Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Край, область в составе Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вне пределов ведения Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ край, область, автономный округ как самостоятельные и равноправные субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Они вправе передавать осуществление части своих полномочий друг другу на добровольной основе, по договору между соответствующими органами государственной власти… Читать ещё >

Край, область в составе Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Край, область до подписания Федеративного договора в 1992 г. были крупными административно-территориальными единицами, находившимися в унитарных отношениях с высшими органами государственной власти РФ. В России было шесть краев и 49 областей. В края (кроме Приморского) входили автономные области, а в Красноярский край, кроме того, — два автономных округа.

В состав семи областей РСФСР входили автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. края и области — субъекты РФ. Спецификой правового статуса отдельных краев и областей является нахождение в их составе других самостоятельных субъектов Федерации — автономных округов.

Проблема во взаимоотношениях между округом и областью, в состав которого он входит, основана на конституционной коллизии. Конституция РФ 1993 г., оставляя автономный округ в административном подчинении края, области, наделила его полномочиями субъекта РФ. При этом не было сделано исключение из конституционного положения о равенстве прав всех субъектов РФ. Эта коллизия породила конфликты по вопросам бюджетных платежей. Сложилась ситуация, когда основная экономическая деятельность ведется на территории автономного округа, а платежи изымаются в краевой, областной бюджеты. Это было характерно, например, для отношений между Ханты-Мансийским автономным округом и Тюменской областью.

Проблема соотношения их статуса была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который постановил, что вхождение автономного округа в состав края, области не изменяет их конституционно-правовой природы как субъектов РФ и не означает, что автономный округ утрачивает элементы своего статуса — территорию, население, систему государственных органов, устав, законодательство и т. п. «Вхождение» не умаляет статуса автономного округа как равноправного субъекта Федерации, поскольку он вправе по своему усмотрению распоряжаться тем объемом полномочий, которые предоставлены ему Конституцией РФ.

Вхождение автономного округа в состав края, области означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и в пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов РФ и договором между их органами государственной власти.

Вне пределов ведения Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ край, область, автономный округ как самостоятельные и равноправные субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Они вправе передавать осуществление части своих полномочий друг другу на добровольной основе, по договору между соответствующими органами государственной власти либо в иной форме, в том числе путем принятия закона края, области или автономного округа.

Отсутствие договора не может служить препятствием для распространения юрисдикции органов государственной власти края, области на автономный округ (Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.1997 № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области»).

Города федерального значения в составе Российской Федерации

Спецификой правового статуса городов федерального значения в составе Российской Федерации является сочетание одновременно статуса субъекта РФ и статуса населенного пункта — города. Правовой статус Москвы можно рассматривать в четырех аспектах:

  • 1) Москва как населенный пункт — город;
  • 2) Москва как субъект РФ;
  • 3) Москва — столица Российской Федерации;
  • 4) Москва — административный центр другого субъекта Федерации — Московской области.

Отличительной особенностью краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов от республик является наличие в качестве основного закона — устава. Устав принимается только законодательным органом государственной власти перечисленных субъектов РФ. Специальный орган для изменения устава не создается. Поправки в устав могут вноситься как квалифицированным, так и простым большинством голосов депутатов законодательного органа государственной власти (Москва, Тюменская область).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой