Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Рефлексивное обучение. 
Взаимодействие участников образовательного процесса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Повое осмысление. Посредством обоснованных и рациональных действий, педагоги достигают совершенно нового понимания целей образования, преподаваемого предмета, а также и личности обучаемых и самих педагогических процессов. В стратегиях рефлексивного обучения используется такой инструмент обучения, как диалогический журнал, который ведет обучаемый. Журнал призван создать оппозицию рефлексивного… Читать ещё >

Рефлексивное обучение. Взаимодействие участников образовательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стратегии рефлексивного обучения основаны на разработанной Л. Шульманом «модели педагогического рассуждения», заключающей в себе цикл ряда действий, которые должен выполнить педагог для наиболее эффективного преподавания: осмысление, трасформацию, оценку, обдумывание и новое осмысление[1].

Осмысление процесса обучения. Обучать — значит прежде всего понимать цели, структуру преподаваемого предмета как внутри него, так и за его пределами. Педагогам нужно понимать, что они преподают и, если возможно, понимать это с различных точек зрения.

Трансформация процесса обучения. Ключ к определению базисных знаний преподавания находится в точке пересечения содержания обучения и педагогики, в способности педагога трансформировать знание в педагогически инновационные и соответствующие возможностям обучаемого формы, комбинации или в регулирование следующих процессов:

  • 1. Подготовка (материала) включает процесс критической интерпретации.
  • 2. Изложение идей в форме аналогий и метафор (как представить материал).
  • 3. Выбор необходимых методических средств и стратегий.
  • 4. Подбор материала и заданий, отражающих характеристики стиля обучаемых.
  • 5. Дифференциация материала относительно индивидуальных особенностей обучаемых.

Инструкция заключает в себе многообразие обучающих действий. Она охватывает большинство ключевых аспектов педагогики: управление, представление, соорганизацию взаимоотношений, управление командой и внутригрупповую работу, вопросы и, безусловно, эффективную стратегию ответов, узнавание и нахождение информации, дисциплину и даже юмор.

Оценка результатов образовательного процесса. Педагогам необходимо воспринимать тестирование, мониторинг и оценку как продолжение инструкции, а не как отдельный от нее процесс. Процесс оценки включает в себя как проверку восприятия и понимания содержания и методики в течение интенсивного обучения, так и диагностику уровня понимания обучаемых в конце занятия или раздела.

Рефлексия означает повторение, реконструирование, проигрывание и критический анализ собственных способностей преподавания и группирование обдуманных объяснений в критерии, по которым будут сделаны изменения к более эффективному образовательному процессу.

Повое осмысление. Посредством обоснованных и рациональных действий, педагоги достигают совершенно нового понимания целей образования, преподаваемого предмета, а также и личности обучаемых и самих педагогических процессов. В стратегиях рефлексивного обучения используется такой инструмент обучения, как диалогический журнал, который ведет обучаемый. Журнал призван создать оппозицию рефлексивного, осознанного действия и действия автоматического, инициированного не столько личным выбором, сколько групповыми нормами и неосознанными установками.

Критичное обучение

Цели критичного обучения связаны с развитием способности обучаемого сформировать свое мнение в процессе поиска соответствующей информации, с осмысленной и объективной оценкой качества этой информации, а также с изменением своих взглядов при обнаружении новой достоверной информации. Умение хорошо мыслить всегда рассматривалось в числе наивысших интеллектуальных достоинств человека. Психолог Ж. К. Дандарова отмечает, что для педагога такое мышление имеет особое значение, поэтому в современном образовании выработался новый концепт, а именно критическое мышление, рассматривающееся сегодня как приоритетная педагогическая задача. Критическое мышление считается метакогнитивным навыком, который определяет успешность интеллектуальной, а следовательно, и обучающей деятельности вообще.

Образовательные задачи можно описать выражением: «Обучаемые будут учиться думать критически, станут пожизненными учениками, будут решать проблемы». Стратегии критического обучения достаточно разнообразны, но в основном их теоретической основой являются социально-когнитивные теории и теории обучения в контексте социально-политического и гражданского дискурса.

Широкое распространение стратегий критического мышления отмечается в «Дельфийском докладе» 1990 г., в котором была рассмотрена концепция критического мышления и содержались рекомендации по обучению. В докладе были перечислены следующие навыки и умения, относящиеся к критическому мышлению:

  • — Интерпретация, включающая категоризацию, декодирование значения и выявление смысла анализируемого материала.
  • — Анализ, включающий рассмотрение идеи, поиск аргументов и их анализ.
  • — Оценка, состоящая из оценки утверждений и аргументов.
  • — Объяснение, включающее изложение результатов, процедуру обоснования и изложение аргументов.
  • — Выводы, предусматривающие проверку данных, рассмотрение альтернатив и формулировку итоговых выводов.
  • — Самоконтроль, предполагающий самопроверку и самокоррекцию.

Выделенные в докладе способности и умения стали основой для развития компетентностей в стратегиях критичного обучения. Наибольшее развитие критические стратегии получили в различных программах социологов, психологов, журналистов, экологов и пр. В стратегиях обучения доказательной исследовательской практике определены принципы оценки компетентностей специалиста, который должен:

  • — быть в курсе новых доказательных данных (для этого он должен уметь работать с постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний);
  • — иметь убеждение в том, что научные данные развиваются и их изменения необходимы в практике;
  • — уметь отобрать данные по критерию «применимости» ;
  • — уметь выражать свои мысли (устно и письменно) ясно и корректно по отношению к окружающим;
  • — уметь аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • — уметь принимать решения на основе данных по критерию «возможности» ;
  • — владеть экспертными методами по критерию «этичности принятия решений» и «честности» ;
  • — уметь оценивать риски и барьеры;
  • — уметь объяснять полученное знание и применять его в повседневной жизни;
  • — быть способным не поддаваться манипулированию и давлению.

Таким образом, для развития критического мышления необходимо вовлечение участников образовательного процесса в различные виды деятельности, в которых они могли бы критически оценивать прежде всего собственное мышление, а также анализировать, развивать, применять получаемую от педагога и из других источников информацию, проверяя ее на стереотипы и предрассудки, допущения и предвзятости, различать значимую и несущественную информацию, отличать релевантную от нерелевантной.

Педагогу с хорошо развитым критическим мышлением целесообразно, подбирая содержание занятия и технологии обучения, так построить материал, в такой модели и в таком стиле, которые предполагают необходимость включения мыслительной деятельности обучаемых, задавание ими вопросов, формулировку ответов, высказывание своих мнений и подходов. С этой целью можно использовать «Синквейн» (французское пятистишие); технологию «ИНСЕРТ» (INSERT) — интерактивную систему разметки текста для эффективного чтения и размышления, развивающего аналитическое мышление; метод оценки проверяемости того или иного утверждения; аргументативное эссе; критический анализ статей, методических разработок и др. Организованное таким образом взаимодействие участников процесса обучения будет способствовать достижению образовательной результативности.

  • [1] Shuhnan L. Knowledge and teaching: Foundations of the new reform // Harvard Educational Review. 1987. N 57 (1). P. 1−22.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой