Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сотрудничество государств-членов в сфере признания и исполнения решений по гражданским, торговым делам

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Директива № 2008/52/ЕС о некоторых аспектах медиации в гражданских и торговых делах была принята Европейским парламентом и Советом 21 мая 2008 г. Документ определил медиацию как структурированный процесс, в котором две или более стороны спора пытаются на добровольной основе достичь разрешения их спора при помощи медиатора. Директива применима в трансграничных спорах по гражданским и торговым… Читать ещё >

Сотрудничество государств-членов в сфере признания и исполнения решений по гражданским, торговым делам (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1 марта 2002 г. вступил в силу Регламент (ЕС) № 44/2001, конкретизировавший и развивавший положения Брюссельской конвенции. Он был принят с учетом толкований Суда ЕС и преобразил процедуру признания судебных решений. Но в настоящее время международная подсудность, признание и принудительное исполнение судебных решений на территории западноевропейских стран регулируется не только актом вторичного законодательства, а также и продолжающими действовать Брюссельской конвенцией (между ЕС и Данией) и Луганской конвенцией (в отношениях между странами ЕС и ЕАСТ).

Регламент устанавливает правила, определяющие юрисдикцию судов в гражданских и коммерческих делах. Судебное решение, вынесенное в судах государств-членов, признается автоматически, без специальных процедур, если оно не будет оспариваться. Подтверждение того, что иностранное решение имеет законную силу, выносится после формальной проверки поданных документов. Регламент не распространяется на доходы, налоги и дела из административных правонарушений. Также он не применяется в отношении дел:

  • 1) из гражданского состояния, правои дееспособности, основанного на законе представительства физических лиц, статуса брачного имущества, наследственного права, в том числе наследования, основанного на завещании;
  • 2) о несостоятельности, заключении мирового соглашения в конкурсном производстве и иных подобных процедур;
  • 3) социального обеспечения;
  • 4) третейского разбирательства.

Рассмотрение дела входит в юрисдикцию суда, если ответчик имеет место жительства в стране суда, несмотря на свое гражданство. Место жительства определяется в соответствии с внутренними законами того государства-члена, в котором был подан иск. Если ответчик не имеет постоянного места жительства на территории суда государства-члена, суд выясняет, право какого государства-члена он должен применить. В случае рассмотрения дел с участием юридических лиц, домицилий определяется местом их постоянного нахождения, нахождения административного центра, либо постоянным местом ведения бизнеса.

Хотя основным принципом определения подсудности является постоянное место жительства ответчика, он в некоторых случаях может быть привлечен к суду в другом государстве-члене. Это возможно в трех случаях: 1) иски из договора страхования; 2) из договоров с участием потребителей; 3) трудовые споры.

Суд имеет исключительную юрисдикцию несмотря на место постоянного проживания в делах:

  • — по спорам, вытекающим из вещных прав на движимое имущество и из аренды данного имущества — суды государств-членов, в которых это имущество находится;
  • — об оспаривании действительности устава, ничтожности ликвидации предприятия или иного юридического лица, законности решений их органов;
  • — суды государств-членов, в которых данные образования имеют постоянное место нахождения;
  • — о проверке законности внесения юридических лиц в государственный регистр — судами государств-членов, в которых была внесена запись;
  • — о проверке законности регистрации патентов, фирменных наименований, промышленных образцов — в судах по месту регистрации;
  • — о принудительном исполнении решений судебных решений — либо в суде страны, который вынес решение, либо в суде страны, который выносит подтверждение.

Если стороны заключили пророгационное соглашение, то указанный в соглашении суд правомочен рассматривать дело. Регламент устанавливает лишь некоторые формальности, которые должны быть соблюдены в соглашении о выборе подсудности: оно должно быть составлено в письменной форме либо в форме, в которой стороны привыкли взаимодействовать между собой, либо в соответствии с обычаями международной торговли.

Решение, вынесенное судом государства-члена, признается в любом другом государстве-члене без специальных процедур. Решение — любое определение, данное судом или трибуналом государства-члена, независимо от того, как оно называется — постановление, приказ, решение, исполнительный лист.

Решение не признается:

  • — если оно противоречит публичной политике государствачлена, в котором решение должно быть признано;
  • — если ответчик в должный срок не подал документы и тем самым не смог обеспечить себе защиту в суде;
  • — если оно противоречит решению, вынесенном}' по спору между теми же сторонами в суде государства-члена, в котором требуют признания;
  • — если оно противоречит судебному решению, вынесенному в другом государстве-члене либо в третьем государстве по тому же основанию и между геми же сторонами.

Решение должно быть исполнено в другом государствечлене по заявлению заинтересованной стороны; после этого оно будет признано как имеющее силу. Стороны могут обжаловать данное заявление.

Регламент (ЕС) № 44/2001 не устанавливает порядок признания решений, вынесенных несудебными органами.

В продолжение развития гражданского процессуального права в ЕС, а также в целях поддержания и развития пространства свободы, безопасности и правосудия, устранения препятствий для качественного функционирования гражданского судопроизводства, был принят ряд документов, способствующих достижению этих целей.

Регламент (ЕС) № 805/2004, учреждающий Европейский исполнительный лист по неоспариваемым требованиям1 был принят 21 апреля 2004 г. Он устанавливает минимальные стандарты, обеспечивающие свободное нахождение в обращении решений, постановлений судов и других аутентичных документов по бесспорным требованиям. Регламент отменяет процедуру экзекватуры, т. е. решение автоматически признается и исполняется без каких-либо посреднических процедур или оснований для отказа в исполнении под предлогом того, что оно вынесено в другом государстве-члене.

В ст. 4 термин требование определяется как «требование о выплате установленной суммы, которая подлежит выплате в соответствии с вынесенным решением, судебным постановлением или другим аутентичным документом».

Статья 3 Регламента устанавливает понятие неоспариваемого требования. Требование является таковым, если:

  • • должник открыто выразил свое согласие с требованием признания или произведения расчетов, одобренных судом либо совершенных до вынесения судом решения;
  • • должник не оспаривал требование в ходе судебного процесса;
  • • должник не присутствовал или не был представлен на судебных слушаниях после того как он лишь единожды выразил свое возражение, что привело к молчаливому признанию требования;[1]
  • • должник выразил свое согласие в любом аутентичном документе.

Решение по бесспорным требованиям должно быть удостоверено Европейским исполнительным листом суда того государства-члена, в котором решение было вынесено в соответствии с конкретными условиями. Удостоверение производится путем использования стандартных форм, указанных в приложениях к Регламенту (ЕС) № 805/2004. Удостоверение может применяться только к части судебного решения, в этом случае решение будет называться «неполным европейским исполнительным листом».

Следующим шагом в унификации правил гражданского процесса стало принятие Регламента (ЕС) № 1896/2006, учреждающего европейский исполнительный лист по взысканию долгаК Он охватывал уже более узкую сферу исполнительного производства — взыскание только неоспариваемых денежных требований. Целью Регламента также является упрощение и ускорение судебных процедур и уменьшение судебных издержек в трансграничных делах относительно неоспариваемых денежных требований путем введения Европейского исполнительного листа по взысканию долга.

Как и Регламент (ЕС) № 805/2004, Регламент (ЕС) № 1896/2006 имеет территориальное ограничение — не применяется на территории Дании; предметное ограничение — не распространяется на споры, возникающие из налоговых, таможенных и административных вопросов.

Сам спор должен соответствовать определению трансграничное™, указанному в ст. 3 Регламента, «Трансграничный спор — это спор, в котором хотя бы одна из сторон домицилирована или постоянно проживает на территории государства-члена отличного от того, в котором было вынесено решение».

Для получения данного исполнительного листа взыскатель обязан подать заявление по форме, указанной в приложении 1 к Регламенту. Если заявление не соответствует указанным требованиям и требование является необоснованным, а заявление неприемлемым, то суд дает истцу возможность дополнить или исправить его. Для этого в приложении II дана форма В.

В Регламенте четко не указан срок исправления недостатков, поэтому суд может устанавливать его на свое усмотрение. Если заявление соответствует всем требованиям, указанным в Регламенте, суд в течение 30 дней после подачи заявления выдает Европейский ордер по форме, указанной в приложении 5 к Регла-[2]

менту. В этот срок не включаются периоды, когда истец дополнял, исправлял либо модифицировал заявление.

Менее чем через полгода, 11 июля 2007 г., был принят Регламент (ЕС) № 861/2007, учреждающий процедуру по незначительным требованиямх.

В связи с постоянным возрастанием использования европейскими гражданами прав, предоставленных им ДЕС по свободному передвижению людей, работ и услуг, возросло и беспокойство граждан о защите, а также восстановлении своих нрав, нарушенных на территории иного государства-члена.

Судебные системы государств-членов не удовлетворяли требованиям граждан и малого и среднего бизнеса. Для многих судебные процедуры оказывались слишком дорогостоящими, очень медленными и сложными для восприятия рядового гражданина. Чем меньшая сумма требования значилась в заявлении, тем больше появлялось препятствий, таких как судебные издержки, отсрочки и сутяжничество.

Проблема получения быстрого и не слишком дорогого (в процессуальном плане) решения в трансграничных делах осложнялась еще и необходимостью найма двух адвокатов, дополнительных затрат на устные и письменные переводы и прочими разнообразными факторами в виде дорожных расходов сторон, свидетелей.

В декабре 2006 г. Европейский парламент поддержал инициативу создания единой европейской процедуры по незначительным требованиям (European Small Claims Procedure — ESCP или русский вариант — ЕПНТ). Предложенная процедура позволила бы европейским гражданам рассматривать оспариваемые требования более легким и дешевым способом. Для применения данной процедуры сумма иска не должна превышать 2000 евро. Регламент (ЕС)№ 861/2007, учреждающий европейскую процедуру по незначительным требованиям, был принят 11 июля 2007 г. ЕПНТ является альтернативой тем процедурам, которые существуют в государствах-членах.

Решение, вынесенное при рассмотрении спора процедурой ЕПНТ, имеет упрощенный порядок признания и исполнения во всех странах ЕС. В ст. 2 указано, что «данный регламент применяется при разрешении трансграничных гражданских и торговых споров, если сумма иска не превышает 2000 евро, не включая проценты, расходы и иные обременения». Регламент не распространяется на споры, возникающие из налоговых, таможенных и административных вопросов, также он не касается[3]

ответственности органов государственной власти за действия и ошибки, совершенные во время осуществления последними своих полномочий actajuri imperii.

Истец инициирует ЕПНТ путем заполнения стандартной формы, указанной в приложении 1, и подает ее в суд (по почте, факсу, электронной почте). Форма должна содержать указание доказательств, подтверждающих требование, к ней могут быть приложены документы, обосновывающие позицию истца. Если требование не входит в рамки Регламента, то суд обязан уведомить об этом истца. В случае отсутствия в заявлении части необходимой информации, оно может быть возвращено для дополнений или исправлений. Для данных процедур суд устанавливает точный срок. При его пропуске в принятии заявления отказывается.

Сама ЕПНТ является письменной процедурой, по суд может провести и устное слушание, но своему усмотрению либо по требованию сторон. В случае отказа в проведении устного слушания суд излагает свои доводы в письменном виде. Все полученные документы, в том числе и заявление истца, доводятся до ответчика. Способы уведомления ответчика были заимствованы из Регламента (ЕС) № 805/2004 (уведомление с прямым доказательством того, что должнику было вручено извещение, уведомление с косвенным подтверждением получения). Ответчик в течение 30 дней со дня уведомления обязан отправить ответ по форме, указанной в приложении. Он также может приложить соответствующие документы, обосновывающие его позицию. В течение 14 дней суд направляет ответ должника истцу.

Не позднее 30 дней со дня получения ответа должника суд обязан либо вынести решение, либо сделать запрос на получение дополнительных материалов, либо заслушать свидетельские показания, либо уведомить стороны за 30 дней о предстоящем слушании. В 30-дневный срок после проведения заседания или со дня получения необходимой информации суд обязан вынести решение по делу. Решение не может быть пересмотрено, но существу в государстве исполнения. По запросу одной из сторон, суд может выдать сертификат, согласно установленной Регламентом форме.

В 2002 г. Комиссия подготовила Зеленую книгу по вопросам альтернативного разрешения споров в гражданских и торговых делах[4]. Издание Зеленой книги являлось возможностью ознакомить широкую общественность с процедурой альтернатив;

ного разрешения споров (АРС) — медиацией, ее возможностями и показать работу государств-членов в данном направлении. АРС предлагает решение проблемы доступа к правосудию, с которой сталкиваются граждане.

Право на принятие мер по быстрому разрешению споров определено Судом ЕС как основной принцип коммунитарного права и провозглашено в ст. 47 Хартии Европейского Союза об основных правах. Обеспечение доступа к правосудию путем предоставления быстрой и недорогой юридической помощи является обязанностью государств-членов. Более того, они обязаны принимать меры по обновлению своих юридических систем путем упрощения процедур и возможности использования интерактивных средств связи. Для этого ЕС предпринял ряд мер, упрощающих доступ к правосудию, таких как создание информационной системы по доступу к правосудию, которая должна поддерживаться и обновляться компетентными национальными органами.

АРС является неотъемлемой частью политики по улучшению и упрощению доступа к правосудию. Процедура АРС помогает сторонам начать диалог, там, где раньше это было невозможно, и стороны могут сами оценить необходимость обращения в суд.

Дальнейшим шагом в развитии АРС стало принятие Европейского кодекса поведения медиаторов[5]. Кодекс был представлен Европейским директоратом правосудия Европейской комиссии на конференции в Брюсселе 2 июля 2004 г. Он устанавливает ряд принципов, которыми на добровольной основе может пользоваться медиатор. Принципы охватывают весь процесс и все сферы медиации, включая компетенцию, рекламу, непредвзятость и вознаграждение. Кодекс доступен на сайте ЕС, в том же разделе указан и список организаций, занимающихся медиаций и соблюдающих этот Кодекс.

Уже через несколько месяцев был опубликован проект Директивы о некоторых аспектах медиации в гражданских и торговых делах. Целью Директивы являлось, во-первых, обеспечение взаимодействия между медиативными и судебными процедурами путем установления правил относительно ряда аспектов гражданского процесса, во-вторых, обеспечение судов государств-членов необходимыми инструментами для активного продвижения использования медиации, но не устанавливая ее как обязательную процедуру, отказ от которой влечет какие-либо санкции.

Директива № 2008/52/ЕС о некоторых аспектах медиации в гражданских и торговых делах[6] была принята Европейским парламентом и Советом 21 мая 2008 г. Документ определил медиацию как структурированный процесс, в котором две или более стороны спора пытаются на добровольной основе достичь разрешения их спора при помощи медиатора. Директива применима в трансграничных спорах по гражданским и торговым делам и исключает из своей сферы действия споры, возникшие из административных вопросов, касающихся ответственности государства за действия или бездействие государственных органов при осуществлении ими своих полномочий.

Процедура медиации может быть согласована сторонами. Здесь возможны следующие варианты: 1) положения о медиации были включены в договор; 2) стороны пришли к решению обратиться к медиатору после возникновения спора; 3) суд также вправе предложить спорящим сторонам использовать данную процедуру; 4) использование медиации при разрешении конкретного спора может быть предусмотрено национальным законодательством государств-членов.

Директива предусматривает возможность принудительного исполнения соглашений, достигнутых в результате медиативных процедур. Но в придании исполнительной силы может быть отказано в случае, если положения такого соглашения противоречат законодательству государства-члена, в которое был направлен запрос на придание соглашению юридической силы, либо государство-член не может обеспечить его принудительное исполнение. Содержание соглашений может быть признано подлежащим принудительному исполнению судом или иным компетентным органом в решении или ином аутентичном документе согласно законодательству государства-члена, в которое был сделан запрос. Директива также требует от государств-членов учредить процедуру, при которой, но запросу сторон достигнутое соглашение может быть подтверждено судебным решением или иным аутентичным документом.

Необходимо отметить, что стороны, избравшие медиацию как вариант разрешения спора, не теряют права на обращение по нему в суд. Сроки исковой давности приостанавливаются на весь период медиативных процедур.

Для упрощения доступа к альтернативным способам разрешения споров по гражданским и торговым делам Директивой предусмотрена обязанность государств-членов любыми возможными средствами (например, по Интернету) сделать доступной общественности информацию о процедуре медиации, контакты медиаторов и организаций, предоставляющих такие услуги. Также должна быть доступна информация о судах или иных компетентных органах, которые могут по получении запроса придать соглашению исполнительную силу.

  • [1] OJ. 2004. L 143.
  • [2] OJ. 2006. L 399.
  • [3] OJ. 2007. L 199.
  • [4] 2 Green Paper on alternative dispute resolution in civil and commercial law.19/04/2002. COM (2002) 196 final.
  • [5] http://ec.europa.eu/civiljustice/adr/adr_ec_c ()de_conduct_en.pdf.
  • [6] OJ. 2008. L 136.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой