Органы юстиции.
Суд и правоохранительные органы РФ
Как видим, деятельность органов юстиции непосредственно направлена на создание условий для осуществления правосудия. Соответственно, отсутствие таковых породило бы неустранимые препятствия в процессе осуществления судопроизводства. Например, уголовный процесс не начнется до появления подсудимого, которого доставят в зал судебных заседаний сотрудники органов юстиции. Соответствующие уполномоченные… Читать ещё >
Органы юстиции. Суд и правоохранительные органы РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Учебные задачи:
- — формирование общих теоретических знаний об органах юстиции РФ;
- — усвоение основных понятий, используемых законодателем при регулировании правового статуса и деятельности органов юстиции в Российской Федерации;
- — усвоение правового статуса, структуры и системы деятельности органов юстиции в Российской Федерации;
- — усвоение направлений деятельности органов юстиции в Российской Федерации.
В результате изучения этой главы обучающиеся должны.
знать
- — правовой статус органов юстиции, а также сотрудников органов юстиции РФ;
- — основные понятия, раскрывающие правовые основы деятельности органов юстиции РФ и правовой статус сотрудников этих органов;
- — полномочия и деятельность органов юстиции РФ;
- — систему и структуру органов юстиции РФ;
уметь
- — анализировать нормативные правовые акты, регулирующие правовое положение, основные направления организации и деятельности органов юстиции РФ;
- — оперировать юридическими понятиями и категориями, используемыми в нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность и правовой статус органов юстиции РФ и сотрудников данных органов;
- — анализировать юридические факты, связанные с полномочиями и деятельностью органов юстиции РФ;
- — принимать решения, определяющие порядок деятельности органов юстиции РФ;
владеть
- — юридической терминологией;
- — навыками работы с нормативными правовыми актами, регламентирующими правовые основы организации и деятельности, полномочия органов юстиции РФ;
- — навыками анализа правоприменительной практики, связанной с деятельностью органов юстиции РФ.
Ключевые слова: органы юстиции; Минюст России; задачи и полномочия ФСИН и ФССП России; приставы-исполнители; уголовно-исполнительная система; учреждения уголовно-исполнительной системы; служба судебных приставов.
Понятие и система органов юстиции
Органы юстиции — совокупное обозначение всех учреждений и ведомств Минюста России. Термин «юстиция» имеет латинское происхождение — в римской мифологии так звали богиню правосудия. Поэтому в правовой доктрине до сих нор под юстицией принято понимать: в организационном смысле — судебное ведомство, систему судебных учреждений; в процессуальном смысле — правосудие, вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть.
Данное обстоятельство, казалось бы, позволяет усомниться в обоснованности использования термина «юстиция» применительно к органам власти исполнительной. Однако уяснение характера деятельности органов юстиции, как представляется, устраняет всякие сомнения. Для этого достаточно обратиться к компетенции Минюста России, возглавляющего систему соответствующих органов.
Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству РФ, по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния (п. 1 Положения о Минюсте России).
Как видим, деятельность органов юстиции непосредственно направлена на создание условий для осуществления правосудия. Соответственно, отсутствие таковых породило бы неустранимые препятствия в процессе осуществления судопроизводства. Например, уголовный процесс не начнется до появления подсудимого, которого доставят в зал судебных заседаний сотрудники органов юстиции. Соответствующие уполномоченные сотрудники органов юстиции обеспечат безопасность судей и иных участников процесса. Если статус подсудимого трансформируется в статус осужденного, исполнять наказание будут также сотрудники органов юстиции. При этом участие органов юстиции в осуществлении судопроизводства может быть не только прямым, но и косвенным — адвокат обвиняемого в подтверждение своего статуса предъявит удостоверение, выданное опятьтаки органом юстиции.
Тот факт, что руководство деятельностью Минюста России осуществляет непосредственно Президент РФ, служит дополнительным аргументом в пользу того, что сфера деятельности органов юстиции нс вписывается исключительно в сферу деятельности исполнительной власти, возглавляемой Правительством РФ. В то же время Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России и ФССП России, правовой статус которых рассмотрен ниже. Кроме того, Минюст России осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений, созданных для реализации задач в установленной сфере деятельности.
Иерархию территориальных органов юстиции возглавляют главные управления Минюста России по субъекту (субъектам) РФ: по Москве; Нижегородской области; Новосибирской области; Ростовской области; Санкт-Петербургу и Ленинградской области; Свердловской области; по Ставропольскому краю; Хабаровскому краю и Еврейской автономной области. К числу основных задач главных управлений Минюста России по субъекту (субъектам) РФ относится координация деятельности территориальных органов Минюста России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений Минюста России, действующих в пределах федерального округа. В тех субъектах РФ, где не созданы главные управления Минюста России, функционируют управления Минюста России по соответствующему субъекту РФ.
Кроме того, при Минюсте России функционирует целый ряд функциональных учреждений:
— Российская правовая академия Минюста России (РПА);
Федеральное государственное учреждение «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации» (ФГУ ГРП при Минюсте России);
- — Научный центр правовой информации при Минюсте России (НЦПИ);
- — Федеральное государственное учреждение «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения» при Минюсте России (ФГУ «ФЛПРИД»);
- — Государственное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России (РФЦСЭ при Минюсте России).
Российский федеральный центр судебной экспертизы возглавляет систему государственных судебно-экспертных учреждений (СЭУ) Минюста России, в которую входят также восемь региональных центров судебной экспертизы (РЦСЭ) и 41 судебноэкспертная лаборатория (ЛСЭ). Основной задачей СЭУ является производство судебных экспертиз, но постановлениям судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов внутренних дел и государственной безопасности, таможенных, налоговых органов, а также их должностных лиц, наделенных правом назначения судебных экспертиз. Кроме того, СЭУ проводят экспертные исследования, осуществляемые по обращениям физических и юридических лиц. Региональные центры судебной экспертизы помимо собственной экспертной работы призваны также осуществлять научно-методическое обеспечение и координацию научно-методической работы, курируемых судебно-экспертными лабораториям п.