Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Общая характеристика Конституции Республики Куба

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Можно выделить следующие основные конституционные принципы данного юридического документа: народный суверенитет, верховенство Национальной ассамблеи народной власти над всеми другими органами государственной власти, так как в ней собираются народные представители; принцип законности; принцип демократического централизма, единства власти и социалистической демократии; принцип социального… Читать ещё >

Общая характеристика Конституции Республики Куба (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Куба — единственное социалистическое государство в Западном полушарии. Действующая Конституция Республики Куба (далее — Конституция Кубы) была разработана на основе всенародного обсуждения и принята 15 февраля 1976 г. на всенародном референдуме. Это пятая по счету Конституция страны с момента провозглашения независимости. Предыдущая Конституция была принята в 1959 г., сразу после победы революционного движения иод руководством Фиделя Кастро. Главной целью Конституции 1976 г. было закрепление победы социалистического режима на острове.

Конституция Кубы состоит из преамбулы, 15 глав и 137 статей. Отличие данной Конституции от действующих конституций других стран Латинской Америки состоит в краткости, четкости формулировок и социалистической идеологии, на которой основаны нормы. Статья 1 определяет Кубу как социалистическое государство трудящихся, независимое и суверенное, организованное всеми и для блага всех как унитарная и демократическая республика в целях пользования политической свободой, социальной справедливостью, а также личного и коллективного благополучия, человеческой солидарности.

В 2002 г. ст. 3 была изменена[1], и в действующей Конституции Кубы она изложена в следующей редакции: «В Республике Куба источником суверенитета является парод, который определяет всю государственную власть. Эта власть реализуется непосредственно или через Ассамблеи народной власти и другие государственные органы, которые формируются на основе Конституции и законов. Все граждане имеют право применять любые методы борьбы, включая вооруженную борьбу, если нет возможности применять другие методы, против любого, кто намеревается разрушить политический, социальный и экономический строй, установленный Конституцией». Таким образом, в Конституцию Кубы в 2002 г. была внесена норма о незыблемом характере социалистического строя.

Конституция Кубы не содержит принципа разделения властей, но при этом в ст. 5 определяет особую роль и место Коммунистической партии Кубы (КПК) в политической системе страны: партия, основывающаяся на идеях Хосе Марти и марксизме-ленинизме, провозглашается авангардом кубинской нации, высшей руководящей силой государства, которая организует и направляет общие усилия на строительство социализма и на продвижение к коммунистическому обществу[2].

Статья 8 Конституции Кубы закрепляет за гражданами широкий набор прав и свобод, однако оговаривает, что ни одно из них не может быть реализовано «вопреки существованию и целям социалистического государства или вопреки решению кубинских людей строить социализм и коммунизм». Статьи 11 — 13 предусматривают построение государства на принципах социализма, антиимпериализма и пролетарского интернационализма; кроме того, ст. 11 раскрывает понятие «суверенитет». Он распространяется на всю национальную территорию, внутренние и территориальные воды, а также на воздушное пространство, находящееся над ними, на окружающую среду и природные живые и неживые ресурсы страны. Республика Куба считает юридически ничтожными договоры, пакты или уступки, которые были сделаны в условиях неравенства и привели к уменьшению суверенитета или территориальной целостности.

Можно выделить следующие основные конституционные принципы данного юридического документа: народный суверенитет, верховенство Национальной ассамблеи народной власти над всеми другими органами государственной власти, так как в ней собираются народные представители; принцип законности; принцип демократического централизма, единства власти и социалистической демократии; принцип социального и формального равенства; принцип приоритета общественных интересов, а также сочетания коллективного благополучия и индивидуального; принцип главенства социалистической формы собственности при одновременном существовании других форм; принцип распределения: от каждого — по способностям, каждому — по труду; принцип участия и народного контроля; принцип прямой легитимности представительных органов власти; принцип отзыва избранных должностных лиц в любой момент; принцип человеческой солидарности и социальной справедливости.

Статья 67 Конституции Кубы регулирует такое понятие, как «чрезвычайное положение». Право на его введение принадлежит председателю Государственного совета в случае природных катастроф, стихийных бедствий, а также угроз внутреннему порядку, государственной безопасности или стабильности. Чрезвычайное положение может быть введено на всей территории страны или на ее части и может сопровождаться мобилизацией населения. Регулирование чрезвычайного положения осуществляется специальным законом, который одновременно на период действия чрезвычайного положения может внести изменения в отношении основных прав и обязанностей, установленных Конституцией страны.

Отметим, что данная Конституция относится к «жестким», так как она может быть изменена полностью или частично только постановлением высшего органа власти — Национальной ассамблеи народной власти, принятым при поименном голосовании большинством не менее 2/3 от общего числа ее депутатов. Однако если реформа — полная или касается состава и полномочий органов законодательной или исполнительной власти, либо прав и обязанностей, установленных Конституцией, то требуется, кроме того, утверждение положительным голосованием большинства граждан, обладающих избирательным правом, на референдуме, назначаемом с этой целью Ассамблеей (ст. 137 Конституции Кубы).

Изменения в Основной закон Кубы вносились в 1978, 1992 и 2002 гг. В 1992 г. на IV съезде КПК был принят документ, провозгласивший начало конституционной реформы в стране. Ее целью было объявлено преобразование действующей Конституции 1976 г. в Конституцию национального единства. Новеллами 1992 г. стала глава об иностранцах, введении чрезвычайного положения и политико-административном делении.

В 2002 г. после общенационального процесса обсуждения, народного плебисцита, массовых митингов и демонстраций трудящихся Национальная ассамблея народной власти приняла Закон № 74 «О конституционной реформе»: в результате в Конституции Кубы появились новые нормы: о незыблемости социалистического строя, политической и социальной системы, и о том, что экономические, дипломатические и политические отношения Кубы с другими государствами не могут обсуждаться в условиях агрессии, угроз или принуждения.

  • [1] Введение данной поправки в 2002 г. было связано с обострением отношений с США, которые напрямую угрожали Кубе военным вторжением.
  • [2] V съезд КПК, состоявшийся в 1997 г., подтвердил однопартийную систему как"фундаментальный принцип Кубинской революции". По мнению руководства КПК, однопартийный режим является более совершенной моделью, чем «формальная буржуазнаядемократия», а гражданские свободы не могут действовать «вопреки существованию и целямсоциалистического государства… нарушение этого принципа наказуемо». Новой программойКПК стал документ «Партия единства, демократии и прав человека, которые мы защищаем», в котором конечной целью кубинской компартии является построение коммунизма, а исторической целью на современном этапе — завершение строительства социализма.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой