Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные подходы к организации юридических клиник в вузах. 
Формы клиник

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учебный характер клинической программы описывается через цели и структуру клинических занятий студентов избранными видами профессиональной деятельности. Поскольку целью этих занятий являются определяемые вузом перечни профессиональных компетенций, области профессиональной деятельности (нормотворчество, правоприменение, правореализация, экспертная деятельность, правовое просвещение и правовое… Читать ещё >

Основные подходы к организации юридических клиник в вузах. Формы клиник (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Почти за 20 лет развития клинической юридической практики сформировалась широкая линейка форм, более или менее обоснованно именуемых юридическими (правовыми) клиниками, в диапазоне понятий от «площадка для приема граждан студентами» до «многоуровневая практическая клиническая программа, объединяющая группы практических дисциплин». Дать системное описание этих вариаций возможно через понятие «форма организации», или «модель» клиники.

Форма организации (модель) юридической клиники в вузе определяется одновременно двумя группами факторов: социальной направленностью и характером ее деятельности и учебным ее содержанием и целями. В их пересечении возникает конкретная, более или менее сложная структура (или модель), характеризуемая внутренней упорядоченностью деятельности и внешними идентифицирующими ее признаками.

Учебные цели являются главенствующими над социальными, т. е. социальные задачи клиника может решать постольку, поскольку их выполнение отвечает образовательным целям и не мешает реализации учебного процесса в целом.

Социальная направленность — стремление вузом к разрешению при помощи клинических программ именно тех проблем юридического характера, которые обеспечивают социальный мир, благополучие, благоприятные средовые условия жизни и деятельности разных групп людей.

Чаще всего клиники оказывают юридическую помощь лицам из категорий населения, относимых к социально-уязвимым, поскольку их доходы характеризуются стабильно низким уровнем, который не может быть преодолен конкретным гражданином по не зависящим от его усилий причинам. Речь идет о пенсионерах, получателях долговременных пособий (по уходу за малолетним ребенком, в связи с частичной утратой трудоспособности из-за несчастного случая на производстве, пособий по безработице и т. д.), студентах, не имеющих доходной занятости, лицах, имеющих ограничения в жизнедеятельности, лицах, утративших занятость и не получающих пособий, лицах, имеющих низкие доходы по причине их перераспределения в многочисленной семье, и др. Социальный характер помощи таким лицам направлен на выравнивание возможностей людей с разными доходами на получение качественной юридической помощи, с тем, чтобы неразрешенные юридические проблемы не вели к ухудшению качества их жизни, а разрешение этих проблем, служило бы улучшению этого качества.

Устранение конфликтов путем содействия разрешению правовых споров также ведет к улучшению качества жизни отдельных людей, социальной стабильности и социальному благополучию. Разрешение конфликта позволяет людям сосредоточиться на созидательной деятельности, свободно развивать ее и развиваться самому.

Средовое благополучие — экологическая обстановка, не вызывающая опасений за здоровье людей, животных, растений, доступ к объектам общего культурного наследия и назначения, благоустроенная местность проживания, производственной и иных сфер деятельности и досуга, удобство и качество инфраструктуры, коммуникаций, дают проживающим, работающим, обучающимся и отдыхающим гражданам ощущение «социального» климата, более или менее благоприятного для развития жизнедеятельности. Содействие регулированию правовыми средствами такого рода отношений тоже следует относить к социально-ориентированной деятельности.

Учебный характер клинической программы описывается через цели и структуру клинических занятий студентов избранными видами профессиональной деятельности. Поскольку целью этих занятий являются определяемые вузом перечни профессиональных компетенций, области профессиональной деятельности (нормотворчество, правоприменение, правореализация, экспертная деятельность, правовое просвещение и правовое воспитание) и требуемые в них профессиональные компетенции являются критерием отбора видов работы клиники из числа описанных выше социально-направленных.

Если в желаемом направлении можно найти такие виды профессиональной практики, которые «по силам» клиницистам, поскольку они владеют теорией права, применимой к данной работе, а в содержании предстоящей работы применяются приемы и умения, которые соответствуют формируемой компетенции, то выбор «разрешен».

Если студенты не изучили теорию, например семейного права, или изучили его и намерены заняться осуществлением посредничества в спорах по поводу воспитания детей, не пройдя курса подготовки к медиативной практике, очевидно, включать такое социально значимое направление в программу клинической дисциплины нет оснований.

И теория, и практические компетенции должны быть сформированы вузом до начала того компонента практики, в котором студенты должны их научиться применять к реальным случаям. То есть студент учится не самой только реальной практикой, а всем комплексом педагогических воздействий, именуемым учебной практикой: аудиторной подготовкой, практическими аудиторными занятиями и завершающим компонентом педагогической цепочки — относительно самостоятельной работой под наблюдением своего преподавателя.

Таким образом, учебный компонент в организации клиники предопределяется, с одной стороны, содержанием предыдущего теоретического этапа обучения, и нацелен на участие в формировании профессиональных компетенций, с другой — ориентируется на те социально значимые виды клинической практики, которые может взять на себя вуз в учебных целях и со всей ответственностью за качество проводимой работы.

Для отбора направлений работы имеют значение и такие факторы, как возможность согласования спроса и предложения — также в двух измерениях: в социальном и учебном, чтобы каждый студент мог получить свое поручение и справиться с ним. Поручение должно давать достаточно свободы для самостоятельной работы, и при этом организация его выполнения должна позволять производить контрольное наблюдение со стороны преподавателя.

Исходя из сочетания социальной и учебной ролей, клиники могут выбирать такие виды деятельности, как:

  • — содействие реализации и защите основных социально-экономических прав и законных интересов граждан;
  • — посредничество (медиация);
  • — правовое просвещение и правовое воспитание (пропаганда правовых знаний);
  • — организация групповых дискуссий, направленных на поиск решений или смягчение негативного влияния социальных проблем региона, местности, в которой функционирует вуз;

исследовательская деятельность по выявлению проблем с целью их последующего мониторинга.

По критерию выбора видов деятельности клиники бывают многопрофильными и специализированными. Многопрофильные занимаются разными видами деятельности: предоставлением юридической помощи, правовым просвещением и воспитанием, правовым информированием, социологическими исследованиями и юридическим мониторингом, посредничеством, организацией или участием в предоставлении социальноориентированной помощи комплексного характера (иногда именуются центрами'). Специализированные клиники сосредоточиваются на какой-то предметной области или виде помощи, или социальной группе (клиники экологического права, клиники для защиты мигрантов, клиники по урегулированию конфликтов в школьной ЖИЗНИ И Т.П.).

Преобладающим видом деятельности клиник является оказание юридической помощи гражданам.

По способу предоставления помощи клиники можно разделить на те, что ведут личный прием, оказывают помощь дистанционно (по почтовой переписке или посредством интернет-коммуникаций).

Организация предоставления юридической помощи в рамках организации учебного процесса требует, чтобы клиника могла функционировать регулярно и удобно для посетителей, а студенты бы работали по такому режиму, который не выходил за рамки предписаний законодательства об образовании: клинические занятия проводились по расписанию и не создавали перегрузок. Чтобы соблюсти нормативы учебной нагрузки, установленные ФГОС ВО и ГОС ВО, нужно вводить графики очередности работы клиницистов.

По способу организации приема граждан можно выделить клиники, работающие регулярно (круглогодично, ежедневно, но графику рабочей или учебной недели, еженедельно) и периодически (в течение ограниченного периода времени — учебного года или семестра).

В соответствии с требованиями ФГОС ВО и ГОС ВО общими признаками клиник как учебных форм занятий, при помощи которых формируются профессиональные навыки, можно считать следующие: 1) объединение в клинике как минимум двух из трех направлений деятельности вуза — научного[1][2], образовательного[3], социального[4]; 2) объединение в одном лице (в единой группе лиц) аудиторного преподавателя, практикующего наставника и контролера; 3) сочетание самостоятельной работы студентов с ее подконтрольностью кураторам; 4) завершение клиники академической аттестацией (зачетом).

При наличии этих черт можно полагать, что мы имеем дело с типичной вузовской клиникой. Любые отступления от этих общих черт создают специфические формы клиник. Среди тех и других — по характеристике внутреннего построения и организации учебной деятельности можно различать особые и даже отдельные модели клиник. В подробностях модель клиники можно узнать только из документов, регламентирующих деятельность юридической клиники в конкретном вузе. Поэтому отдельные модели в нашем учебнике не представлены.

Основные формы организации типичных и специфических юридических клиник — многопрофильные и специализированные юридические (правовые) клиники, а также студенческие юридические консультации и студенческие юридические бюро[5].

Внутри типичных и специфических форм далее клиники можно различать по следующим признакам: широте предмета учебно-практической деятельности, ее видам и формам — это внешние характеристики форм клиник; численности обучающихся, изучающих клиническую дисциплину, ее обязательности или возможности для вуза, всеобщности или избирательности — для студентов, доли и содержания аудиторного обучающего компонента, степени и характеристик самостоятельности и подконтрольности студентов — это внутренние характеристики форм.

Многопрофильная юридическая клиника (или клиника общеотраслевая) — стремится охватить своими практическими упражнениями как можно больше областей практики, нацелена на как можно больший охват клинической программой обучающихся, требует большого числа преподавателей-кураторов, специализирующихся в соответствующих областях юридической науки и практики.

Многопрофильные клиники могут иметь любые статусы: обязательной дисциплины, дисциплины по выбору, факультатива. Ввиду разнообразия юридической практики при условии многочисленности участников может с успехом осуществлять исследования, вести работу в области просвещения, равно как использовать различные технологии работы — вести личный прием граждан, работать дистанционно и осуществлять регулярные выездные мероприятия.

Специализированная юридическая клиника. Сосредоточенность на одном виде практики позволяет ее углубленно изучать и совершенствовать. Хотя чаще всего специализация связана со скудным кадровым обеспечением вузом клинической программы. Еще хуже для перспектив развития такой клинической программы, если она «закреплена» за отдельной кафедрой (что противоречит методически месту и роли клиники в педагогической системе подготовки юристов[6]).

Специализированные клиники часто могут работать только в одной технологии (например, клиника по работе с лицами, отбывающими наказание, ведет ее по переписке), специализированная клиника может заниматься только пропагандой правовых знаний (например, вести постоянную рубрику в газете или журнале, где будут даваться комментарии и разъяснения по отдельным вопросам применения законодательства).

Юридическая клиника, правовая консультация, правовая клиника — являются синонимами с точки зрения легальной[7] терминологии и удобства формирования наименований клинического феномена в системе понятий высшего юридического образования. Термин «студенческая консультация» — не особенный, а, напротив, «зонтичный» термин, которым могут обозначаться как 1) типичные для вузов юридические клиники (многопрофильные или специализированные), так и 2) квази-клиники, и 3) псевдоклиники, и 4) прото-клиники[8].

Типичные клиники иногда именуются консультациями по причине непривычности термина «клиника», который прочно ассоциируется с медициной и патологиями, иногда — для того чтобы в названии отразить, кто здесь практикует и что за вид практики осуществляется. В этом случае никакой особой формы клиники не возникает. Такое название следует считать не вполне корректным синонимом клинического феномена.

Наряду с приведенными обозначениями в ходе предпринятых вузами разных вариантов клинической инновации в образовательный процесс появились «малые формы» клинических образований, получившие названия студенческих консультативных бюро, студенческих юридических бюро, студенческих юридических приемных.

Студенческие юридические бюро — малая форма клиники, которая обычно курируется одним преподавателем без использования аудиторной подготовки на основе утвержденной программы. Все указания преподаватель дает в рамках общего руководства работой таких бюро.

Иногда этим термином обозначаются малые группы практикантов типичной клиники.

Чаще всего форма бюро или приемных используется в тех случаях, когда клиническую практику необходимо проводить вне территории вуза (например, в приемных органов местного самоуправления, уполномоченных по правам человека, или любых иных, арендуемых вузом помещениях). Порой вуз арендует несколько площадок, что затрудняет осуществление контрольного наблюдения за работой студентов на всех площадках сразу. В качестве гарантии качественной работы студентов в таких случаях бюро формируются из смешанного состава студентов: из числа практикантов с опытом клинической практики (старших консультантов) и практикантов, приступающих к ней впервые в статусе «младших консультантов». Старшим консультантам таким образом поручается некое шефство над новичком — оно по решению учебной организации выступает заменой кураторскому наставничеству и контролю.

Иногда этой формой работы пользуются «большие клиники» временных коллективов практикантов, которым поручаются сложные дела с большим объемом работы. В этих случаях бюро работают на территории вузовской клиники, используя технологию работы в команде в условиях привычного постоянного кураторского контроля.

* * *.

  • 1. Юридическая клиника как форма преподавания профессиональных навыков и компонент высшего юридического образования характеризуется его взаимообусловливающей связью с теоретическим (знаниевым) и воспитательным компонентом.
  • 2. В системе подготовки юридическая клиника представляет собой особый род практических занятий, синтезирующий отдельные элементарные практические умения и приемы в профессиональные навыки из группы практических компетенций.
  • 3. В отечественной системе образования клиническая подготовка имеет глубокую историю, научную методологию и прерывистое использование.
  • 4. Возрождение в России клинического метода в подготовке юристов прошло через научно-педагогическое и государственно-политическое осмысление этого комплексного учебно-практического феномена.
  • [1] ' Например, центры социальной правовой и психологической помощи, центры комплексной правовой помощи. В их деятельности студенты участвуют наряду со своими кураторами — дипломированными специалистами в соответствующих областях профессиональной практики.
  • [2] Студенты в ходе клинического обучения осуществляют сбор и обработку материаловпрактики для подготовки научных сообщений, курсовых и дипломных работ.
  • [3] Кроме наличия обособленного клинического курса имеется в виду и то, что материалыклинической практики впоследствии и с согласия клиентов могут использоваться в аудиторной подготовке.
  • [4] Сочетание научного, учебного и социального может быть характерно как для клиникбакалавриата, так и специалитета и магистратуры, сочетание учебного и социального обязательно в свете требований ФГОС ВО и ГОС ВО.
  • [5] В учебнике не приводятся те формы, которые создавались и функционируют в настоящее время не при вузах, а, например, при учебно-научных центрах, центрах поддержки правовых реформ, правозащитных, политических, иных общественных организациях и при органах власти. С клиниками вузов их объединяет социальная направленность работы. Но покритериям обучающего компонента и тем более контроля качества оказываемой в них помощи они могут сильно отличаться от вузовских клиник. Эти формы вовлечения студентовв практику иной раз действовали «как клиники», т. е. в них велась аудиторная подготовкаи последующая практика, фактически обеспечивавшая формирование профессиональныхнавыков. Но ввиду того, что в соответствии с действующим законодательством об образовании обучение может вестись либо образовательными организациями, либо иными организациями, получившими лицензию на реализацию образовательных программ, а перечисленные акторы к таким субъектам образовательной деятельности не относятся, созданные имиклиники в данном учебнике не описываются. Их характеристики были представлены ранееавтором в публикации: Доброхотова Е. Н. Роль юридических клиник в подготовке юристовXXI века (о методах и формах юридического образования в современной России) // Правоведение". 2000. № 4. С. 222—229, см. также: Организация и управление в юридической клинике. М., 2003. С. 58—76; Юридическая клиника и современное юридическое образованиев России. М., 2004. С. 4−7.
  • [6] См. параграфы 1.1, 1.2 настоящей главы.
  • [7] В Федеральном законе «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и актах, изданных после его принятия, клиники именуются юридическими. В нормативных актах Министерства образования и науки РФ, принятых до указанного Закона, клиники именуются правовыми, что обоснованно с точки зрения предотвращения повторов словв названии клиники и указании ее принадлежности юридическому вузу или юридическомуфакультету. См., например: приказы Министерства образования и науки РФ от 30.09.1999№ 433, от 07.08.2001 № 2909, от 25.12.2002 № 4592, от 01.03.2004 № 944.
  • [8] Квази-клиники, псевдо-клиники и прото-клиники в настоящем учебнике подробноне характеризуются, как не обладающие полнотой перечисленных выше черт учебной клинической формы.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой