Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система показателей образования и характеристика уровней образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К основным показателям среднего профессионального образования относятся: численность учебных заведений; численность учащихся всего, в том числе по формам обучения, полу, отраслевой специализации; распределение численности учащихся, но регионам; прием в учебные заведения по видам обучения и отраслям; численность выпускников по видам обучения и группам специальностей; численность преподавателей… Читать ещё >

Система показателей образования и характеристика уровней образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Построение информационно-статистической системы образования предполагает прежде всего формирование адекватной системы показателей статистики образования.

Система статистических показателей является содержательной основой, на которой строится информационное обеспечение системы образования. В наиболее полном виде данная система показателей в настоящее время представлена в статистических сборниках «Образование в Российской Федерации» и «Индикаторы образования». Статистические показатели объединены в следующие разделы.

  • 1. Демографические характеристики и уровень образования населения.
  • 2. Ситуация на рынке труда и трудоустройство профессиональных кадров.
  • 3. Экономика образования — макроэкономические показатели образования, государственное финансирование образовательных учреждений, инвестиции в основной капитал, расходы населения на услуги системы образования, платная образовательная деятельность образовательных учреждений, расходы организаций на профессиональное обучение, заработная плата работников образования.
  • 4. Персонал образовательных учреждений.
  • 5. Материально-техническая база образовательных учреждений.
  • 6. Деятельность учреждений дошкольного, общего, дополнительного образования детей.
  • 7. Деятельность учреждений профессионального образования.
  • 8. Исследования и разработки в секторе высшего образования.
  • 9. Международные сопоставления.

При изучении социальных процессов первостепенное внимание уделяется показателям, характеризующим уровень образования и охват обучением населения, доступность услуг образования, а также востребованность специалистов с разными образовательными характеристиками на рынке труда.

Наиболее общее представление об образовании населения дают показатели уровня образования, характеризующие численность лиц, имеющих образование данной ступени, в расчете на 1000 человек населения (табл. 8.3).

Таблица 83

Уровень образования населения России

Ступень образования.

Уровень образования на 1000 человек населения.

данные переписи 2002 г.

данные переписи 2010 г.

Профессиональное образование:

• послевузовское.

—.

4,95.

• высшее.

160,0*.

187,8.

В том числе по ступеням.

— бакалавр

—.

8,0.

— специалист.

—.

175,4.

— магистр

—.

4,4.

• неполное высшее.

31,0.

37,7.

• среднее.

271,0.

257,1.

• начальное.

127,0.

45,7.

Общее образование:

• среднее полное.

175,0.

150,3.

• основное.

138,0.

90,5.

• начальное.

77,0.

44,3.

Нс имеющие начального.

10,0.

5,0.

общего образования.

Из них неграмотные.

—.

2,6.

* Включая послевузовское. Источник, http://www.gks.ru.

Как очевидно из приведенных данных переписей, в России существенно возрос уровень высшего образования — общий прирост составил с учетом послевузовского образования 20,47%, а также уровня неполного высшего образования — 21,6%. Для остальных уровней образования отмечается снижение показателей в межнеренисной период, в особенности заметное для общего образования.

Изучение половозрастной структуры населения по уровню образования оказывает существенное влияние на его социальное, экономическое и демографическое поведение, характер жизненного цикла, как отдельного индивида, так и целых социально-экономических групп. Для изучения такой структуры и степени ее устойчивости используются методы анализа статистических распределений, показатели изменчивости структуры, проверка гипотез о существенности расхождения структур и др.

Для сопоставления уровня образования, например, мужчин и женщин1 используется индексный метод анализа. Общее изменение уровня данной ступени образования оценивается индексом переменного состава:

Система показателей образования и характеристика уровней образования.

где К/, YXM — повозрастные уровни образования женщин и мужчин соответственно; 5/, 5;v/ — численность женщин и мужчин в соответствующих возрастных группах; d?, —

возрастная структура численности женщин и мужчин.

Поскольку на величину уровня образования оказывают влияние два фактора — повозрастные уровни образования и различия в возрастной структуре численности мужчин и женщин, существует возможность оценить влияние каждого из них. Влияние первого фактора можно оценить с использованием индекса фиксированного состава:

Система показателей образования и характеристика уровней образования.

1 Аналогичные индексы используются при изучении влияния возрастных показателей уровней образования на средний уровень образования.

Влияние различий в возрастной структуре женщин и мужчин оценивается индексом структурных сдвигов:

Система показателей образования и характеристика уровней образования.

При сопоставлении уровней образования может быть использован и другой метод устранения влияния возрастной структуры населения: показатели уровня образования рассчитываются исходя из стандартной (общероссийской) структуры численности населения:

Система показателей образования и характеристика уровней образования.

где Sx — средняя численность населения страны в возрастных группах; dx — возрастная структура численности населения.

Характеристики образования населения в отечественной статистической практике изучаются в разрезе каждого из уровней образования. Для этого используются следующие группы показателей:

  • • число учебных заведений данного уровня образования в целом и с разбивкой по типам учебных заведений;
  • • количественные характеристики контингента обучающихся в учебных заведениях, характеристики внутренней эффективности процесса обучения;
  • • количественные характеристики приема в учебные заведения;
  • • количественные характеристики выпуска с данным уровнем образования;
  • • показатели охвата населения данным уровнем образования;
  • • количественные и качественные характеристики преподавательского состава, характеристики материально-технической базы учебных заведений;
  • • оценка финансового обеспечения системы образования.

Дошкольные образовательные учреждения реализуют общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Они обеспечивают воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет. В табл. 8.4 представлены основные показатели, характеризующие дошкольное образование.

Основные показатели дошкольного образования сл сл го.

Таблица 8.4

Показатель.

Год.

Число дошкольных образовательных учреждений — всего, тыс.

46,5.

46,2.

45,7.

45,6.

45,3.

45,1.

44,9.

В том числе:

• города и поселки городского типа.

26,4.

26,4.

26,6.

26,8.

26,8.

26,7.

26,9.

• сельская местность.

20,1.

19,8.

19,1.

18,8.

18,5.

18,4.

18,0.

Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях — всего, тыс. человек.

4530,4.

4713,0.

4906,3.

5105,0.

5228,2.

5388,0.

5661,1.

В том числе:

3611,0.

3753,0.

3905,6.

4067,0.

4158,1.

4281,0.

4502,4.

  • • города и поселки городского типа
  • • сельская местность

919,4.

960,0.

1000,7.

1038,0.

1070,2.

1107,0.

1158,8.

Численность педагогических работников в дошкольных учреждениях (на конец года), тыс. человек.

628,5.

638,8.

609,5.

587,4.

600,8.

605,1.

612,5.

Источник: http://www.gks.ru.

Сокращение числа дошкольных учреждений связано, с одной стороны, с низкой рождаемостью, которая наблюдается в России как в городской, так и в сельской местности, с другой — с развитием других форм дошкольного воспитания детей. Как очевидно из табл. 8.4, в 2011 г. в России функционировало 44,9 тыс. дошкольных учреждений, что на 3,4% ниже, чем в 2005 г., однако изменение показателя в городской и сельской местности разнонаправлено: в городах и поселках городского типа отмечается рост числа дошкольных учреждений на 1,9%, в сельской — сокращение на 10,4%. Подобное изменение является для России чрезвычайно негативной тенденцией, поскольку сужение сети дошкольных учреждений в сельской местности приводит и к снижению численности населения, проживающего вне городов и городских агломераций.

Изменение структуры числа дошкольных учреждений по назначению за последние 10 лет претерпело существенные изменения, связанные с изменением потребностей населения в дошкольном образовании детей. В соответствии с принятой в настоящее время классификацией Типового положения о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. № 666 выделяются следующие тины дошкольных учреждений:

  • • детские сады для детей раннего возраста;
  • • детские сады для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;
  • • детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей;
  • • детские сады компенсирующего вида;
  • • детские сады присмотра и оздоровления;
  • • детские сады комбинированного вида;
  • • центры развития ребенка — детские сады.

В России в 2003—2011 гг. происходит существенное сокращение числа детских садов компенсирующего типа — на 75,6%, а также детских садов присмотра и оздоровления — на 37,9%. В то же время увеличивается число дошкольных учреждений с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей — на 123,9%, детских садов комбинированного типа — на 12,0%, центров развития ребенка — на 93,2%. За 2000—2011 гг. контингент дошкольных учреждений в России увеличился на 1398,2 тыс. человек, что составило 32,8% (рис. 8.1).

? в городах и поселках городского типа? в сельской местности.

Динамика численности детей, посещающих дошкольные учреждения в России, тыс. человек.

Рис. 8.1. Динамика численности детей, посещающих дошкольные учреждения в России, тыс. человек

Так, численность детей в дошкольных учреждениях в городской местности увеличилась на 1093,9 тыс. человек или 32,1%, а в сельской местности — на 304,3 тыс. человек или 35,6%. В общем приросте дошкольных воспитанников за рассматриваемый период времени на долю городов приходилось 78,2%, а на долю сельской местности — 21,8%.

В качестве обобщающего показателя обеспеченности населения дошкольными учреждениями определяется численность детей в дошкольных образовательных учреждениях на 100 мест:

Система показателей образования и характеристика уровней образования.

Как очевидно из данных рис. 8.2, с 2007 г. численность детей превышает количество мест в дошкольных учреждениях, причем за период с 2007 по 2010 г. показатель увеличивается на 1,9%, а в целом за 2000—2010 гг. прирост численности детей на 100 мест в дошкольных учреждениях составил 32,1%, однако в 2011 г. уровень показателя опять несколько снижается.

Динамика численности детей дошкольных учреждений на 100 мест в 2000—2011 гг.

Рис. 8.2. Динамика численности детей дошкольных учреждений на 100 мест в 2000—2011 гг.

Проблемой, характерной для системы дошкольных образовательных учреждений, является наличие очередей па устройство детей в соответствующие учреждения, что снижает возможности использования населением услуг дошкольных учреждений. В 2010 г. 2144,8 тыс. детей нуждались в устройстве в дошкольные образовательные учреждения (в 2009 г. — 1895,0 тыс. детей).

Общеобразовательные учреждения реализуют общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Выделяются следующие виды общеобразовательных учреждений:

  • • начальные школы;
  • • основные школы;
  • • средние (полные) общеобразовательные школы, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов;
  • • лицеи;
  • • гимназии.

По формам собственности общеобразовательные учреждения распределяются на государственные, муниципальные и негосударственные. Общеобразовательные учреждения являются основным звеном системы непрерывного образования и предоставляют всем гражданам Российской Федерации возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных стандартов.

При характеристике контингентов обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях используются следующие классификационные признаки:

  • • пол;
  • • возраст;
  • • форма обучения;
  • • тип учреждения;
  • • городская (сельская) местность;
  • • группы классов;
  • • сменность обучения.

Основными показателями, характеризующими общее образование населения, являются:

  • • число учреждений, в том числе в городской и сельской местности, по видам учреждений, по ступеням обучения (начальное, основное, полное);
  • • численность учащихся, в том числе в городской и сельской местности, по видам учреждений, по ступеням обучения, а также коррекционные (специальные) учреждения и классы;
  • • численность выпускников, в том числе по видам учреждений;
  • • численность учащихся по иолу, но группам классов;
  • • охват детей общим образованием, в том числе по ступеням;
  • • средняя наполняемость классов в дневных общеобразовательных учреждениях;
  • • распределение государственных и муниципальных дневных образовательных учреждений по числу классов, по числу учащихся, в том числе по ступеням образования;
  • • удельный вес второгодников в общей численности учащихся;
  • • распределение учащихся по сменам, учащихся в группах продленного дня;
  • • образовательные учреждения, в которых изучаются (не изучаются) иностранные языки, и численность учащихся в них;
  • • удельный вес выпускников, не получивших аттестат;
  • • показатели интернатных учреждений, воспитания и устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
  • • численность детей и подростков в возрасте 7—15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях в группировке по причинам: пол, возраст;
  • • показатели численности детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования.

Основные показатели общего образования по данным Росстата представлены в табл. 8.5.

За период, представленный в табл. 8.5, число общеобразовательных учреждений в России снизилось на 12,4 тыс. единиц или на 19,6%, причем число государственных и муниципальных учреждений снижалось существенно более быстрыми темпами, чем негосударственных: общее снижение составило 19,7 и 8,4% соответственно. Численность учителей снизилась в целом на 465,2 тыс. человек или на 30,2%, а численность обучающихся — на 30,6%, в том числе в учреждениях начального образования — на 50,7%, основного — на 3,7%, среднего — на 3,7%, для детей с ограниченными возможностями здоровья — на 19,1%.

Качество общего образования во многом определяется условиями обучения, которые могут быть оценены через показатели сменности обучения: число образовательных учреждений и учеников, обучающихся, но вторую и третью смены. Сменность дает представление о том, в каком режиме эксплуатируются объекты общего образования. Отсутствие необходимых учебных площадей и проблемы формирования педагогических коллективов вынуждают организовывать работу отдельных образовательных учреждений в несколько смен. Это создает целый ряд трудностей для самих школьников и их родителей (питание, воспитание, контроль режима труда и отдыха и т.н.). При этом многолетними наблюдениями доказано, что вторая и третья смены менее эффективны для обучения детей в силу физиологических особенностей молодого несформировавшегося организма. По данным Росстата, доля обучающихся во вторую и третью смены в 2005/06 учебном году составила 15,0%, однако к 2010/11 учебном году этот показатель снижается до 13,2% (табл. 8.6), в то же время в городских поселениях и сельской местности различия в величине показателя остаются достаточно существенными.

Обобщающей характеристикой обеспеченности детей школьным образованием является показатель охвата молодежи школьного возраста школьным образованием:

Система показателей образования и характеристика уровней образования.

Основные характеристики системы общего образования в Российской Федерации.

Таблица 8.5

Показатель.

Учебный год.

2005/06.

2006/07.

2007/08.

2008/09.

2009/10.

2010/11.

Число общеобразовательных учреждений.

63 173.

61 059.

57 982.

55 876.

53 125.

50 789.

В том числе:

государственные и муниципальные.

62 447.

60 340.

57 285.

55 185.

52 445.

50 124.

негосударственные.

Численность обучающихся, тыс.

15 185,4.

14 362,3.

13 766,6.

13 436,1.

10 598,2.

10 539,5.

человек.

В том числе в учреждениях:

начальных.

300,9.

268,1.

262,7.

244,8.

161,0.

148,2.

основных.

651,5.

612,6.

583,6.

576,6.

616,8.

627,2.

средних (полных).

13 803,0.

13 074,6.

12 538,0.

12 250,7.

9459,4.

9416,1.

для детей с ограниченными возможностями здоровья.

430,0.

407,0.

382,0.

364,0.

361,0.

348,0.

Численность учителей, тыс. человек.

1538,4.

1482,1.

1432,7.

1376,5.

1106,4.

1073,2.

сл сл со

Таблица 8.6

Характеристики сменности обучения в государственных и муниципальных общеобразовательных учебных заведениях.

Показатель.

Учебный год.

2005/06.

2006/07.

2007/08.

2008/09.

2009/10.

2010/11.

Доля обучающихся во вторую и третью смены от общей численности обучающихся, %

В том числе:

15,0.

14,0.

13,5.

13,1.

12,9.

13,2.

в городских поселениях.

17,3.

16,2.

15,4.

14,9.

14,5.

14,8.

в сельской местности.

9,6.

9,3.

9,2.

9,1.

8,9.

8,9.

Соотношение долей обучающихся.

180,2.

174,2.

167,4.

163,7.

162,9.

166,3.

во вторую и третью смены в городской и сельской местности, %.

Данный показатель может определяться по отдельным ступеням образования. Для более детального изучения обеспеченности детей школьным образованием используются следующие показатели:

  • средняя наполняемость классов — определяется как среднее число учащихся в классе, в том числе в разрезе групп классов для государственных и негосударственных учебных заведений;
  • охват детей начальным общим образованием — отношение численности учащихся 1—4 классов общеобразовательных учреждений к численности детей 7—10 лет;
  • охват детей основным общим образованием — отношение численности учащихся 5—9 классов общеобразовательных учреждений к численности детей в возрасте 11 — 15 лет;
  • охват детей средним (полным) образованием — отношение численности учащихся (студентов), осваивающих программы среднего (полного) общего образования (учащихся 10—11(12) классов общеобразовательных учреждений и учащихся (студентов) учреждений начального и среднего профессионального образования, к численности детей 16—17 лет;
  • охват детей общим образованием — отношение численности учащихся 1 — 11(12) классов общеобразовательных учреждений и численности учащихся (студентов), осваивающих программы среднего (полного) общего образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования, к численности детей в возрасте 7—17 лет.

Система профессионального образования включает различные виды учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, институты повышения квалификации и переподготовки специалистов, центры дистанционного обучения, центры обучения безработных, представительства зарубежных учебных заведений, негосударственные учебные заведения.

При изучении начального профессионального образования определяются следующие показатели:

  • • число учебных заведений;
  • • численность принятых в учебные заведения;
  • • численность обучающихся в учебных заведениях начального профессионального образования, в том числе, но иолу (всего, на 10 000 человек населения);
  • • подготовка (выпущено) квалифицированных рабочих по профессиям (всего, на 10 000 человек населения).

Число учебных заведений классифицируется по формам обучения, включающим отделения на базе среднего (общего) образования; отделения на базе оеновного общего образования; группы, в которых молодежь не получает основного (общего) образования; профессиональные лицеи; вечерние (сменные) учреждения.

Численность принятых в учебные заведения изучается в разрезе следующих признаков: форма обучения — пол, возраст, срок обучения, базовое образование; численность учащихся — пол, возраст, форма обучения. В составе принятых в учебные заведения и обучающихся в них выделяются детисироты и лица с ограниченными возможностями. Кроме того, обучающиеся классифицируются по формам договоров на обучение и формам подготовки (подготовка рабочих и служащих, профессиональная переподготовка, повышение квалификации). Численность выпускников классифицируется по форме обучения, наличию базового образования, профессиям.

Из рис. 8.3 очевидно, что в России наблюдается тенденция снижения основных показателей начального профессионального образования.

Основные показатели начального профессионального образования в России в 2000—2011 гг.

Рис. 8.3. Основные показатели начального профессионального образования в России в 2000—2011 гг.

В 2010 г. по сравнению с 2000 г. число учебных заведений начального профессионального образования сократи;

х подготовлено (выпущено) квалифицированных рабочих, тыс. человек лось на 47,6%, численность обучающихся в них — на 45,15%, численность принятых в учебные заведения — на 36,92%, численность подготовленных специалистов — на 32,24%. С учетом высокой потребности экономики в квалифицированных рабочих кадрах данная тенденция является чрезвычайно негативной и требует особого внимания со стороны государства.

К основным проблемам в сфере начального профессионального образования можно отнести низкие объемы инвестиций предприятий в развитие учебно-материальной базы учебных заведений, отсутствие рабочих мест для прохождения производственной практики, слабое участие работодателей в решении проблем учреждений начального профессионального образования, а также недостаточное государственное финансирование учебных заведений.

В качестве обобщающих показателей оценки начального профессионального образования используются следующие показатели (табл. 8.7):

  • • численность учащихся учреждений начального профессионального образования на 10 000 человек населения;
  • • коэффициент приема — численность принятых в учреждения начального профессионального образования в процентах от численности населения в возрасте 15 лет;
  • • выпуск квалифицированных рабочих и служащих из учреждений начального профессионального образования на 10 000 занятых в экономике;
  • • коэффициент выпуска — выпуск квалифицированных рабочих и служащих из учреждений начального профессионального образования в процентах от общей численности населения в возрасте 17 лет.

Образовательные учреждения среднего профессионального образования реализуют профессиональные образовательные программы соответствующей ступени образования. Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку специалистов среднего звена по более чем 280 специальностям.

В соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО среднее профессиональное образование приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию. Программы этой ступени не ведут непосредственно к присуждению более высокой научной квалификации и предусматривают практическую (техническую) профессиональную направленность.

Таблица 8.7

Обобщающие показатели начального и среднего профессионального образования в России

Показатель.

Гол.

Начальное п.

юфессиональное образование.

Численность учащихся учреждений начального профессионального образования на 10 000 человек населения.

ИЗ.

Коэффициент приема, %.

34,2.

32,5.

32,9.

34,3.

35,2.

33,2.

34,3.

35,0.

37,3.

37,7.

38,1.

37,8.

Выпуск квалифицированных рабочих и служащих из учреждений начального профессионального образования на 10 000 занятых в экономике.

Коэффициент выпуска, %.

29,6.

29,8.

30,0.

28,0.

27,7.

29,3.

30,6.

31,6.

32,9.

33,3.

33,8.

34,1.

Среднее профессиональное образование.

Численность студентов на 10 000 человек населения.

Выпуск специалистов на 10 000 занятых в экономике.

Охват молодежи средним профессиональным образованием.

19,2.

19,5.

20,2.

20,8.

21,2.

21,9.

22,7.

23,6.

24,2.

25,2.

26,0.

26,0.

Коэффициент приема, %.

35,1.

34,1.

35,2.

37,7.

39,6.

39,7.

42,5.

45,0.

46,6.

46,3.

49,0.

48,5.

Коэффициент выпуска, %.

23,6.

23,4.

26,2.

28,2.

27,7.

27,2.

29,3.

30,4.

30,1.

33,0.

32,2.

33,7.

Конкурс па вступительных экзаменах, заявок на 100 мест.

Источник: http://www.gks.ru.

К основным показателям среднего профессионального образования относятся: численность учебных заведений; численность учащихся всего, в том числе по формам обучения, полу, отраслевой специализации; распределение численности учащихся, но регионам; прием в учебные заведения по видам обучения и отраслям; численность выпускников по видам обучения и группам специальностей; численность преподавателей и их распределение по уровню образования, стажу работы, должностям и окладам. Система показателей оценки среднего профессионального образования, используемая в настоящее время в России, является достаточно развернутой и включает в себя показатели, характеризующие учреждения среднего профессионального образования, в том числе их филиальную сеть, прием и обучение студентов, а также выпуск специалистов (табл. 8.8).

Таблица 8.8

Классификационные признаки, используемые при характеристике численности студентов, приема и выпуска специалистов в системе среднего профессионального образования

Численность студентов.

Прием студентов.

Выпуск специалистов.

Тип образовательного учреждения.

Тип образовательного учреждения.

Тип образовательного учреждения.

Форма собственности образовательного учреждения.

Форма собственности образовательного учреждения.

Форма собственности образовательного учреждения.

Базовый общеобразовательный уровень студентов.

Базовый общеобразовательный уровень студентов.

Базовый общеобразовательный уровень студентов.

Форма обучения.

Форма обучения.

Форма обучения.

Пол.

Группы специальностей.

Группы специальностей.

Возраст.

Гражданство.

Уровень полученных дипломов.

Группы специальностей.

Источники финансирования.

Гражданство.

Гражданство.

Субъекты РФ.

Источники финансирования.

Окончание табл. 8.8

Численность студентов.

Прием студентов.

Выпуск специалистов.

Источники финансирования.

Субъекты РФ.

Инвалиды, но формам обучения.

Субъекты РФ.

К обобщающим показателям среднего профессионального образования (см. табл. 8.7) относятся:

  • • численность студентов на 10 000 человек населения, в том числе по формам собственности образовательных учреждений;
  • • выпуск специалистов на 10 000 занятых в экономике, в том числе по формам собственности образовательных учреждений;
  • • охват молодежи средним профессиональным образованием — отношение численности студентов среднего профессионального образования к численности населения в возрасте 15—19 лет;
  • • коэффициент приема в учреждения среднего профессионального образования — отношение численности принятых на обучение в учреждения среднего профессионального образования к численности населения в возрасте 15 лет;
  • • коэффициент выпуска из учреждений среднего профессионального образования — отношение численности выпускников учреждений среднего профессионального образования к численности населения в возрасте 18 лет;
  • • конкурс на вступительных экзаменах — число заявлений на 100 мест, в том числе по группам специальностей.

Высшее профессиональное образование (ВПО) — наиболее динамично развивающийся уровень образовательной системы России. Несмотря на кризисные явления в социальноэкономическом положении страны, число учреждений ВПО за последние годы значительно выросло и в 2010/11 учебном году составило 1114 учебных заведений. Система показателей высшего профессионального образования является частью целостной системы показателей, характеризующих различные уровни образования, и включает показатели числа образовательных учреждений, численности студентов, принятых на обучение, и выпускников, а также показатели, характеризующие профессорско-преподавательский состав вузов.

Общая численность обучающихся в 2010/11 учебном году в системе высшего профессионального образования составляет 7049,8 тыс. человек, удельный вес государственных учреждений высшего профессионального образования составляет 58,6%; при этом они осуществляют обучение 83,0% общего числа студентов, что свидетельствует о низком уровне доверия населения к частным учебным заведениям, качеству полученного образования и востребованности выпускников.

С 31 декабря 2010 г. квалификации бакалавра и магистра стали основными квалификациями для поступающих в российские вузы, поэтому в настоящее время для высшего образования в России характерно разнообразие форм дипломов. При изучении уровня полученного образования анализируются показатели структуры по формам выданных дипломов:

  • • диплом о неполном высшем образовании;
  • • диплом бакалавра;
  • • диплом специалиста с высшим образованием;
  • • диплом магистра.

В табл. 8.9 представлены данные Росстата о выпуске специалистов с дипломами разных уровней.

Как очевидно из таблицы, доля выпускников с дипломами специалистов с высшим профессиональным образованием остается высокой, но начинает постепенно снижаться, в то время как растут доли выпускников с дипломами бакалавров и магистров. В связи с изменениями в системе высшего профессионального образования можно предположить, что в последующие годы этот процесс станет существенно более активным: практически через три года все вузы страны перейдут на систему обучения бакалавр-магистр.

В качестве обобщающих характеристик высшего профессионального образования используются следующие показатели:

  • • численность студентов на 10 000 человек населения, в том числе по типам учебных заведений;
  • • коэффициент приема в высшие учебные заведения — отношение численности принятых на обучение в высшие учебные заведения к численности населения в возрасте 17 лет;
  • • выпущено специалистов из учреждений высшего профессионального образования па 10 000 человек населения;
  • • выпуск специалистов из высших учебных заведений на 10 000 занятых в экономике;

СЛ ст>

Характеристики выпуска специалистов с дипломами разных уровней

Вид диплома.

Численность выпущенных специалистов, %

Изменение по сравнению с предыдущим годом, %.

Год.

Год.

Неполное высшее профессиональное образование.

0,64.

0,68.

0,70.

0,55.

0,53.

6,25.

2,94.

— 21,43.

— 3,64.

Бакалавр

7,41.

7,25.

8,60.

8,62.

8,84.

— 2,16.

18,62.

0,23.

2,55.

Специалист с высшим профессиональным образованием.

90,83.

90,82.

89,28.

89,04.

88,08.

— 0,01.

— 1,70.

— 0,27.

— 1,08.

Магистр

1,12.

1,24.

1,42.

1,79.

2,55.

10,71.

14,52.

26,06.

42,46.

  • • коэффициент выпуска — отношение численности выпускников высших учебных заведений к численности населения в возрасте 22 лет;
  • • конкурс в учебные заведения высшего профессионального образования.

С учетом ускоряющегося научно-технического прогресса образование, полученное в юности, становится недостаточным для жизни, в связи с чем в мировой практике все большее значение приобретает развитие системы непрерывного образования, которое, естественно, также требует определенных затрат. Кроме того, важность образования как фактора устойчивого развития определила необходимость использования показателей образования при оценке человеческого капитала. Концепция непрерывного образования, получившая широкое распространение в последние годы, основывается на том, что традиционного формального образования молодежи недостаточно для дальнейшей трудовой деятельности. Система образования должна охватывать также и взрослое население, с тем, чтобы трудовая активность сочеталась с периодами обучения. Такая образовательная подготовка работников не завершается при их выходе на рынок труда, а, наоборот, продолжается на всех этапах трудовой деятельности.

При международных сопоставлениях для характеристики образовательной составляющей человеческого капитала используются показатели средней продолжительности обучения и ожидаемой продолжительности обучения. Средняя продолжительность обучения представляет собой среднее количество лет образования, полученное лицами в возрасте 26 лет и старше в течение жизни, основанное на показателе образовательного уровня населения, пересчитанном в количество лет обучения на основе теоретической продолжительности каждого уровня полученного образования. Ожидаемая продолжительность обучения определяется как количество лет образования, которое, как ожидается, может получить ребенок, достигший официально установленного возраста поступления в школу, если в течение его жизни сохранятся преобладающие тенденции в области показателей охвата населения образованием.

В табл. 8.10 представлены данные, характеризующие образование по группам стран.

Таблица 8.10

Показатели образования по группам стран в 2011 г.

Группы стран,.

Средняя.

Ожидаемая.

Соотношение.

регионы.

продолжи;

продолжи;

ожидаемой.

телыюсть.

телыюсть.

и средней про;

обучения,.

обучения,.

должительно;

лет.

лет.

сти обучения, %

Группы стран по уровню развития:

11,3.

15,9.

140,7.

очень высокий.

8,5.

13,5.

158,8.

высокий.

6,3.

11,2.

177,7.

средний низкий.

4,2.

8,3.

197,6.

Регионы:

Арабские государства.

5,9.

10,2.

172,9.

Восточная Азия и Тихоокеанский.

7,2.

11,7.

162,5.

регион Европа и Центральная Азия.

9,7.

13,4.

138,1.

Латинская Америка и Карибский бассейн.

7,8.

13,6.

174,4.

Южная Азия.

4,6.

9,8.

213,0.

Страны Африки к югу от Сахары.

4,5.

9,2.

204,4.

Источник: данные Программы развития ООН. URL: http://www.undp.org.

Как очевидно из приведенных данных, при снижении уровня развития стран различие между средней и ожидаемой продолжительностью обучения увеличивается и достигает 97,6% для стран с низким уровнем человеческого развития. Наибольшие различия по регионам наблюдаются в группах наименее развитых стран Южной Азии и Африки к югу от Сахары — 113,0 и 104,4% соответственно.

Использование теоремы сложения дисперсий дает возможность оценить, в какой степени различия стран по уровню развития обусловливают их различия по показателям образования.

Система показателей образования и характеристика уровней образования.

Общая дисперсия характеризует вариацию соответствующего показателя образования под влиянием всех определяющих ее факторов:

Межгрупповая дисперсия характеризует вариацию соответствующего показателя образования под влиянием неравенства групп стран по уровню развития:

Система показателей образования и характеристика уровней образования.

где ? — число стран в каждой группе.

Средняя из внутригрупповых дисперсий характеризует вариацию соответствующих показателей образования под влиянием всех прочих факторов, кроме уровня развития:

hyi-ю2.

hyi-ю2

где aj =———-дисперсии в каждой группе.

Ji

Степень зависимости вариации показателей образования от уровня развития оценивается с использованием коэффициента детерминации (г|2) и эмпирического корреляционного отношения (г|). Коэффициент детерминации характеризует долю вариации соответствующего показателя образования под влиянием различий групп стран, но уровню развития и совместно с эмпирическим корреляционным отношением используется для характеристики степени тесноты взаимосвязи между факторами:

Система показателей образования и характеристика уровней образования.

Для расчета общей дисперсии для показателей средней и ожидаемой продолжительности обучения использовались данные Доклада о развитии человека ПРООН за 2011 г. для 187 стран мира. Расчеты выполнены с использованием данных табл. 8.10, результаты представлены в табл. 8.11. Межгрупповая дисперсия:

средняя продолжительность обучения

Система показателей образования и характеристика уровней образования.

ожидаемая продолжительность обучения

Таблица 8.11.

Таблица 8.11.

Показатели оценки влияния различий в уровне развития человеческого потенциала на среднюю и ожидаемую продолжительность обучения.

Показатель.

Среднее значение, лет.

G2

52

п2,%.

П.

Средняя продолжительность обучения.

6,915.

9,702.

6,913.

71,25.

0,844.

Ожидаемая продолжительность обучения.

9,516.

17,734.

15,512.

87,47.

0,935.

Коэффициент детерминации (см. формулу (8.10)) и эмпирическое корреляционное отношение (см. формулу (8.11)) определяются следующим образом:

средняя продолжительность обучения

Система показателей образования и характеристика уровней образования.

ожидаемая продолжительность обучения

Система показателей образования и характеристика уровней образования.

Таким образом, доля вариации средней продолжительности обучения под влиянием различий стран по уровню человеческого развития составила в 2011 г. 71,25% ожидаемой продолжительности обучения — 87,47%. Величина эмпирического корреляционного отношения свидетельствует о чрезвычайно тесной взаимосвязи между уровнем человеческого развития стан мира и показателями образования.

По данным ООН, в России, занимающей 66-е место в рейтинге по уровню развития человеческого потенциала из 187 стран, средняя продолжительность обучения составила 9,8 года, ожидаемая продолжительность обучения — 14,1 года, что несколько выше среднего показателя группы стран по уровню развития (высокий уровень развития), в которую в соответствии с классификацией ООН включена Россия, и выше среднего показателя, но Европе и Центральной Азии.

Исходя из этих показателей, Россия, на первый взгляд, занимает неплохие позиции по образованию населения. Однако подобные количественные характеристики не могут дать исчерпывающую характеристику качества образовательного потенциала населения. Всемирный экономический форум (ВЭФ) при оценке конкурентоспособности стран использует существенно более широкий перечень показателей, которые характеризуют, с одной стороны, высшее образование и обучение и, с другой стороны, эффективность рынка труда[1].

К первой группе показателей относятся показатели уровня среднего образования, уровня третичного образования, качества системы образования, качества математического и естественно-научного образования, качества школ менеджмента, доступа в Интернет в школах, наличия научноисследовательских и учебных центров, степени подготовки кадров. Из группы показателей эффективности рынка труда можно выделить показатели «Опора на профессиональное управление» и «Утечка мозгов». На рис. 8.4 приведены рейтинги стран БРИКС за 2012 г.

Из диаграммы очевидно, что среди стран БРИКС Россия имеет достаточно устойчивые позиции по показателям уровня образования, однако по тем показателям качества образования, которые характеризуют его связь с рынком труда, позиции России существенно слабее, хотя рейтинг опоры на профессиональное управление по сравнению с предыдущим годом улучшился.

Рейтинги стран БРИКС по индикаторам качества образования „ и эффективности рынка труда в 2012 г.

Рис. 8.4. Рейтинги стран БРИКС по индикаторам качества образования «и эффективности рынка труда в 2012 г.

— nI.

СО В то же время для России образовательный потенциал населения остается важнейшим условием развития, в том числе в сфере развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)[2], качества государственного управления, развития электронного правительства. Необходимо отметить, что все ведущие международные организации используют характеристики образования при построении обобщающих индикаторов, характеризующих различные аспекты развития стран. Обращает на себя внимание достаточно согласованный подход различных международных организаций к оценке роли и вклада образования в развитие стран, в частности в развитие бизнес-среды. Во-первых, наиболее крупные и авторитетные международные организации используют согласованные источники информации при формировании систем индикаторов оценки образовательной составляющей развития. Во-вторых, круг изучаемых стран и подходы к построению самих индексов имеют достаточно много общих черт и, наконец, все организации единодушны в том, что образование является не только важнейшей характеристикой человеческого капитала, но и условием экономического и социального развития стран.

Для развития бизнеса в России жизненно необходимо обеспечивать согласованность качества и структуры образования с потребностями в рабочей силе, отвечающей по своим характеристикам целям и задачам деятельности бизнеса. Эта проблема входит в пятерку факторов, выделяемых ВЭФ для России, в наибольшей степени препятствующих развитию бизнеса. Соответственно для России сохранение и наращивание потенциала образования, опора бизнеса на профессиональные кадры является той возможностью, при реализации которой страна обеспечит устойчивое развитие и улучшение позиций в мировом сообществе.

  • [1] The Global Competitiveness Report 2012;2013. World EconomicForum. Geneva, 2012.
  • [2] Методология построения этих индикаторов подробно рассматривается в параграфе 12.2.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой