Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Механизм правового регулирования: понятие, элементы, стадии. 
Правовое воздействие

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее интересные суждения на этот счет высказал С. С. Алексеев. Он, в частности, предложил понимать под этим механизмом «взятую в единстве всю совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие па общественные отношения». Данное определение, включая в себя «всю совокупность юридических средств», несомненно, давало слишком широкое понимание механизма… Читать ещё >

Механизм правового регулирования: понятие, элементы, стадии. Правовое воздействие (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучение механизма правового регулирования ведется теоретиками государства и права уже давно.

Наиболее интересные суждения на этот счет высказал С. С. Алексеев. Он, в частности, предложил понимать под этим механизмом «взятую в единстве всю совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие па общественные отношения»[1]. Данное определение, включая в себя «всю совокупность юридических средств», несомненно, давало слишком широкое понимание механизма правового регулирования. В другой своей работе ученый определяет механизм правового регулирования как взятую в единстве систему правовых средств (юридических норм, правоотношений, актов), при помощи которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения[2]. Как видим, в этом определении «вся совокупность» заменена «системой» .

Па наш взгляд, оба вышеназванных определения имеют общий недостаток — правовое регулирование определяется через правовое воздействие. В таком подходе изначально содержится неточность. Тем не менее, указанное определение механизма правового регулирования получило наибольшее признание в юридической литературе.

Имелись и другие подходы к проблеме механизма правового регулирования. Все исследователи отмечают такой важный признак механизма правового регулирования, как «система правовых средств», но в остальном подобное единство во взглядах не наблюдается.

В. М. Горшенев рассматривал механизм правового регулирования с позиции правовых форм деятельности органов государства и общественных организаций, т. е. через правотворческую и правоприменительную деятельность соответствующих субъектов[3]. В. Н. Хропанюк определяет механизм правового регулирования как систему правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений[4]. А. В. Малько считает, что механизм правового регулирования — «это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права»[5].

Изложенное свидетельствует об уязвимости широкого определения механизма правового регулирования как воздействия права на общественные отношения. Очевидно, нужно дать более узкое определение: механизм правового регулирования — это система правовых средств (элементов), с помощью которых осуществляется взаимосвязанное регулирование общественных отношений определенного качества. Регулирование общественных отношений — это действие права, но не всей его системы и не в любых формах и направлениях, а регламентация правовыми средствами определенного качества общественных отношений, осуществляемая в конкретной обстановке. Это расстановка участников регулируемых отношений по их юридическим местам с помощью соответствующих правовых средств (правовых актов, правомочий, юридических фактов, обязанностей). Действие прав в обществе в широком смысле (социальный механизм действия права) — это правовая ориентация, правовые установки, социальная среда, правовая информация, социальные последствия действия права.

Среди теоретиков права нет также единого взгляда на внутреннюю структуру механизма правового регулирования, т. е. на систему правовых средств.

С. С. Алексеев считает, что механизм правового регулирования состоит из трех основных элементов или частей: юридических норм, правовых отношений и актов реализации субъективных юридических прав и обязанностей[6]. A. В. Малько вполне обоснованно добавляет к ним юридический факт и охранительный правоприменительный акт[7]. B. А. Шабалин называет в качестве самостоятельного элемента механизма правового регулирования — законность[8] и правосознание. Стадии и элементы механизма правового регулирования в некотором смысле совмещают с самим процессом правового регулирования в обществе[9].

Определенный интерес в этой связи представляет точка зрения В. В. Лазарева, который, не вдавался в пространные дискуссии, что понимать под механизмом правового регулирования, его структуры, этапами, а проанализировал некоторые аспекты содержания механизма государственноправового регулирования — его элементы, общие функции, методы функционирования. Такой подход к дальнейшему развитию исследований проблем механизма правового регулирования является, на наш взгляд, более плодотворным[10].

Можно выделять и рассматривать три элемента (звена) механизма правового регулирования:

  • — нормы права — это основа правового регулирования, ибо на уровне системы права закрепляются в определенном виде типичные возможности и необходимость определенного поведения субъектов;
  • — правовые отношения, субъективные права и юридические обязанности, переводящие при наличии юридических фактов указанные возможности в плоскость конкретных субъективных юридических прав и обязанностей и, следовательно, переключающие воздействие норм права на уровень поведения субъектов;
  • — акты реализации прав и обязанностей, в соответствии с которыми наступает определенный в праве результат, т. е. здесь реально разрешаются жизненные ситуации, дела, споры.

Это трехзвенное построение механизма правового регулирования не носит универсальный характер, хотя оно и характерно для правовых систем всех юридических типов. Отдельные ученые выделяют здесь и исследуют еще один элемент — акты применения права, которые составляют властные действия компетентных органов, обеспечивающих возникновение правоотношений, проводящих требования норм права в жизнь, гарантирующих осуществление прав и обязанностей.

В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования используются, процесс регулирования будет простым и сложным. Простое регулирование — это такой процесс, когда используется один государственный властный акт, т. е. нормативный акт. Индивидуализация прав и обязанностей осуществляется самими субъектами, к которым этот акт обращен. Сложное регулирование — такой процесс, когда используются два акта государственно-властного характера: один из них — нормативный, другой — акт применения нормы права[11]. В этом случае процесс правового регулирования может рассматриваться как состоящий из следующих стадий: юридическая регламентация общественных отношений; возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей; реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей; применение права.

Правовое воздействие — это результативное, нормативно-информационное влияние на общественные отношения как системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса)[12].

Правовое регулирование есть только там, где достигаются значимые социальные цели и задачи. Воздействие — более широкое понятие. Текстуальное воздействие может быть разным. Например, в случае издания закона, не отвечающего интересам большинства населения, он может оказать негативное воздействие на граждан: вызвать общественное негодование, критику, гражданское неповиновение и т. д. И если он так и не реализовался в поведении субъектов, не конституировал субъективные права и обязанности, то это означает, что в этом случае не только отсутствует правовое регулирование, но и сам закон не является правовым законом. Вместе с тем правовое воздействие всегда предшествует правовому регулированию, поскольку информационно-правовое воздействие является необходимым условием возникновения правовой деятельности. Разграничение между правовым регулированием и правовым воздействием дает возможность выяснить место и роль каждого элемента указанного механизма правового регулирования в системе механизма правового воздействия в обществе. Исходя из всего сказанного, можно заключить, что «правовое регулирование» относится к праву и специфическим правовым средствам (правоотношениям, актам реализации норм права); «правовое воздействие» — ко всем названным выше, а также ко всем прочим правовым явлениям и понятиям.

  • [1] Алексеев, С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве / С. С. Алексеев. — М., 1966. — С. 30.
  • [2] Алексеев, С. С. Проблемы теории права. Т. 1 / С. С. Алексеев. — Свердловск, 1972. — С. 153.
  • [3] Горшенев, В. М. Участие общественных организаций в правовом регулировании / В. М. Горшенев. — М., 1963. — С. 3.
  • [4] Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В. Н. Хропанюк. — М., 1995. — С. 341.
  • [5] Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н. И. Магузова и А. В. Малько. — М., 1997. — С. 625.
  • [6] Алексеев, С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве / С. С. Алексеев. — С. 34.
  • [7] Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и Л. В. Малько. — М., 1997. — С. 627.
  • [8] Шабалин В. А. Системный анализ механизма правового регулирования / В. А. Шабалин // Советское государство и право. — 1969. — № 10. — С. 124, 125.
  • [9] Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т. Н. Радько. — М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2005. — С. 355−371.
  • [10] Общая теория права и государства / иод ред. В. В. Лазарева. — М., 2003. — С. 439−443.
  • [11] Слободянюк, И. П. Механизм правового регулирования / И. П. Слободянюк // Теория государства и права / под ред. Μ. М. Расолова. — М., 2004. — С. 443.
  • [12] Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С. А. Комаров. — М.: Манускрипт, 1996. — С. 286.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой