Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Современное состояние государственного PR России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ключевыми проблемами развития нашего общества являются: стратегическое прогнозирование развития науки и техники, создание инновационного потенциала за счет активизации нанотехнологий для укрепления общенациональных позиций; создание производственной и социальной инфраструктуры рынка; обеспечение различных социальных гарантий, особенно для тех групп населения, которые не могут заниматься… Читать ещё >

Современное состояние государственного PR России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учитывая усложнение отношений с потребителями, более точным будет использование понятия «организация общественного мнения» как деятельность по созданию благоприятного отношения широкой общественности к предприятию и его продукции, формированию положительного имиджа (образа восприятия их на рынке). Имидж есть у каждой территории, и он сформирован обществом стихийно; задача состоит в том, чтобы осознанно повлиять на процесс становления и развития положительного имиджа территории.

Организация общественного мнения включает в себя три элемента:

  • 1) организацию связей с общественностью (public relations). При этом одной из основных функций public relations является установление и поддержание двусторонних благожелательных отношений между руководством территории и ее общественностью;
  • 2) деятельность по популяризации и созданию известности территории и ее территориального продукта через использование отзывов в средствах массовой информации {publicity) на некоммерческой основе, а также информирование своих клиентов и партнеров (имеющихся и потенциальных) о своих новостях;
  • 3) проведение целенаправленной пропаганды для получения выгоды. Под пропагандой мы понимаем распространение и углубленное разъяснение каких-либо идей, знаний, взглядов. Пропаганда предполагает популяризацию территории и ее ресурсов, что может привести к повышению информированности потенциальных потребителей, формированию положительного отношения.

Организация общественного мнения относительно территории и ее территориального продукта предполагает осуществление комплекса работ: проведение социологических исследований, организацию работы общественных приемных, проведение общественных слушаний, круглых столов, встреч с коллективами, информирование о событиях, проведение общественных конкурсов и мероприятий, направленных на оживление, формирование положительного имиджа территории, и многое другое.

Стадия использования информации наступает после ознакомления с ней. При этом в информации сконцентрированы воля, желание, перспектива, манипулятивные механизмы ее источника. В роли источника информации выступают государство, средства массовой информации, коммерческие структуры и многие другие в целях идеологического воспитания общества и поступательного развития национальной экономики.

Информационное пространство общества характеризуется средствами массовых коммуникаций (СМК), включающих средства массовой информации, книгоиздательство, кинематограф, мультимедийные средства связи, Интернет.

Демократизация всех сторон общественной жизни, свобода слова и информации оказывают глубокое влияние на становление товарно-денежных отношений при переходе от государственной к государственно-частной системе организации торговли.

Современная Россия отражает различные трансформационные пути развития рыночных отношений не только внутри страны, но и во всем мировом пространстве. Поэтому так велики значение и роль властных структур в управлении информационным пространством в целях создания демократического общества, развития творческой инициативы каждого гражданина для успешного решения национальных и глобальных проблем на планете.

Развитие демократизации общества, несмотря на все имеющиеся недостатки в этом процессе, означает, с одной стороны, возрастающее активное участие коммерческих структур в решениях судьбоносных вопросов общества, с другой — влияние процесса демократизации на развитие новых форм и методов рыночного взаимодействия. Постепенно меняется «качество» сферы обслуживания населения, растут открытость, правдивость содержания рыночной информации, живых контактов между участниками рыночного оборота.

Национальные товарно-денежные отношения пронизаны различными потоками экономической, политической, правовой, социальной, культурной, спортивной, развлекательной информации, которая может быть увидена, услышана, получена, куплена каждым членом общества. Наряду с этим практика рыночных отношений подтвердила, что эти отношения не могут развиваться сами по себе, не могут методами экономического саморегулирования и стимулирования обеспечить устойчивый рост экономики. Только при оптимальном сочетании рыночных и государственных методов регулирования и повышения уровня управляемости производственными силами на макрои микроуровнях экономики возможно решение ряда важнейших проблем.

Ключевыми проблемами развития нашего общества являются: стратегическое прогнозирование развития науки и техники, создание инновационного потенциала за счет активизации нанотехнологий для укрепления общенациональных позиций; создание производственной и социальной инфраструктуры рынка; обеспечение различных социальных гарантий, особенно для тех групп населения, которые не могут заниматься общественно-полезной деятельностью; поддержание в нормальном соотношении денежно-финансовой системы, т. е. сбалансированности рынка и упорядочения финансовых отношений. Вместе с тем органы государственной власти, являясь выражением политико-административной системы и комплексной работы по управлению и координации функционирования различных социальных групп, выполняют главную миссию по формированию индустрии средств массовой информации в целях удержания демократических начал и достижения национальных интересов.

Государственная власть — возможность и способность специализированных органов государства осуществлять руководство, управление жизнедеятельностью общества, быть арбитром в нем, обладать верховенством, суверенитетом и от имени общества применять принуждение. Она носит институционализированный характер, и ее функционирование определяется противоречивым единством деятельности институтов федерального центра, органов государственной власти субъектов РФ и негосударственной власти местного самоуправления.

В своей совокупности государственные органы РФ образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (ст. 11) в нее входят органы государственной власти РФ и органы государственной власти ее субъектов. Единство системы государственных органов РФ обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти. Единство системы проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов (ст. 10 и 11 Конституции РФ). Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов РФ.

Структура органов государственной власти России во главе с президентом включает органы законодательной, исполнительной, судебной власти, прокуратуру и ряд других органов власти.

Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент, согласно ст. 80 Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.

Органы законодательной власти — это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим способом формироваться не могут.

К органам исполнительной власти относятся Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ — президенты и главы администраций субъектов РФ, в том числе их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

Органы судебной власти образуют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ. Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему РФ. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Особую группу государственных органов, не относящуюся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, образуют органы прокуратуры.

Кроме названных органов в систему государственных органов РФ входят также ряд других органов, осуществляющих вспомогательные, совещательные и иного рода функции, которые определяются органами государственной власти. К числу этих органов относятся, например, Центральный банк России, Счетная палата РФ, Администрация Президента РФ и Совет Безопасности РФ, полномочные представительства Президента РФ, Торгово-промышленная палата РФ, Общественная палата РФ и др.

Органы государственной власти наделены государственно-властными полномочиями, образуются и действуют в установленном государством порядке, уполномочены государством осуществлять его задачи и функции, являются составной частью единой системы органов государственной власти РФ.

Среди главных функций регулирования рыночных отношений со стороны государства следует выделить следующие основные.

  • 1. Прямое бюджетное финансирование, включающее выделение бюджетных субвенций, дотаций и субсидий предприятиям и территориям страны.
  • 2. Государственный заказ — своеобразная форма финансирования деятельности предприятий, при которой государство заказывает производство той или иной важнейшей продукции и выступает в роли покупателя. Как правило, такие заказы размещаются в отраслях военно-промышленного комплекса или на предприятиях, производящих новые, еще не известные потребителям, товары, разрабатывающих инновационные технологии, имеющие социальную значимость. Наряду с этим большая работа проводится в части квотирования в целях регулирования экспортных и импортных операций для достижения выгодного баланса внешнеторгового оборота за счет строгого контроля и количественных ограничений на определенный период времени; лицензирования экспорта и импорта — это система государственного контроля за проведением экспортных и импортных сделок за счет установления строгого учета определенных товарных потоков и при необходимости их ограничения.
  • 3. Программно-целевые методы регулирования представляют собой совокупность мер и механизмов, направленных на реализацию комплексных целевых программ, принимаемых на федеральном и региональном уровнях. Целями этих программ являются развитие рыночного механизма в России, рациональное использование и сохранение природных богатств, стимулирование производства невыгодных, но необходимых обществу товаров и услуг и стабилизацию экономики.

Особую функциональную роль государство выполняет в форме государственного предпринимательства за счет организации коммерческой деятельности для обеспечения ритмичной и качественной работы рыночных субъектов, удовлетворяющих государственные потребности. Государство выступает самым крупным участником рынка в крупнейших предприятиях отрасли.

Государственный контроль является организующей и регламентирующей функцией государства в целях соблюдения коммерческими организациями требований нормативных правовых актов. Государство организует предварительный контроль за образованием субъектов коммерческой деятельности. Путем их государственной регистрации в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, дачи разрешений на занятие тем или иным видом деятельности (лицензирование) государство осуществляет проверку законности хозяйствующих субъектов заниматься предпринимательской деятельностью. Государство устанавливает запрет на свободную реализацию определенных товаров. В п. 2 ст. 74 Конституции РФ сказано, что «ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если эти меры необходимы для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей».

Большая работа осуществляется в области денежно-кредитной политики, таможенной и налоговой политики.

Таким образом, создаются отношения между властными структурами и обществом. Отношения в философском смысле истолковывается как «взаимозависимость элементов определенной системы»[1]. Общественные отношения характеризуют взаимозависимость социальных групп, классов, наций в едином общественном организме, а также связи внутри каждой из структурных групп социума, складывающиеся в процессе жизнедеятельности людей.

Общество как совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически, отражает конкретный тип социальной системы и определенную форму социальных отношений, сгруппированных общими морально-этическими нормами (устоями). Можно сказать, что общество — это группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности. В современной структуре общества выделяются понятия «закрытое общество», «открытое общество», «интеллигенция», «блогосфера». Движущую силу общества составляет интеллигенция.

Интеллигенция (лаг. intelligentia — понимание, познавательная сила, знание) — особая социально-профессиональная и культурная группа людей, занятая преимущественно в сфере умственного труда, обладающая чуткостью, тактом и мягкостью в проявлениях, ответственная за поступки и склонная к самоотречению.

С появлением Интернета сложилось «электронное общество», отношения в котором формируются в рамках блогосферы. Блогосфера (от англ. blogosphere) — термин, построенный аналогично термину «ноосфера» и ему подобным, и обозначающий совокупность всех блогов как сообщество или социальную сеть. Существующие в мире десятки миллионов блогов обычно тесно связаны между собой, блогеры читают и комментируют друг друга, ссылаются друг на друга и таким образом создают свою субкультуру. Понятие блогосферы делает упор на одно из основных отличий блогов от обычных веб-страниц и интернет-форумов: связанные между собой блоги могут составлять динамичную всемирную информационную оболочку Еще в эпоху Возрождения такие великие мыслители и философы, как Монтескье, Вольтер, Руссо и многие другие, в качестве главной задачи наряду с просвещением масс ставили завоевание их доверия, поддержки, пробуждение ума и совести эпохи. Их идеи стали ориентирами для русских декабристов, поражение которых ослабило целое поколение благородных, образованных и честных представителей российской нации. На каждом этапе эволюционного развития общества ключевой целью было завоевание доверия и сознания основных групп общественности.

Тем более сегодня необходимо, чтобы усилия специалистов PR были направлены на установление двусторонних контактов с общественностью.

Общественность — это группы людей, оказавшихся в различных ситуациях, осознающих неопределенность и ироблемность ситуаций, а также реагирующих определенным образом на сложившиеся ситуации. Иными словами, общественность — это одно или несколько физических или юридических лиц, с которыми социальная организация вступает в контакт как внутри (служащие, сотрудники, акционеры, члены общественных организаций и т. п.), так и за ее пределами (избиратели, налогоплательщики, местные жители, социальные заказчики, партнеры, потребители и т. п.). К общественности нельзя отнести лица или организации, которые формально отвечают за принятие решений, направленных на получение какого-то результата, как, к примеру, административные, судебные, законодательные власти и другие организации.

Современная российская общественность в значительной мере еще находится под прессом устоявшихся прошлых традиций и стереотипов.

В России после октябрьских событий 1917 г. место двусторонних контактов долгое время занимала мощная тоталитарная система манипулирования общественным мнением, создавая при этом ненависть к мнимым врагам, страх за себя и близких и, несмотря на очень низкое качество жизни, возбуждая нередко подлинный трудовой энтузиазм.

Деятельность специалистов PR представляет собой комплекс координированных действий по формированию общественного мнения, направленных на то, чтобы изменить это мнение и поведение людей в свою пользу.

Работа фирм и компаний с общественным мнением в настоящее время становится все более профессиональной. Большинство акций PR проводятся в целях убеждения людей в области формирования мнения по какому-либо продукту, его качеству, цене, популярности или же подготовки мнения потребителей к необходимости приобретения товаров и услуг, которых еще нет на рынке, или же усиления уже сложившегося мнения о суперкачестве и преимуществах данного товара или услуги.

В практике PR «общественность» подразделяется на «закрытую» и «открытую» системы.

«Закрытая общественность» — это сотрудники фирмы, компании, объединенные служебными отношениями, традициями, корпоративной ответственностью, подчиняющиеся служебной дисциплине. Такую общность людей называют социальной общностью.

«Открытая общественность» — это широкая массовая общность потребителей товаров и услуг, многоликая аудитория средств массовой информации, идейные участники политических движений, партий и фракций.

Специалистам PR необходимо четко владеть основными характеристиками массовых общностей, сложная и конгломеративная природа которых играет существенную роль в социальной жизни. Именно данные системы общественности являются носителями массового сознания, субъектами общественного мнения.

В современных условиях рыночной экономики нельзя не учитывать противоречивый характер массового сознания (от пассивности, долготерпения, страха перед власть имущими к активности, раскованности, жажде позитивных перемен). С одной стороны, наше общество стремится к радикальным рыночным реформам, с другой — обременено грузом традиций, объективно носящих консервативный характер, сопровождающийся завистью к тем, кто процветает благодаря энергии и трудоспособности. Инициатива, предприимчивость, здоровое честолюбие, уверенность в собственном успехе — ключевые слагаемые рыночного сознания.

Важнейшим инструментом формирования общественного мнения являются средства массовой информации.

Средства массовой информации — самостоятельная индустрия, нацеленная на формирование общественного мнения с использованием организационно-технических комплексов, обеспечивающих быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации.

Необходимость использования средств массовой информации наблюдается по всем направлениям маркетинговой деятельности — от создания продукта, формирования его цены, продвижения на рынок до популяризации фирмы и ее руководителей. Сегодня любой потребитель может сопоставить качество, цену, полезность товара. Большая доля успеха в коммерции отводится умению маркетинговых подразделений тесно взаимодействовать со специалистами PR и СМИ.

Своим содержанием, формами и приемами коммерческой деятельности фирмы непосредственно участвуют в распространении нового опыта коммерции, формировании общественного мнения, удовлетворении совокупных потребностей общества. Коммерческие компании и фирмы России все более чувствуют способность и необходимость проявлять и выражать заботу об обществе, в котором они трудятся.

Все это привело к необходимости формирования нового национального самосознания, выработке идей в рамках общенациональных проектов — в медицине, образовании, строительстве, ЖКХ. Государство, общество, экономические круги и средства массовой информации вынуждены находить новые точки соприкосновения для реализации стабильности и согласия. Сегодня меняется характер рыночных отношений, они становятся все более открытыми, коммуникативными. Вместе с представителями властных структур в них принимают активное участие журналисты.

Средства массовой информации работают в новом правовом пространстве с 1991 г. Первым серьезным шагом в этом направлении стал Закон РФ «О средствах массовой информации», принятый 27 декабря 1991 г. и вступивший в силу 8 февраля 1992 г. Он юридически закрепил общие принципы свободы массовой информации, новый механизм организации и деятельности СМИ.

Одновременно Закон определил основные принципы взаимодействия общества, фирм и компаний со средствами массовой информации. Среди них на первый план выступают следующие принципы:

  • объективности — тележурналист и любой представитель СМИ должны освещать факты точно такими, как они происходят на самом деле — без каких-либо подтасовок, инсценировок, без вмешательства в личную жизнь граждан. Не предаются огласке сообщения о серьезных происшествиях в обществе до тех пор, пока не будет дана тщательная и сдержанная оценка серьезности ситуации;
  • честности — наказуемо добывание информации незаконным путем в форме шантажа, любых предложений и просьб, которые могут оказать влияние на участников событий;
  • этики — СМИ должны отказаться от подачи в эфир предположений, слухов, собственных догадок как точных фактов. При этом не следует интервьюировать детей, подростков без присутствия родителей или их согласия;
  • плюрализма — аудитория имеет право получения информации обо всем, что так или иначе влияет на общественную жизнь. Необходимо предоставлять право выступления в конфликтных ситуациях представителям с противоположными точками зрения. Причем собственная точка зрения журналиста не должна оскорблять присутствующих и должна быть, но возможности нейтральной. При этом журналист не обязан отвечать за сведения, полученные из официальных государственных или общественных источников. При публикации фактов он должен давать четкие ссылки на первоисточники.

Сегодня в новых условиях формирования нашего общества работники СМИ призваны решать следующие задачи:

  • • освещать в прессе, на радио и телевидении важнейшие события в нашем обществе с позиций нейтральных критиков, без предпочтений одной точки зрения перед другой в целях завоевания доверия масс как жизненно важного гаранта функционирования институтов СМИ;
  • • размещать по инициативе деловых кругов общественности коммерческую информацию, в том числе рекламные материалы, информационные сообщения, PR-обращения отечественных фирм и компаний для создания максимальных условий открытости российской экономики, интеграции ее в мирохозяйственные связи, формирования новой модели внешнеэкономической деятельности России;
  • • инициировать импульсы положительных перемен в обществе. В первую очередь осуществлять налаживание деловых контактов с представителями PR, деловых кругов, властных и законодательных структур в целях повышения темпов промышленного производства, статуса национальной экономики, создания условий для конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, а также распространение собственных навыков, инициатив непосредственно в работе фирм и компаний промышленности и торговли.

Решая данные задачи, СМИ выполняют огромную работу в области информатизации общества, формирования национальной экономики, координации многочисленных течений, эстетической ориентации в обществе, защиты граждан, их интересов, соблюдения правопорядка в стране.

Средства массовой информации обладают различными признаками, такими как экономический, социальный, управленческий, творческий, нормативно-регулирующий (правовой) признак. Коротко остановимся на перечисленных выше признаках.

Особое место во взаимосвязи различных направлений СМИ занимает экономический признак, от осуществления которого в значительной степени зависит устойчивое положение компании на рынке и в обществе.

В соответствии с социальным признаком средства СМИ выполняют определенные виды работ по обеспечению гарантированных условий труда определенных слоев населения, удовлетворяющих требования по интеллектуальной и физической защите интересов отдельных социальных групп. Этот признак организуют СМИ в области безопасного труда и охраны окружающей среды.

Управленческий признак взаимодействия СМИ с обществом включает следующие функции:

  • • функцию планирования, которая способствует разработке государственными органами основных планов развития общества — от федеральных целевых программ, стратегических направлений до бизнес-операций в каждой структурной ячейке народнохозяйственного комплекса;
  • организационную функцию, нацеленную на осуществление деятельности по определению и оптимизации организационных структур управления, взаимодействию структурных звеньев, созданию и использованию нормативной базы;
  • координационную функцию, осуществляющую координацию и распорядительное взаимодействие субъектов рынка;
  • мотивационную функцию, создающую условия и предпосылки, побуждающие руководство и коллективы к высокоэффективному труду и достижению намеченных результатов;
  • учетно-контрольную функцию, нацеленную на учет и контроль всех видов деятельности участников рыночного механизма в стране и передачу сообщений по результатам работы налоговых инспекций, аудита и других контрольных органов.

Творческий признак способствует разработке сообщений с учетом многочисленных факторов, а именно сочетания документальности с эмоциональной окраской, проявления доверия с проверкой, эффекта присутствия, обогащенного интонацией, мимикой, жестом, красочностью показа сюжета, с ответственностью за чистоту и правдивость представленных фактов. Именно этот признак способствует развитию креативных начал исполнителей при разработке различных инноваций.

Нормативно-регулирующий признак (правовой) нацеливает всех участников рыночного оборота на активное использование доступных СМИ для осуществления участия совместно с государственными органами власти в разработке и рассмотрении нормативных и законодательных актов, их практической реализации.

Средства массовой информации на практике являются управляемым элементом и напрямую зависят от тех, кто их финансирует. У нас в стране большая доля информационного пространства СМИ контролируется государством в рамках Доктрины информационной безопасности государственных каналов. Государственная доля информационного пространства превышает все остальные 15 тыс. СМИ. Система управления информационным нолем СМИ в России представлена на рис. 8.3[2].

Первый уровень управления СМИ контролируется политизированным капиталом и находится в собственности государства. Именно данный уровень формирует общественное мнение россиян в области политической пропаганды с учетом государственных установок — проблемы Чечни, Грузии, Украины, мирового террора. На данном уровне большую роль выполняют: информационные агентства — «ИТАР-ТАСС», РИА «Новости», «Росбизнесконсалтинг»; телевизионные каналы — «Россия», «Культура», «Спорт», «Евроньюс»; радиостанции «Россия», «Маяк»; печатные издания — «Российская газета», «Парламентская газета», СМИ правительства Москвы.

Миссию государства поддерживают и проводят в жизнь крупные медиахолдинги, в том числе:

  • • государственный холдинг, состоящий из ВГТРК (каналы «Россия», «Культура», «Спорт» и государственные телерадиокомпании в регионах с системой, передающих и принимающих средств). Государственный холдинг представляет политику и философию правительства России;
  • • СМИ правительства Москвы; отражают политику правительства столицы через канал «ТВЦ», радио «Орфей», «Радио-1», «М-радио», «Говорит Москва»; газеты «Московская правда», «Тверская, 13», «Литературная газета», «Вечерняя Москва», «Метро», «Версты»;
Система управления информационным пространством.

Рис. 83. Система управления информационным пространством

  • • Группа компаний «Профмедиа», включающая телеканалы «ТВЗ», «2×2», «Пятница!», радиостанции «Авторадио», «NRJ», «Радио Romantika», «Юмор FM», «Музыкальный портал 101.ru», кинокомпания «Централ Партнершип»;
  • • группа «Газпроммедиа», интегрирующая и контролирующая работу телеканалов НТВ, НТВ+, ТНТ, а также радиостанций «Тройка», «Спорт FM», «Эхо Москвы», «До радио», «Телесеть ACT „Прометей“», журналы «Итого», «Караван историй», «7 дней», газету «Известия»;
  • • медиахолдинг «Национальная Медиа Группа» владеет следующими активами СМИ: Пятый канал (72,4%) (ОАО «ТРК „Петербург“»);

РЕН ТВ (68%) (ООО «Медиахолдинг „РЕН ТВ“»); Metro Санкт-Петербург (100%) (ИД «Три короны»); по 25% акций Первого канала (ОАО «Первый канал»). Под управлением ИД «Ньюс Медиа» (49,99%) LifeNews TV; Газета «Известия» (НМГ принадлежит 73,2%); Жизнь; Твой день; Жара; BUBBLE; LifeNews.ru; Marker.ru; LifeSports.ru; Super.ru; Русская служба новостей (НМГ принадлежит 100%).

На данном уровне значительную роль в управлении информационным пространством страны выполняют и такие крупные холдинги массмедиа, как «КПРФ», ЛФК «Система», «Лукойл-медиа», «Европа-плюс», ООО «Евразхолдинг», «Промсвязьбанк» и др.

Как правило, данный уровень выполняет роль государственного контроля в целях безопасности государства, авторитета российской экономики, достижения национальных проектов. Поэтому PR-материалы в целом не противоречат общим установкам государства или влиятельных группировок при правительстве России.

Второй уровень печатных и электронных СМИ регулирует жизнь общества в масштабах межрегионального охвата через информационные агентства — «Интерфакс», «Прайм-ТАСС»; телеканалы «СТС», «ТНТ», «Ren-TV», «ТВЗ», «Домашний»; радиостанции «Маяк-24», «Русское радио», «Эхо Москвы», частотные каналы FM-диапазона; печатную прессу «Коммерсантъ», «Эксперт», «Комсомольская правда».

На межрегиональном уровне значительно увеличивается роль коммерческих массмедиа, которые плавно интегрируются в общую медиаполитическую систему, но стимулом являются не только национальные интересы, но п достижение коммерческого успеха.

Известно, что на местах в регионах страны всегда отмечался повышенный интерес к местному радио, телевидению и печатной прессе. Поэтому трудно переоценить значение третьего уровня управления информационным пространством. Третий уровень региональных электронных и печатных СМИ выделяет такие информационные агентства, как «Урал-пресс», «Росбалт», «Волгаинформ», «СИА», «Компастелеграф» и др.; радиостанции ТК «Пульс», «ТК ВСП», «Афонтово», «ТРК Телеком», «ТКАНТ», ТК «Добрыня» и др.; печатную прессу — «Красноярский рабочий», «Тульские известия», «Смоленская правда», «Тюменская правда» и многие другие.

В рамках глобального проекта «Общественная экспертиза» Союзом журналистов России на региональном уровне выделены семь параметров взаимоотношений местных СМИ и государства, а именно:

  • 1) информационная открытость власти;
  • 2) уровень свободы производства информации;
  • 3) уровень свободы распространения информации;
  • 4) медийная насыщенность региона;
  • 5) развитие медийного и рекламного рынков;
  • 6) уровень медийной конфликтности региона и характер конфликтов;
  • 7) уровень и характер самоорганизации медийного сообщества.

В результате исследования были предложены семь моделей развития регионального информационного пространства.

  • 1. Калмыцко-адыгейская модель, характерная для авторитарного варианта массмедиа и отражающая бесконфликтную политику СМИ с властными структурами. Данная модель взаимодействия с государством характерна для следующих регионов: Калмыкия, Адыгея, Мордовия, КабардиноБалкария, Хакассия, Марий Эл.
  • 2. Белгородско-башкортостанская модель является патерналистским вариантом «домостроя» советской модели СМИ: Башкортостан, Белгородская, Орловская, Пензенская, Волгоградская, Оренбургская, Костромская области.
  • 3. Модель по типу «Отец народа» как модернизированный вариант советской модели с учетом элементов «сводной прессы»: кубанско-татарская модель, характерная для Татарстана, Якутии, Краснодарского края, Самарской, Липецкой, Ульяновской областей.
  • 4. Модель с учетом отдельных направлений трансформации к рыночным отношениям, охватывает 30 регионов страны, в которых проживает треть населения России, — Нижегородская, Мурманская, Смоленская области и др.
  • 5. Рыночная медийная «Свердловская» модель характерна для СМИ, охватывающих четверть населения страны, проживающей в Москве, СанктПетербурге, Свердловской, Кемеровской, Иркутской, Томской Новосибирской, Пермской, Владимирской, Ярославской областях.
  • 6. Рыночная модель с элементами высокого уровня конфронтации между органами государственной власти и негосударственными СМИ: Приморский и Красноярский края; Тульская, Брянская, Воронежская, Омская, Калининградская, Ростовская, Саратовская, Курская области.
  • 7. Депрессивная модель с крайне низкими качеством и насыщенностью медийными средствами СМИ, отсутствием рынка рекламных и PR-услуг по типу «медийная тундра», охватывающая жителей Тывы, Агинского-Бурятского, Корякского, Ненецкого, Таймырского, Усть-Ордынского, Чукотского, Эвенкского автономных округов, Еврейской автономной области.

Совершенно очевидно, что именно этот уровень управления представляет неограниченные возможности для государственных политиков по реализации направлений совершенствования такого тонкого инструмента, как СМИ, в целях защиты прав российского общества, его демократических основ, гармонизации, а также поступательного развития и авторитета национальной экономики.

Четвертый уровень управления информационным пространством осуществляется через мощную всемирную паутину Интернета, представляющую собой глобальную деловую среду с многочисленными коммуникационными каналами, предоставляющими огромные возможности для PR. Большой вклад в информационное поле PR вносят рускоязычные радиостанции «БиБиСИ», «Голос Америки», «Дойче Велле», «Свобода», которые имеют мощные корпоративные сайты в электронном пространстве. Большой вклад в развитие электронных СМИ в России осуществляют международные электронные холдинги. Так, например, с 2000 г. на территории страны успешно функционирует мощный электронный холдинг группы Independent Media, интегрирующий в своем составе Independent magazines (журналы Playboy, «Европа», «Витрина», «Мари Клер», «Улица Сезам», «Харпере базар»); совместное предприятие с концерном Bur da; Independent Press (газеты Moscow Times, St. Petersburg Times, «Ведомости», журналы Cosmopolitan, Russia Review).

Пятый уровень управления информационным пространством является уровнем иолимедиа. В качестве примера можно привести работу телеканала РБК, объединяющего различные каналы вещания СМИ. Системный бизнес-телеканал (агентство Росбизнесконсалтинг) имеет телеэфир, вещание в сети Интернет, а также на мобильные телефоны и смартфоны сети «Мегафон».

Стремительное развитие имеет интерактивное семейное телевидение, которое осуществляет вещание на телевизоры через специальные декодеры, позволяющие получить пакеты программ и фильмов в рамках подписки для каждого члена семьи и многочисленную сервисную информацию.

В реализации возможностей СМИ важнейшую роль играют профессиональные журналисты.

Журналистика — общественная многоплановая деятельность профессионалов по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной политической, экономической и социальной информации через печать, радио и телевидение.

Поскольку общественность заинтересована в достоверной информации, журналисты любыми путями стремятся ее получить, что в конечном счете часто приводит к недоразумениям, конфликтам с представителями властных и законодательных структур, коммерческих фирм и компаний.

Журналисты, как правило, стремятся к обеспечению плюрализма мнений, развитию демократических начал, форм и методов работы с аудиторией. Журналисты должны нести ответственность перед читателями, слушателями и зрителями, а также перед обществом в целом за содержание сообщений, за своевременное информирование аудитории об актуальных проблемах, представляющих интерес для общества. Реализация прав граждан на информацию — первейшая обязанность журналистов. Профессиональные права и обязанности журналистов пашей страны вытекают из основных положений Конституции РФ, Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124−1 «О средствах массовой информации», а также правового и морального долга каждого журналиста в отдельности.

Недопустимо использование СМИ в ущерб нравственным интересам п правам личности, интересам государства, общества, для пропаганды войны и насилия, национальной и религиозной нетерпимости, манипулирования общественным мнением. Журналист вправе отказаться от выполнения задания редакции, если оно противоречит его нравственным убеждениям.

Правовой и моральный долг журналиста — добросовестное выполнение профессиональных обязанностей, которые требуют компетентности, максимального использования творческих способностей, повышения уровня профессионализма, знаний, общей культуры. Профессиональный кодекс запрещает журналисту пользоваться преимуществами, которые дает ему его профессия, в собственных интересах, а также в интересах своих родных и близких.

Лоббирование. Совершенно очевидно, что предприниматели России нуждаются в непосредственной поддержке государства, так как испытывают многочисленные трудности в процессе преодоления чиновничьих барьеров и коррупции. Решая проблемы оптимизации своего бизнеса, они вынуждены находить формы и методы «давления» на государственные структуры в целях защиты интересов бизнеса. Сотрудничество доходит до непосредственного участия бизнес-кругов в работе этих структур.

Лоббирование — комплекс действенных мер социальных институтов по воздействию на государство и законодательство с использованием гибких инструментов для достижения намеченных целей в области государственных поощрений и поддержки.

Главная цель лоббирования — добиться закрепления в принимаемых нормативных, законодательных актах частных интересов различных групп и организаций по получению государственных дотаций, социальных льгот, международных инвестиций. Данная защита отдельных интересов должна осуществляться в режиме, не противоречащем общественному правопорядку. Процесс лоббирования сдерживает деятельность властных структур в одностороннем командно-административном порядке, ограничивает всесилие директивности аппарата государственной власти.

В результате увеличения количества фирм и компаний частного сектора, формирования класса предпринимателей естественным образом были созданы мощные группы предпринимательских интересов, группы давления и соответственно механизмы реализации интересов на уровнях исполнительной и законодательной властей. Необходимость лоббирования обусловлена расхождением мнений и взглядов отдельных групп общественности по вопросам развития экономики, качества жизни.

Лоббирование выражает процесс влияния заинтересованных групп па принятие решений властными структурами. Этот процесс является одним из серьезных направлений в системе public relations по непосредственному воздействию на аппарат государственной власти, парламент со стороны представителей общественности — деловых кругов, профсоюзов и многих слоев населения.

Термин «лоббирование» происходит от англ, lobby — кулуары, так как деловые контакты и давление часто осуществляются в «коридорах» власти. Гносеология становления лоббирования уходит корнями во времена правления восемнадцатого президента США — боевого генерала гражданской войны Улисса Симпсона Гранта. Вечерами после напряженного трудового дня он и его административная команда имели привычку снимать стресс в одной из гостиниц. Там в коридорах вестибюлей традиционно проходили встречи министров, сенаторов с заинтересованными лицами, которые высказывали свои просьбы и пожелания. Очень часто эти просьбы сопровождались крупными вознаграждениями для ускорения решения вопросов. Среди основных направлений в работе лоббистов можно выделить следующие:

  • • поиск достоверной фактической информации. Данная информация сосредоточена в огромном количестве фактов, статистики, экономической информации, экспертных оценок и решений в структурах государственного аппарата, которые, как правило, предоставляют ее пользователям;
  • • оценка действий представителей государственной власти. Интерпретация потенциальной значимости грядущих законопроектов является выражением одной из ключевых задач лоббирования. Лоббисты предсказывают законодательные события и рекомендуют соответствующие действия в процессе их рассмотрения;
  • • анализ состояния и основных результатов коммерческой деятельности компаний и фирм. В результате систематических контактов с представителями власти лоббисты доводят до их сведения позицию и мнение ведущих коммерческих компаний по отношению к действиям государства;
  • • защита позиции своих клиентов. Наряду с предоставлением фактической информации представителям законодательной власти, есть возможность быть выслушанным. Таким образом, мнение многих деловых кругов доходит до депутатов и влияет на законотворчество;
  • • поддержка корпоративных продаж. Российское правительство является крупнейшим национальным закупщиком продуктов. Лоббисты нередко служат проводниками в осуществлении выгодных продаж. Доброжелательные отношения некоторых лоббистов с государственными служащими могут служить ценной связью для ориентации бизнеса компании, формирования ее имиджа.

Можно ожидать, что организованный лоббизм как новая для нас сфера PR уже в ближайшее время получит интенсивное развитие и законодательную почву.

  • [1] Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 470.
  • [2] Интегрированные маркетинговые коммуникации: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Маркетинг», «Рекламное дело», «Связи с общественностью» / И. М. Синяева |и др.|. М.: Юннти-Дана, 2012.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой