Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Конституционная формула. 
Конституционное право зарубежных стран

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чуть ли не самым важным специфическим качеством конституционно-правовых норм является то, что они связаны с отношениями властвования, поэтому в подавляющем большинстве являются нормами общерегулирующего характера. К таковым в первую очередь относятся нормы-принципы (например, ст. 12 Конституции Чили провозглашает: «Государственная власть в республике осуществляется на основе разделения… Читать ещё >

Конституционная формула. Конституционное право зарубежных стран (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поскольку сфера действия этого правового акта распространяется сегодня на 27 государств Европейского Союза, можно говорить о наличии определенных принципов, присущих конституционному праву многих государств. Так, конституциями государств провозглашаются принципы народного суверенитета (ст. 1 Конституции Италии, ст. 3 Конституции Франции и др.); народного представительства (ст. 50 Конституции Нидерландов, § 2 Формы правления Финляндии, § 1 Формы правления Швеции и др.); разделения властей (§ 3 Конституции Дании, § 3 Формы правления Финляндии, ст. 20 Основного Закона ФРГ и др.); равноправия (ст. 3 Конституции Италии); неотчуждаемости прав (ст. 1 Основного закона ФРГ и др.). Также можно найти принципы, которые имеют четкую юридическую форму выражения и непосредственно применяются в государственной деятельности: независимость депутатов от избирателей (ст. 27 Конституции Франции), судебной защиты конституционных прав (ст. 53 Конституции Испании), неответственности главы государства (ст. 56 Конституции Испании, § 13 Конституции Дании).

Вместе с тем в тех странах, где в конституциях провозглашены социалистические идеи, можно найти принципы, которые противоречат демократическим ценностям: руководящая роль марксистско-ленинской партии, социалистический интернационализм (ст. 5, 12, 19 Конституции Кубы). Это не что иное, как идеологические мифы, которые не могут быть реализованы никакими юридическими или политическими средствами. Например, принцип руководящей роли одной партии подрывает принципы народного суверенитета и народного представительства и несовместим ни с одним принципом демократии.

Важным элементом структуры конституционного права являются его нормы.

Конституционно-правовые нормы — установленные или санкционированные правила, которые определяют поведение участников конституционно-правовых отношений.

В отличие от норм других областей конституционно-правовые нормы отличаются: а) содержанием, сферой регулирования общественного отношения; б) источниками, в которых они содержатся, поскольку важнейшие нормы закреплены в конституции и в силу этого имеют высшую юридическую силу; в) учредительным характером своих предписаний, поскольку конституционноправовые нормы определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов; г) особенностями внутренней структуры.

Чуть ли не самым важным специфическим качеством конституционно-правовых норм является то, что они связаны с отношениями властвования, поэтому в подавляющем большинстве являются нормами общерегулирующего характера. К таковым в первую очередь относятся нормы-принципы (например, ст. 12 Конституции Чили провозглашает: «Государственная власть в республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную»); нормы-понятия (ст. 2 Конституции Португалии содержит следующую формулировку: «Португальская Республика — демократическое правовое государство, основанное на народном суверенитете, на многообразии демократических мыслей и демократическом политическом плюрализме, на уважении и на гарантиях осуществления основных прав и свобод»); нормы-задачи (в ч. 2 ст. 3 Конституции Италии приводится такое положение: «Задача Республики — устранять преграды экономического и социального характера, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации страны»).

Конституционно-правовые нормы отличаются от норм других областей своей внутренней структурой (схема 1.3). Есть нормы, которые имеют только диспозицию: «Президент Республики является регулятором государственного порядка (п. 1 ст. 1 Конституции Греции). В отдельных случаях конституционно-правовые нормы приобретают классическую форму, т. е. имеют в составе все три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Характеристика норм конституционного права.

Схема 1.3. Характеристика норм конституционного права.

По назначению в механизме правового регулирования нормы конституционного права делятся на материальные («Парламент состоит из Национальной ассамблеи и Сената — ст. 24 Конституции Франции; «Риксдаг собирается на сессии ежегодно» — § 1 разд. IV Формы правления Швеции) и процессуальные («Требование о народном голосовании относительно вопроса об Основном законе или предложение о резолюции недоверия должны находится на столе палаты к началу второго заседания после заседания, на котором было выдвинуто требование, и решаться не позднее следующего заседания» — § 2 разд. V «Акта о Ригсдаге»),.

По функциональной направленности конституционно-правовые нормы можно классифицировать на регулятивные и охранительные. Преобладают регулятивные нормы, которые непосредственно направлены на регулирование общественного отношения. Например: «Инициатива относительно принятия законов Скупщиной может исходить от Правительства, от отдельных депутатов Скупщины и не менее чем от пяти тысяч избирателей» (ст. 88 Конституции Словении).

Каждая конституционно-правовая норма не может действовать изолированно. Для регулирования соответствующей сферы общественных отношений необходима их совокупность.

Конституционно-правовые институты — определенная система норм конституционного права, которая регулирует однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образовывает относительно самостоятельную группу.

В конституционном праве зарубежных стран выделяют три разновидности таких институтов: а) общие; б) главные, которые входят в состав общих; в) начальные, которые содержат несколько правовых норм.

Общие конституционно-правовые институты — это нормативные формирования, как правило, комплексного содержания. К ним, например, принадлежат институты основ организации и деятельности государственного института каждого из вышестоящих органов государства, основ организации местного самоуправления и некоторые другие (в зависимости от содержания области конституционного права конкретного государства). К общим конституционно-правовым институтам следует отнести институт конституционного статуса лица, который включает такие главные институты, как гражданство, основные права и свободы человека и гражданина. К начальным конституционно-правовым институтам можно отнести институт импичмента.

Постоянный динамизм развития общественных отношений является объективной основой для изменения, усовершенствования системы национального конституционного права любого государства. В такой значительной по объему и по структуре области, каковой является конституционное право, наряду с названными компонентами следует выделить и такой институт, как подотрасль права.

Подотрасль права — целостное по составу и предмету регулирования образование, которое регламентирует особую сферу отношений в пределах более широкого комплекса той или другой области права.

В пределах конституционного права отдельных зарубежных стран выделяют, например, следующие важные подотрасли права: парламентарное право, муниципальное право, избирательное право и избирательный процесс (Российская Федерация). Заслуживает внимания мнение немецких ученых-юристов Е. Бенди и Э. Кляйна, которые говорят о наличии подотрасли конституционно-процессуального права; под ней они понимают «все правовые нормы, которые регулируют проведение конституционных судов и в конституционных судах, в которых должны решаться материальные конституционные вопросы»[1].

Структуру области конституционного права зарубежных стран можно рассматривать еще на одном уровне. Как и в большинстве областей права, и в конституционном праве нужно выделять общую и особенную части. К общей части целесообразно относить основы теории конституции, конституционно-правовой статус человека и гражданина, конституционно-правовой статус политических институтов, форму правления, организацию выборов и референдумов, статус законодательных, исполнительных и судебных органов, территориальную организацию публичной власти. Иначе говоря, в общей части формулируются нормативные предписания, основоположные для конкретных норм области, которые якобы «обслуживают» их и которые распространяют свое действие на весь круг отношений, которые регулируются областью. Общая часть содержит и отраслевые принципы права, определяет предмет и задача области, ее объем. Она призванная объединить, цементировать содержание области.

Нормы же общей части развиваются и конкретизируются в особой части на примерах из конституционного права отдельных зарубежных стран. Именно такая структура позволяет компактно изложить нормативный материал, исключить повторы, облегчить толкование и применение норм области.

  • [1] Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник; в 4 т. Т. 1−2. С. 9.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой