Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные черты синтаксиса научной речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доминирующая тенденция, характерная для синтаксиса научной речи — сокращение числа сложных предложений, которые в нерасчлененной форме последовательно выражают ход авторской мысли, и развитие так называемой многоуровневой манеры передачи сложных научных знаний. Степень интенсивности этого процесса в научной сфере отражает, с одной стороны, общеязыковые закономерности изменений в структуре… Читать ещё >

Основные черты синтаксиса научной речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Доминирующая тенденция, характерная для синтаксиса научной речи — сокращение числа сложных предложений, которые в нерасчлененной форме последовательно выражают ход авторской мысли, и развитие так называемой многоуровневой манеры передачи сложных научных знаний. Степень интенсивности этого процесса в научной сфере отражает, с одной стороны, общеязыковые закономерности изменений в структуре предложения, с другой стороны, специфический характер развития синтаксиса научной речи. Наиболее типичными конструкциями современных научных текстов стали простые предложения. Как отмечает Т. Б. Трошева, тенденция к усложнению характера научного знания, обусловленная развитием науки и научного мышления, и тенденция к «упрощению» синтаксиса диалектически взаимосвязаны: «по мере усложнения содержания научной мысли ее форма видоизменяется, чтобы обеспечить эффективность коммуникации в данной сфере, донести сложную мысль до читателя»[1].

Повышение роли простых предложений, которые берут на себя смысловые функции сложных, сопровождается усилением синтаксической компрессии и повышением количества свернутых пропозиций.

Усиление роли простых предложений в синтаксисе научной речи обусловлено и категорией отвлеченно-обобщенности/конкретности, которая наиболее очевидно показывает зависимость стиля речи от формы мышления. Имеющиеся в русском языке функциональные стили противопоставляются друг другу и стилистически оформляются по нескольким признакам, определяемым соответствующими экстралингвистическими основами.

Одной из таких особенностей является функционально-семантическая категория отвлеченно-обобщенности/конкретности[2]. В научной речи комплекс языковых средств направлен не на конкретизацию, а на выражение отвлеченности, обобщенности мысли. В результате этого, даже если в том или ином предложении и есть какие-либо явления конкретизации, то они как бы нейтрализуются всем комплексом, всей совокупностью абстрагирующих речевых средств[3].

Отвлеченно-обобщенность обусловлена тем, что задачей научного исследования является установление закономерностей существования и развития природы и общества на основе обобщения фактов, она вытекает из особенностей понятийного научного мышления; данная категория не характерна для других функциональных стилей, поскольку она не имеет в них экстралингвистической основы. Таким образом, особенности научного мышления — понятийность, отвлеченность и обобщенность — являются стилеобразующими экстралингвистическими факторами, которые определяют лингвистическую специфику избирательности научной речи.

На синтаксическом уровне выделяются два основных лингвистических признака отвлеченно-обобщенности изложения: исключение из структуры предложения личного субъекта (агенса) действия, то есть деагентивностъ, и широкая употребительность так называемых номинализованных структур — именной характер изложения.

  • [1] Трошева Т. Б. Функционирование предложения в научных текстах XVIII—XX вв. //Очерки истории научного стиля русского литературного языка XVIII—XX вв. / под ред.М. Н. Кожиной. Т. 1. Ч. 2. Пермь, 1994. С. 10.
  • [2] О данной категории и ее роли в организации синтаксиса научной речи подробнеесм.: Кожина М. Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. Пермь, 1966; Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М., 1983;Лариохина Н. М. Обучение грамматике научной речи и виды упражнений. М., 1989.
  • [3] В работах М. Н. Кожиной отмечается, что свойственный научной речи абстрактный характер контекста, создаваемый употреблением наиболее обобщенных и отвлеченных по значению единиц языка (и на лексико-семантическом, и на морфологическом, и на синтаксическом уровнях) — это наиболее целесообразное выражение отвлеченности теоретической мысли.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой