Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовое регулирование полномочий органов местного самоуправления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К сожалению, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» недостаточно полно определил порядок заключения таких соглашений, а также требования к их заключению. Поскольку нет четких ограничений ни по объему передаваемых полномочий, ни по их содержанию, то нередко на основе соглашений передаются такие полномочия, как подготовка проектов… Читать ещё >

Правовое регулирование полномочий органов местного самоуправления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Полномочия органов местного самоуправления — это вторая важнейшая составляющая компетенции муниципальных образований. Полномочие традиционно складывается из двух составляющих — прав и обязанностей. Если речь идет о таких публичных субъектах права, которые реализуют публично-властные функции, в том числе по осуществлению местного самоуправления, то, безусловно, такие права и обязанности всегда должны найти отражение в правовых нормах, в данном случае — в нормах муниципального права. На уровне муниципального образования полномочия по осуществлению местного самоуправления реализуются различными субъектами — населением муниципального образования, органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления.

Таким образом, полномочие местного самоуправления — это закрепленные нормами муниципального права за населением, органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления.

Иногда в научной и учебной литературе по муниципальному праву в качестве субъектов, реализующих указанные полномочия, называют и само муниципальное образование в целом. Однако трудно представить, чтобы муниципальное образование, как таковое, несло какие-либо обязанности, которые были бы отличными от обязанностей других субъектов муниципальных правовых отношений (населения, органов, должностных лиц местного самоуправления).

Следует отметить, что понятие «полномочие» в первую очередь отнесено к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления. Для них термин «полномочие» органично присущ, поскольку полномочие — главная составляющая самого понятия «орган» (как орган власти вообще), в том числе и «орган местного самоуправления», равно как и «должностное лицо». Более того, если мы проанализируем федеральное законодательство, то увидим, что при определении компетенции муниципальных образований термин «полномочия» используется именно применительно к органам местного самоуправления. Однако это общая формулировка, а на уровне муниципального образования конкретное разграничение полномочий осуществляется уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В рамках реализации форм прямой демократии решение вопросов, но указанным полномочиям может приниматься и населением муниципального образования, например, на референдуме.

Необходимо учесть, что понятие «полномочие» отражает не просто совокупность прав и обязанностей. В рамках полномочия права и обязанности — это единая категория, где права не могут быть отделены от обязанностей, так как права одновременно являются и обязанностями. Таким образом, полномочие — это самостоятельная категория, отличная от просто суммы прав и обязанностей. В рамках полномочия отдельного права, вне связи с юридической обязанностью, у органа (должностного лица) не существуют.

Важно заметить, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления (как и органы государственной власти и должностные лица государственной власти) имеют не только полномочия, но и чисто права, которые не являются их обязанностями, но в данном случае в законодательстве прямо используется термин «права», а не «полномочия».

Какие полномочия на сегодняшний день закрепляются в законодательстве за органами местного самоуправления?

Выделяются три основные группы полномочий органов местного самоуправления:

  • 1) полномочия по вопросам местного значения;
  • 2) отдельные государственные полномочия, которые осуществляются на уровне местного самоуправления;
  • 3) иные полномочия — полномочия по вопросам, не отнесенным к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ.

Регламентация каждой группы полномочий осуществляется по-разному. Рассмотрим более подробно каждую группу полномочий.

Так, полномочия по вопросам местного значения, как это следует уже из их названия, определяются соответствующим вопросом местного значения — т. е. той сферой жизнедеятельности населения муниципального образования, которая установлена для соответствующего вида муниципального образования. Данные полномочия закреплены в настоящее время в отношении всех видов муниципальных образований в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», прежде всего, в ст. 17, которая так и называется «Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения», а также в ряде других статей этого Федерального закона, например касающихся статуса органов местного самоуправления, должностных лиц — это ст. 35, 36 и др.

Помимо этого, полномочия по вопросам местного значения закрепляются также в федеральных законах, принимаемых по конкретным сферам управления (например, полномочия в области землепользования — в Земельном кодексе РФ, в сфере установления и взимания налогов — в Налоговом кодексе РФ и т. д.).

Кроме того, необходимо иметь в виду, что, в отличие от вопросов местного значения, которые закреплены за каждым муниципальным образованием и не могут изыматься в пользу субъектов РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» допускается возможность осуществления перераспределения законами субъекта РФ полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ. Такое перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, и соответствующие законы субъекта РФ вступают в силу не позднее чем с начала очередного финансового года.

Исключение из сферы допустимого перераспределения полномочий составляет ряд полномочий органов местного самоуправления. В частности, речь идет о полномочиях в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также ряда других полномочий, которые федеральный закон не допускает перераспределять в пользу полномочий органов государственной власти субъектов РФ.

Соответствующие полномочия по вопросам местного значения закрепляются в уставах муниципальных образований за органами местного самоуправления и должностными лицами муниципальных образований. Полномочия органов местного самоуправления, установленные по вопросам местного значения, осуществляются органами местного самоуправления каждого из видов муниципальных образований самостоятельно; подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования исключается.

В качестве дополнительного механизма перераспределения полномочий Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» допускает в рамках двухуровневой системы местного самоуправления взаимную передачу полномочий по вопросам местного значения на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципальных районов.

Следует иметь в виду, что посредством соглашений осуществляется передача именно отдельных полномочий по решению вопросов местного значения, а не самих вопросов местного значения как таковых. Вопросы местного значения не могут передаваться ни другим муниципальным образованиям, ни органам государственной власти.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил порядок заключения соглашений о передаче осуществления отдельных полномочий по решению вопросов местного значения от органов местного самоуправления поселений органам местного самоуправления муниципальных районов и наоборот.

В частности, в указанном Федеральном законе установлено, что:

  • 1) передача соответствующих полномочий должна сопровождаться передачей межбюджетных трансфертов для их осуществления;
  • 2) должен быть установлен порядок определения ежегодного объема трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий;
  • 3) указанные соглашения должны заключаться на определенный срок;
  • 4) в соглашениях должны определяться основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного;
  • 5) должны быть предусмотрены финансовые санкции за неисполнение соглашений.

К сожалению, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» недостаточно полно определил порядок заключения таких соглашений, а также требования к их заключению. Поскольку нет четких ограничений ни по объему передаваемых полномочий, ни по их содержанию, то нередко на основе соглашений передаются такие полномочия, как подготовка проектов муниципальных правовых актов, планирование работы органов местного самоуправления, вплоть до планирования работы представительных органов, принятие местного бюджета, обеспечение финансовой деятельности муниципального образования, распоряжение муниципальной собственностью и др. Передача таких полномочий может привести к утрате реальной самостоятельности муниципального образования при решении вопросов местного значения. При этом практика показывает, что большинство заключаемых подобных соглашений направлено на передачу полномочий от органов местного самоуправления поселений органам местного самоуправления муниципальных районов и значительно реже встречаются соглашения, когда на их основе полномочия передаются от органов местного самоуправления муниципальных районов органам местного самоуправления поселений.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не определяет четко виды органов, которые от имени муниципального образования могут заключать такие соглашения, в частности не определяется роль представительных органов муниципальных образований в процессе заключения соглашений. Отсюда на муниципальном уровне в настоящее время по-разному осуществляется заключение таких соглашений. В одних муниципальных образованиях такие соглашения заключают местные администрации, в других — представительные органы, в-третьих — главы муниципальных образований. В некоторых муниципальных образованиях представительные органы одобряют заключение главами муниципальных образований таких соглашений, в других — нет. В связи со сказанным представляется, что на уровне Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правильнее было бы установить более четкий порядок заключения таких соглашений.

Что касается органов государственной власти, то Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предоставляет права заключать соглашения о передаче им полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Это не исключает, однако, возможности заключения между ними соглашений по иным вопросам — об информационном обмене, о методической помощи и др.

Следует отметить, что при наличии установленных в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» оснований, органы государственной власти субъектов РФ вправе брать на себя временное осуществление полномочий по вопросам местного значения, закрепленных федеральными законами и законами субъектов РФ за муниципальными образованиями. Такие основания, предоставляющие право органам государственной власти субъектов РФ временно принимать на себя осуществление отдельных полномочий по решению вопросов местного значения, определены в ст. 75 указанного Федерального закона. К их числу относятся ситуации:

  • 1) когда в связи со стихийным бедствием, с катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией представительный орган муниципального образования и местная администрация отсутствуют и (или) не могут быть сформированы в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • 2) когда вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, превышающая установленный предел (30% собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40% бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в отношении бюджетов указанных муниципальных образований);
  • 3) когда при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции РФ, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленное соответствующим судом.

Ограничение указанных ситуаций строго установленными случаями представляет собой одну из гарантий самостоятельности прав местного самоуправления.

Реализация полномочий по вопросам местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ). При этом федеральные законы и законы субъектов РФ не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов. В то же время, в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, указанные полномочия могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов РФ.

Вторая группа полномочий — это отдельные государственные полномочия, осуществляемые на уровне местного самоуправления.

По сути, любые полномочия, если они в соответствии с действующим законодательством установлены не, но вопросам местного значения, — это государственные полномочия.

Федеральное законодательство предусматривает, что органы местного самоуправления осуществляют отдельные государственные полномочия в случаях:

  • — наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями федеральными законами или законами субъектов РФ;
  • — предоставления органам местного самоуправления федеральными законами права на участие в осуществлении отдельных государственных полномочий;
  • — осуществления органами местного самоуправления за счет средств местных бюджетов (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан — вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Наиболее полную регламентацию в федеральном законодательстве на сегодняшний день получили вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями закреплена уже на уровне Конституции РФ (ст. 132). Одновременно в Конституции РФ закрепляется и одна из важнейших гарантий местного самоуправления, устанавливающая, что одновременно с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должна осуществляться и передача необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Аналогичная норма содержится в гл. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая непосредственно посвящена вопросам наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Рассматривая вопросы наделения полномочиями органов местного самоуправления, надо иметь в виду, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 19) определяет, что следует понимать под отдельными государственными полномочиями, передаваемыми муниципальным образованиям, — это полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным в соответствии с указанным Федеральным законом к вопросам местного значения. То есть это все полномочия органов местного самоуправления, не отнесенные к вопросам местного значения и установленные федеральными законами и законами субъектов РФ.

Как правило, отдельными государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Однако данное правило не носит императивного характера. Федеральным законом или законом субъекта РФ может предусматриваться наделение отдельными государственными полномочиями и органов местного самоуправления поселений. На уровне субъектов РФ — городов федерального значения имеется также практика наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований отдельными государственными полномочиями этих субъектов РФ. Так, органы местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве наделяются отдельными полномочиями города Москвы в сфере организации деятельности управы района города Москвы и городских организаций. Речь, в частности, идет о таких полномочиях, как:

  • 1) ежегодное заслушивание отчета главы управы района о результатах деятельности управы района;
  • 2) выражение недоверия главе управы района;
  • 3) ежегодное заслушивание информации руководителя государственного учреждения города Москвы инженерной службы района о работе учреждения;
  • 4) ежегодное заслушивание информации руководителя многофункционального центра предоставления государственных услуг, обслуживающего население соответствующего муниципального округа, о работе учреждения;
  • 5) ежегодное заслушивание информации руководителя амбулаторнополиклинического учреждения, обслуживающего население соответствующего муниципального округа, о работе учреждения;
  • 6) ежегодное заслушивание информации руководителя территориального центра социального обслуживания населения, обслуживающего население соответствующего муниципального округа, о работе учреждения;
  • 7) ежегодное заслушивание информации руководителя государственного учреждения города Москвы, осуществляющего охрану, содержание и использование особо охраняемой природной территории, расположенной на территории соответствующего муниципального округа;
  • 8) заслушивание информации руководителя государственного общеобразовательного учреждения города Москвы об осуществлении данным учреждением образовательной деятельности в случае необходимости, но не более одного раза в год.

Кроме того, органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Москвы наделяются и другими государственными полномочиями (в сфере благоустройства; в сфере опеки, попечительства и патронажа; в сфере организации досуговой, социальновоспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства и др.).

Говоря о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, необходимо учитывать следующие условия.

1. Такое наделение всегда может осуществляться только законом (федеральным законом или законом субъекта РФ). Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ может осуществляться законами субъектов РФ.

При этом наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ законами субъектов РФ допускается, если это не противоречит федеральным законам. По сути, речь идет о том, что органам государственной власти субъектов РФ допускается передача всех полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), за исключением тех, передача которых запрещена федеральным законом (и. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Что касается наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, то она может осуществляться как федеральными законами, так и законами субъектов РФ. Последний вариант — наделение органов местного самоуправления федеральными полномочиями законами субъектов РФ — может иметь место только в том случае, когда федеральные полномочия переданы для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, при этом федеральными законами допускается их дальнейшая передача органам местного самоуправления. Такая вторичная передача может осуществляться законами субъектов РФ.

2. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливаются определенные требования к содержанию законов о наделении полномочий (п. 6 ст. 19).

Согласно этим требованиям федеральный закон или закон субъекта РФ, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать:

  • 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;
  • 2) перечень нрав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;
  • 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;
  • 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;
  • 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;
  • 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;
  • 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Дополнительные требования предусматриваются для законов субъектов РФ, посредством которых осуществляется наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации, переданными изначально для осуществления органам государственной власти субъектов РФ. Указанные законы, помимо соответствия их названным выше требованиям, должны содержать также положения, определяющие:

  • 1) права и обязанности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям федеральных органов исполнительной власти, предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов РФ, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам;
  • 2) права и обязанности органов местного самоуправления, связанные с осуществлением переданных им государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов РФ, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам.

Установление указанных требований направлено на гарантированное и более точное осуществление органами местного самоуправления всего объема передаваемых им отдельных государственных полномочий.

Следует обратить внимание на тот факт, что имеются определенные особенности в порядке введения в действие положений федеральных законов и законов субъектов РФ, в которых предусматривается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Данные положения вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление передаваемых полномочий.

Для реализации отдельных государственных полномочий в муниципальную собственность могут передаваться материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий. В федеральных законах и законах субъектов РФ, посредством которых осуществляется передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, могут содержаться положения, предусматривающие обязанность органов местного самоуправления использовать строго по определенному назначению передаваемые в муниципальную собственность указанные материальные объекты.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. При этом органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий. Однако осуществление такого дополнительного финансирования не является обязанностью муниципальных образований, оно может осуществляться ими только на добровольной основе и только в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

Таким образом, реализация отдельных государственных полномочий, передаваемых для осуществления органам местного самоуправления, происходит в особом юридическом режиме, отличном от осуществления полномочий по вопросам местного значения. Государство оставляет за собой контроль за реализацией передаваемых для осуществления государственных полномочий органам местного самоуправления не только в режиме законности, как это имеет место при осуществлении полномочий по вопросам местного значения, но и в режиме целесообразности за содержанием принимаемых в муниципальных образованиях решений.

В связи с этим считается, что объем передаваемых для осуществления отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления не может быть слишком велик. Иначе будет допущено смешение институтов государства и общества, существенно изменится содержание народовластия в сторону подавления в нем общественных начал и разнообразия форм его осуществления.

Помимо наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, реализация на уровне местного самоуправления иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») может происходить и в связи с предоставлением органам местного самоуправления права на участие в осуществлении государственных полномочий.

В то же время, согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами.

Помимо соответствующего разрешения в федеральном законе, реализация права на участие в осуществлении указанных полномочий возможна только в случае, если соответствующее решение было принято представительным органом муниципального образования.

Определенные перечни таких прав закреплены применительно к каждому виду муниципальных образований непосредственно в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14.1 — для поселений; ст. 15.1 — для муниципальных районов; ст. 16.1 — для городских округов). Согласно этому Федеральному закону органы местного самоуправления поселения, например, имеют право:

  • — на создание музеев поселения;
  • — совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса;
  • — участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;
  • — создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории поселения;
  • — оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории поселения;
  • — участие в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения;
  • — создание муниципальной пожарной охраны;
  • — создание условий для развития туризма;
  • — оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека, и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;
  • — оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Аналогичные права закреплены и для органов местного самоуправления муниципального района и городского округа.

Федеральные законы, предусматривающие право органов местного самоуправления на участие в осуществлении отдельных государственных полномочий, могут содержать также положения, предусматривающие:

  • 1) порядок согласования участия органов местного самоуправления в осуществлении указанных полномочий, а также особенности такого участия;
  • 2) возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти указанных полномочий.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования на осуществление данных полномочий (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов), если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Одной из форм участия органов местного самоуправления в осуществлении отдельных государственных полномочий является их право за счет местного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан. При этом реализация данного права возможна вне зависимости от наличия в федеральных законах соответствующего разрешения.

Финансирование таких полномочий не является обязанностью муниципального образования; оно осуществляется при наличии соответствующей возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы РФ.

Выполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляется под особым контролем государства. В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

Кроме полномочий по решению вопросов местного значения, перечень которых установлен Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, органы местного самоуправления осуществляют также и полномочия, но решению иных вопросов. Речь идет, как уже отмечалось ранее, о полномочиях:

  • а) не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований и органов государственной власти и
  • б) не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ.

Эти полномочия органов местного самоуправления по своей содержательной характеристике и правовой природе аналогичны полномочиям по вопросам местного значения, установленным Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вместе с тем в условиях их осуществления есть особенности.

Если полномочия по вопросам местного значения осуществляются в обязательном порядке, причем за счет местного бюджета с использованием имущества, которое они имеют для этих целей, то полномочия по решению указанных «иных вопросов» реализуются в добровольном порядке и только при наличии у них собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из государственных бюджетов). То есть никаких государственных гарантий для осуществления этих дополнительных вопросов местного значения (в отличие от тех, что для них установлены как вопросы местного значения) не предусматривается.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой