Понятие и формы государственно-территориального устройства
Национально-территориальная автономия предполагает предоставление компактно проживающему на определенной территории национальному меньшинству права на самостоятельное управление. Например, национально-территориальная автономия предусмотрена для шведов, проживающих на Аландских островах в Финляндии. В качестве переходной формы иногда выделяют регионалистское государство. Формально юридически… Читать ещё >
Понятие и формы государственно-территориального устройства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В теории права в качестве одного из существенных признаков государства выделяется его территория. Территория является закрепленным юридическим способом пространственным пределом распространения власти государства. В конституционном праве территорию государства обычно увязывают с суверенитетом.
Под территорией государства понимается суша, внутренние воды, территориальное море и воздушное пространство над ними и на которую распространяется юрисдикция (власть) этого государства, неограниченные и исключительные полномочия его органов.
Территория государства может быть как географически единой, так и раздробленной, включать анклавы.
В силу географических, социально-экономических, политических, этнических и других причин государственная территория делится на составные части.
Государственно-территориальное устройство, или политико-территориальное устройство, — организация территории государства, принципы и формы взаимоотношений государства в целом и его составных территориальных частей, регулируемые обычно конституционным правом.
Основными формами государственно-территориального устройства являются:
- — унитарное государство и
- — федерация.
Унитарное государство — наиболее распространенная в мире форма государственно-территориального устройства.
Унитарное государство — единое (одно, простое) государство, которое не имеет в своей внутренней структуре других государств (государственных образований).
Для этой формы характерно наличие только одного уровня государственной власти, которая распространяется на всю территорию и всех граждан и не ограничена другой действующей на этой же территории государственной властью. Это обычно проявляется в делении территории на административно-территориальные единицы, в единой системе законодательства, в единой централизованной системе органов исполнительной и судебной власти.
Зарубежный опыт Согласно ст. 3 Конституции Чили государство Чили является унитарным, его территория делится на регионы.
Польша есть единое государство в соответствии со ст. 3 Конституции Республики Польша.
Статья 2 Конституции Болгарии предусматривает, что Республика Болгария — унитарное государство с местным самоуправлением. В ней не допускаются автономные территориальные образования.
В рамках унитарного государства наряду с административно-территориальными единицами могут существовать автономные образования, которые пользуются большей самостоятельностью. Среди видов автономий выделяют — национально-территориальную и территориальную.
Национально-территориальная автономия предполагает предоставление компактно проживающему на определенной территории национальному меньшинству права на самостоятельное управление. Например, национально-территориальная автономия предусмотрена для шведов, проживающих на Аландских островах в Финляндии.
Зарубежный опыт Согласно § 120 Конституции Финляндии территория Аландских островов имеет автономию в соответствии с особым законом об автономии Аландских островов.
Территориальная автономия подразумевает самостоятельность территориальных единиц в рамках конституции и (или) закона и предоставляется всем (например, в Италии и Испании) или некоторым частям (например, во Франции и Ираке).
В зависимости от степени самостоятельности различают две формы автономии — политическую (законодательную) и местную (административную).
Политическая (законодательная) характеризуется тем, что автономная единица вправе по некоторым вопросам издавать собственные законы. Местная (административная) форма предполагает право автономной единицы издавать только подзаконные акты.
Федерация — форма государственного устройства, предполагающая объединение нескольких государств (или государственных образований).
В противоположность унитарному государству федерация представляет собой сложное государство, в состав которого входят государственные образования. Федеральная территория является суммой территорий субъектов федераций (плюс общефедеральные территории). Федеральная государственная власть распространяется на всю территорию федерации, причем субъекты федерации участвуют в формировании и осуществлении этой власти.
Одной из особенностей федерации является наличие двух уровней государственной власти, в частности, это проявляется в том, что законодательная власть в таком государстве распределяется между центральным законодательным органом и определенным числом региональных законодательных органов. Все это требует разграничения компетенции между федерацией и ее субъектами (разграничения власти по вертикали).
Зарубежный опыт Статья 2 Конституции Австрии устанавливает, что Австрия является федеративным государством. Федеральное государство образуется из самостоятельных земель.
Статья 1 Конституции Бельгии предусматривает, что Бельгия является федеративным государством, состоящим из сообществ и регионов.
В зависимости от правовой основы федеративного государства выделяют следующие виды федераций:
- — договорные (образованные в результате заключения договора между независимыми государствами — ее будущими субъектами);
- — конституционные (образованные в результате закрепления возрастающей степени автономии территориальных единиц и приобретения ими статуса государственных образований).
В зависимости от правового статуса субъектов федерации различают:
- — симметричные (все субъекты федерации равноправны);
- — асимметричные (состоящие из неравноправных субъектов) федерации.
В зависимости от степени самостоятельности субъектов федерации-.
- — централизованные-,
- — децентрализованные федерации.
В качестве переходной формы иногда выделяют регионалистское государство. Формально юридически регионалистское государство является унитарным. Однако составляющие его части имеют значительную (приближенную к субъектам федерации) автономию. Примерами регионалистского государства служат Италия и Испания.
Зарубежный опыт Конституция Испании признает и гаран тирует право на автономию для национальностей и регионов, ее составляющих (ст. 2). Территориальное устройство государства включает муниципии, провинции и учреждаемые автономные сообщества. Все эти образования пользуются автономией при ведении своих дел (ст. 137).
Федерацию надо отличать от конфедерации, которая является не союзным государством (как федерация), а союзом суверенных государств. Право сецессии (выхода) характерно для конфедерации, в федеративном государстве реализация такого права субъектом федерации обычно не допускается, так как это нарушает права других субъектов федерации. Члены федерации, в отличие от членов конфедерации не обладают правом нуллификации (отмены, приостановления действия актов центральной власти).