувственной жизни, следование долгу (стоицизм).
Высшая ценность — человек, личность, развивающаяся на основе собственной деятельности, автономности и ответственности (гуманизм).
Христианско-иудейская мораль — одна из ведущих в мире. В ее основе лежат два основных источника.
Десять заповедей ветхозаветного пророка Моисея, данных в форме закона. Нарушение этого закона ведет к господней каре. «Не лги, не воруй, не прелюбодействуй, чти отца и мать свою» и другие.
Нагорная проповедь Иисуса Христа, проповедующая любовь:
- — возлюби Бога;
- — возлюби ближнего своего как самого себя.
Обращаясь к людям, где были богатые и бедные, Христос говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Алчущие духовного насыщения, нищие (или голодные) духом прежде всего обретут Царство Небесное.
Далее — «Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо взалчете».
Затем Иисус говорит о трудностях и бедах, подстерегающих каждого: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат и будут поносить имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого».
Утверждается способ борьбы со злом: «Любите врагов ваших».
Из гордыни — главного греха — происходят семь смертных грехов:
- — зависть;
- — накопительство;
- — злословие;
- — уныние;
- — мотовство;
- — словоохотливость;
- — прелюбодеяние.
Но Бог любит своих детей и готов простить любое прегрешение верующему в Него и кающемуся в содеянном.
Высшая добродетель в христианстве — смирение и сострадание.