Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Практикуемые механизмы взаимодействия государства и институтов гражданского общества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Способом взаимодействия гражданского общества с государством могут быть и такие формы, как забастовочное движение, манифестации, марши несогласных с тем или иным государственным решением. Такие проявления были отмечены во время принятия решений правительством России о монетизации льгот социально уязвимым слоям населения, при значительном повышении тарифов, но жилищно-коммунальным услугам и т. и… Читать ещё >

Практикуемые механизмы взаимодействия государства и институтов гражданского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переход страны на рыночные принципы организации хозяйственной деятельности потребовал соответствующей отладки и институтов гражданского общества. Одним из первых актов государства, направленных на эти цели, стал процесс институционализации системы муниципального самоуправления во всех регионах страны на всех уровнях административнотерриториального устройства.

Следует понимать, что наряду с хрестоматийными нормами гражданского общества существуют реальные проблемы при его построения, какие предстоит решать новым поколениям государственных и муниципальных управленцев, а также представителям негосударственных некоммерческих организаций. Так, в соответствии со ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление не относится к системе государственного управления, и в этом отношении номинально представляет собой институт гражданского общества. Но в силу еще непреодоленного наследия доминирования исполнительной власти над представительной, которое сложилось за время советской власти с 1930;х гг., следует различать исполнительную власть органов местного самоуправления — как в значительной мере по существу компонент государственного управления, хотя формально таковым не является — и представительную власть органов местного самоуправления — как институт гражданского общества. Это особенность переживаемого этапа преодоления бюрократического характера управления, которое еще имеет место в Российской Федерации, завершение которого станет важным критерием успешности построения гражданского общества в России. В силу устойчивости сложившихся в стране институтов — это задача долгосрочного характера.

С 2001 г. функционирует образованный при содействии государства такой институт гражданского общества, как гражданский форум, который периодически организует работ}' круглых столов по наиболее актуальным для развития гражданского общества вопросам, требующим совместного решения с государственными органами исполнительной власти.

Стремление государства содействовать формированию гражданского общества в стране нашло отражение в образовании, по инициативе и предложению В. В. Путина в сентябре 2004 г., Общественной палаты на федеральном, региональном и местном уровнях. Общественная палата как институт демократизации и одновременно гражданского общества призвана обеспечить постоянный диалог между государством и представителями различных частей гражданского общества, обсуждение насущных проблем, какие пока еще не освобождены от бюрократического прессинга и потому сохраняют формальное отношение к насущным проблемам населения. Опыт работы более десятилетия показал, что решение было принято верное.

Также самостоятельными являются организованные в постсоветской России сообщества экспертов, высказывающих свои взгляды, далеко не всегда совпадающие с официальной позицией Кремля или Дома Правительства России. Это, например, Изборский клуб, созданный в сентябре 2012 г. в городе Изборск Псковской области, столичный Клуб «Красная площадь», Центр Сулакшина и другие. Деятельность такого рода экспертных сообществ не только позволяет формироваться институтам гражданского общества в России, но и служит в определенной степени «кузницей» кадров для нового правительства, а также способствует введению в общественно-политический оборот новых идей.

Способом взаимодействия гражданского общества с государством могут быть и такие формы, как забастовочное движение, манифестации, марши несогласных с тем или иным государственным решением. Такие проявления были отмечены во время принятия решений правительством России о монетизации льгот социально уязвимым слоям населения, при значительном повышении тарифов, но жилищно-коммунальным услугам и т.и. Протестные движения субъектизируются и при содействии политических акторов могут заявить о себе в форме требований согласовывать наиболее жизненно важные вопросы с населением и институтами гражданского общества.

В условиях, когда исполнительная и законодательная власть начинают преобладать в спектре политических партий, институционализируя через статус парламентских только лояльные к проводимому курсу партии, формой взаимодействия гражданских институтов с государством становится также голосование, проявляющееся либо в поддержку проводимого государством курса, либо в требованиях его смены. Необходимость обеспечения «прозрачности» проводимых выборов на всех уровнях административнотерриториального устройства страны становится реальным институтом упрочения ее демократии.

Своеобразной формой механизма взаимодействия институтов гражданского общества и государства являются региональные бизнес-форумы, которые консолидируют бизнес-сообщество в стремлении решать многие задачи своего развития с предоставляемой государственными органами регионального управления возможностью провести встречу с отечественными и зарубежными представителями среднего и крупного бизнеса в решении общих проблем. Получил всемирное признание Санкт-Петербургский бизнес-форум, Владивостокский форум привлекает интерес со всей страны и деловых кругов зарубежных стран и т. п.

Таким образом, механизмом взаимодействия государства и институтов гражданского общества, наряду с такими традиционными формами, как политические партии, являются и представительные формы муниципального сообщества, клубы, представляющие интересы политических сообществ, не принадлежащих какой-либо одной партии, но объединенных по политическим интересам, а также некоммерческие и неправительственные организации. Своеобразными механизмами выступают также протестные движения в рамках закона. Все они в разной степени своей деятельностью обращают внимание общества и государства на наиболее острые вопросы, которые государственные органы в силу разных причин (важнейшая из них — неспособность решить те или иные задачи существующим составом государственного органа управления) не заинтересованы обсуждать.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой