Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Порядок организации выборов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Непосредственным основанием для участия гражданина в голосовании является его включение в список избирателей, который составляется в целях реализации прав избирателей, для ознакомления их с данными о себе, для проведения голосования избирательными комиссиями. В списки включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным нравом. Списки избирателей… Читать ещё >

Порядок организации выборов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс организации избирательной кампании в представительные (законодательные) органы государственной власти, формируемые путем выборов, а также избрание других органов регулируется рядом законодательных актов на основе единых демократических принципов независимо от того, в какой орган избираются депутаты или другие лица. Основные положения, устанавливающие порядок проведения избирательной кампании, содержатся в Законе об основных гарантиях избирательных прав. Избирательная кампания по выборам проходит ряд строго последовательных этапов — от назначения даты выборов до объявления результатов голосования.

Назначение выборов осуществляется уполномоченным па то лицом или органом в сроки, установленные соответствующим законодательством.

В частности, Федеральным законом от 2 октября 2012 г. № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О политических партиях“ и Федеральный закон „Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“» установлен единый день голосования на выборах в органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления — второе воскресенье сентября. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на праздничный день.

Регистрация и составление списков избирателей. Регистрации (учету) подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом. Основанием для регистрации является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина на соответствующей территории, который устанавливает орган регистрационного учета населения. Регистрация (учет) избирателей осуществляется главой муниципального образования либо другим уполномоченным на то органом по состоянию на 1 января и на 1 июля каждого года.

Непосредственным основанием для участия гражданина в голосовании является его включение в список избирателей, который составляется в целях реализации прав избирателей, для ознакомления их с данными о себе, для проведения голосования избирательными комиссиями. В списки включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным нравом. Списки избирателей составляются соответствующей избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку и только на одном избирательном участке. В списках указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет — дополнительно день и месяц), адрес места постоянного или преимущественного проживания. Списки представляются участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей не позднее чем за 20 дней до голосования. Каждый избиратель вправе обжаловать невключение его в список или допущенные неточности как в избирательную комиссию, так и в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день голосования — немедленно.

Образование избирательных округов и участков. Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей в соответствии с установленной нормой. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на 10 лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории. Избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов — также количество мандатов, замещаемых в округе.

Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на которой была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждают новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки.

При образовании избирательных округов должны соблюдаться следующие требования: примерное равенство по числу избирателей с допустимым установленным законом отклонением от средней нормы представительства; указанное требование может не применяться при выборах в федеральные органы власти, если закон устанавливает обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории субъекта РФ; избирательный округ должен составлять единую территорию; учет административно-территориального устройства субъекта РФ и территории муниципального образования.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Они образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основания данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка из расчета не более чем 3 тыс. избирателей. На территориях иностранных государств они создаются руководителями российских дипломатических представительств и консульских учреждений. Избирательные участки образуются также в больницах, санаториях, домах отдыха, на судах, на полярных станциях, в воинских частях и т. д. Списки избирательных участков публикуются за 25 дней до дня голосования.

Избирательные комиссии. Для непосредственной подготовки и организации выборов, обеспечения возможности каждого гражданина реализовать свои избирательные права создаются: Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов РФ; окружные избирательные комиссии при проведении выборов; территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.

Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать все поступившие в ходе подготовки и проведения выборов обращения о нарушениях законодательства о выборах; обеспечивают информирование избирателей о ходе избирательной кампании, о кандидатах в депутаты и т. д. Решения вышестоящей избирательной комиссии обязательны для нижестоящих. Решение комиссии, принятое с нарушением законодательства, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. В пределах своей компетенции избирательные комиссии независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Их решения обязательны для всех органов, зарегистрированных кандидатов, избирательных и общественных объединений, должностных лиц и избирателей. Деятельность избирательных комиссий финансируется за счет бюджета.

Законодательством регламентируются порядок формирования и статус каждого из видов избирательных комиссий. Центральная избирательная комиссия и комиссии субъектов РФ действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами. Законом установлен также статус членов избирательных комиссий.

Выдвижение и регистрация кандидатов. Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирателям, избирательным объединениям, а также в порядке самовыдвижения. Выдвижение возможно при условии представления каждым из выдвинутых лиц письменного заявления о согласии баллотироваться. В нем кроме анкетных данных должны содержаться сведения о неснятых или непогашенных судимостях (с указаймем статей УК РФ), а также обязательство в случае избрания прекратить деятельность, нс совместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Законом установлена длительность периода выдвижения кандидатов: при выборах Президента РФ и депутатов Государственной Думы — не менее 45 дней; при выборах в органы государственной власти субъектов РФ — не менее 30 дней; при выборах в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц муниципальных образований — не менее 20 дней.

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

В поддержку кандидатов (списков) собираются подписи избирателей в порядке и количестве, установленном законодательством. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где кандидат дал согласие на выдвижение. Закон детально регламентирует требования к собирающим подписи, устанавливает содержание подписного листа. Нарушения этих требований могут служить основанием для отмены регистрации кандидата, списка кандидатов от партий.

Регистрация кандидатов (списков кандидатов) осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимого количества подписей, собранных в поддержку. Одновременно в избирательную комиссию представляются подписи избирателей в поддержку кандидатов.

Основаниями для отказа в регистрации могут быть: существенные нарушения порядка сбора подписей; недостаточное количество представленных достоверных подписей; превышение предельной доли недостоверных подписей; недостоверность сведений о кандидате, имеющая существенный характер. В законе установлен порядок судебной защиты кандидатов в случае отказа в регистрации.

Все зарегистрированные кандидаты получают равный правовой статус. Законодательством установлены правовые гарантии от нарушения их прав и предоставлена возможность реального участия в избирательной кампании.

Агитация при проведении выборов. Государство обеспечивает гражданам, общественным объединениям, политическим партиям при проведении выборов свободное проведение агитации в соответствии с законодательством. Это право включает в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, «за» или «против» кандидата (списка). Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Установлены формы и методы агитации; перечень субъектов, которые не могут участвовать в агитации; предвыборная агитация начинается со дня регистрации и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Законодательство регулирует вопросы: доступа к средствам массовой информации; проведения агитации через электронные средства массовой информации, через печатные средства; проведения массовых мероприятий (публичные дебаты, митинги, демонстрации и др.); распространения агитационных печатных материалов; недопустимости злоупотреблений правом на проведение агитации; устанавливает прямые запреты на определенные действия (подкуп избирателей в той или иной форме, злоупотребления свободой массовой информации и т. д.). В случаях совершения противоправных действий избирательная комиссия может (а в определенных случаях — обязана) обратиться в суд с представлением об отмене регистрации.

Финансирование выборов. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня производятся за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета.

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании. Эти фонды могут создаваться за счет: собственных средств кандидата, партийных средств и средств избирательного объединения; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц; средств, выделенных избирательной комиссией после регистрации кандидата. Запрещается вносить пожертвования: иностранным государствам и юридическим лицам; иностранным гражданам; лицам без гражданства; гражданам Российской Федерации, не достигшим 18 лет; международным организациям и движениям; органам государственной власти и самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям и организациям; воинским частям; благотворительным и религиозным организациям и др.

Законодательство регулирует: предельные размеры перечисляемых в фонды средств; порядок открытия и использования специальных счетов в байках; перечень расходов, на которые могут использоваться эти средства, и запреты на использование; порядок осуществления контроля за формированием и использованием средств избирательных фондов.

Порядок голосования, подсчет голосов, установление результатов выборов и их опубликование. Голосование производится на избирательных участках в помещениях для голосования в выходной (непраздничный) день. О дне, времени и месте голосования избиратели оповещаются не позднее чем за 10 дней. Закон предоставляет избирателям возможность досрочного голосования путем заполнения бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии при соблюдении тайны голосования. Кроме того, в случаях и порядке, предусмотренных законом, избиратель вправе получить открепительное удостоверение и принять участие в голосовании в том месте, где он будет находиться в день голосования (в пределах избирательного округа).

Закон устанавливает порядок изготовления избирательного бюллетеня, требования к его форме и тексту. Он печатается на русском языке, а по решению соответствующей избирательной комиссии и на государственном языке субъекта РФ.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Избирательный бюллетень выдается по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Голосование проводится путем нанесения избирателем любого знака в квадрате, относящемся к кандидату (списку), в пользу которого сделан выбор. Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, где не допускается присутствие других лиц. Заполненный бюллетень опускается избирателем в опечатанный ящик для голосования. Федеральный закон регламентирует также порядок досрочного голосования вне помещения для голосования.

Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования. Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии. Его первый экземпляр незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию.

По представленным протоколам окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу, о чем составляются протокол и сводная таблица.

Выборы признаются несостоявшимися, если: в них приняло участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено законом; число голосов, поданных за кандидата, список кандидатов, набравших наибольшее число голосов; менее чем два списка получили право распределять мандаты; за списки, получившие право распределять мандаты, было подано 50 или менее процентов голосов.

Соответствующая избирательная комиссия признает итоги голосования недействительными, если допущенные при голосовании или установлении итогов нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; если выборы признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков; по решению суда. Предусмотрены основания и порядок проведения повторного голосования и повторных, а также дополнительных, выборов.

Итоги голосования предоставляются для ознакомления избирателям, наблюдателям, средствам массовой информации по их требованию. Официальное опубликование результатов выборов осуществляется соответствующей избирательной комиссией в сроки, установленные законодательством, но не позднее одного месяца со дня голосования.

Обжалование нарушений избирательных нрав и ответственность за их нарушения. Все решения, действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Нарушения, допущенные Центральной избирательной комиссией и ее должностными лицами, обжалуются в Верховный Суд РФ, а всеми иными избирательными комиссиями и их должностными лицами — в суды субъектов РФ и в районные суды. Решения судов по этим жалобам обязательны для исполнения соответствующими избирательными комиссиями. С жалобами могут обращаться избиратели, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения, партии, наблюдатели, избирательные комиссии. В случаях, предусмотренных законодательством, суд вправе отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования или о результатах выборов. Решения избирательной комиссии обжалуются в вышестоящую избирательную комиссию.

Установлены основания и порядок отмены регистрации кандидата и отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов.

Регистрация кандидата может быть отменена не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, в случаях: нарушения правил выдвижения и регистрации; нарушения правил ведения предвыборной агитации и финансирования; использования должностного или служебного положения в целях избрания; установления фактов подкупа избирателей; существенной недостоверности сообщенных кандидатом данных о себе и др. Если после подведения итогов голосования или результатов выборов суд установит, что эти нарушения имели место и не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, он может отменить решение избирательной комиссии.

Предусмотрены также иные основания для отмены решения избирательной комиссии.

Введена ответственность лиц, которые путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствовали осуществлению гражданином права избирать и быть избранным, а также содержит обширный перечень деяний, за которые лица могут быть привлечены к уголовной, административной либо иной ответственности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой