Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Преимущественные методы регулирования отношений с участием потребителей — результат развития договорного права Европейского Союза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К числу основных прав потребителей относятся: защита от рисков, которые могут угрожать их здоровью или безопасности; защита законных экономических и социальных интересов, в особенности от включения в соглашения с потребителями недобросовестных условий; возмещение причиненного ущерба и вреда; предоставление корректной информации о товарах и услугах и др. Обобщение практики разработки и принятия… Читать ещё >

Преимущественные методы регулирования отношений с участием потребителей — результат развития договорного права Европейского Союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Гармонизация заключается в изменении национального права государств — членов ЕС на основании положений директив с целью создания единого правового режима на внутреннем рынке ЕС. В соответствии с движением в этом направлении, начавшимся в рамках устранения нетарифных ограничений торговли в 1980;х гг.[1], договорное право постепенно приобретает свойства внутреннего права ЕС.

Директивы охватывают определенные виды деятельности и торговли, регулируя отношения неких групп, обладающих статусом, отличным от других, однако большинство директив, затрагивающих договорное право, регулирует отношения с потребителями и устанавливает общие принципы таких отношений. Это связано с тем, что на внутреннем рынке ЕС по сравнению с остальными статус потребителей является преобладающим. Так, некоторые европейские ученые отмечают, что статус потребителей является преобладающим по сравнению с остальными статусами и требует регулирования, сходного с тем, под которое несколько веков назад подпадали торговцы. Немецкие промышленники в свое время отмечали в связи с этим, что большинство директив ЕС, затрагивающих гражданское и договорное право, защищают потребителей. Императивная природа их положений заключается в том, что потребитель не может игнорировать права, возникающие у него как у субъекта, на защиту которого направлено действие большинства директив, принятых в ЕС в сфере частного права. Директивы ограничивают свободу действий предпринимателей с целью предоставления минимума гарантий потребителям как слабой стороне, что служит ограничением принципа свободы договора. Страны-участницы могут придерживаться даже более строгих правил, чем те, которые закреплены в директивах.

Вместе с тем согласно положениям Римской конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам, 1980 г. выбор права не может лишать потребителя той защиты, которую ему предоставляют императивные нормы страны его проживания. Логичными в этом формате выглядят и положения Регламента Европейского парламента и Совета № 593/2008 о праве, применимом к договорным обязательствам (Рим I), согласно которым потребители ЕС вправе выбирать применимое к их договору право таким образом, что охрана, предоставляемая выбранным ими законом, не лишает их защиты, предоставляемой национальными законами страны, по отношению к которой существующий договор позволяет говорить о наличии иных привязок к ее праву, в том числе надлежащим образом имплементированного в право стран-участниц, относящихся к договору коммунитарного права (ст. 3 Регламента).

Унификация находит выражение в Принципах европейского договорного права, распространяющихся на договоры, заключаемые как между коммерсантами, так и между коммерсантами и потребителями (ст. 1−101 (I))[2]. В этом контексте европейские правоведы задавались в свое время вопросом, насколько нормы о защите прав потребителей, зафиксированные в директивах, совместимы с положениями Принципов. Каким образом, например, Директива № 84/450/ЕС о координации законодательства государств-членов о рекламе, вводящей в заблуждение (в настоящее время она прекратила свое действие в связи с принятием Директивы № 2006/114/ЕС), может быть интегрирована в ст. 6−101 (заявление, приводящее к появлению договорного обязательства).

Директивы действуют только через национальное право и не имеют прямого горизонтального эффекта, именно поэтому договорное право ЕС, по мнению Н. Рейха, развивается по необходимости, фрагментарно. Объяснение этому только одно — договорное право отражается в директивах и существует не как свод законов per se, а направлено на достижение целей, записанных в Маастрихтском договоре 1992 г., в том числе единого правового регулирования торговли на внутреннем рынке, где одной стороной являются потребители, а другой — производители или поставщики товаров и услуг.

К числу основных прав потребителей относятся: защита от рисков, которые могут угрожать их здоровью или безопасности; защита законных экономических и социальных интересов, в особенности от включения в соглашения с потребителями недобросовестных условий; возмещение причиненного ущерба и вреда; предоставление корректной информации о товарах и услугах и др. Обобщение практики разработки и принятия директив, специально посвященных охране прав потребителей, позволяет сформулировать некоторые принципы, на которых ЕС проводит гармонизацию в этой сфере.

  • [1] Подробнее об этом см.: На пути к европейскому единству: события и даты / отв.ред. Ю. А. Борко [и др.]. М.: Право, 1994.
  • [2] Подробнее см.: БезбахВ. В., Беликова К. М. Договорное право ЕС. Принципы европейского договорного права // Гражданское и торговое право ЕС (основные институты): учеб, пособие / под ред. В. В. Безбаха, В. Ф. Поньки, К. М. Беликовой. М.: Изд-воРУДН, 2011. С. 123—158.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой