Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Панорама проективных тестов ассоциативные тесты

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психолог читает перечень из ста хорошо знакомых слов, а тестируемый должен как можно быстрее отреагировать на каждое произнесенное психологом слово другим словом, уже своим. От обследуемого требуется произнести первое пришедшее в голову слово. Время каждой реакции фиксируется с помощью секундомера. После первого чтения тест повторяется снова. Психолог повторяет слова-стимулы, и тестируемый должен… Читать ещё >

Панорама проективных тестов ассоциативные тесты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Категория: ассоциативные тесты (добавление, слова, идеи, картинки)

В 1904 г., будучи молодым врачом в Цюрихе, Карл Юнг разрабатывает первый проективный тест.

Тест словесных ассоциаций — это экспериментальный метод для определения автономных бессознательных комплексов человека путем изучения спонтанных психологических реакций и ассоциаций.

Согласно Юнгу, по характеру ассоциаций, времени реакции, общему поведению обследуемого можно судить о его скрытых аффективных комплексах.

Большинство исследователей склонны рассматривать этот тест как прием для изучения интересов и установок личности.

Оригинальный тест Юнга представляет собой четыре листа по 100 слов. Это список не связанных между собой слов.

Психолог читает перечень из ста хорошо знакомых слов, а тестируемый должен как можно быстрее отреагировать на каждое произнесенное психологом слово другим словом, уже своим. От обследуемого требуется произнести первое пришедшее в голову слово. Время каждой реакции фиксируется с помощью секундомера. После первого чтения тест повторяется снова. Психолог повторяет слова-стимулы, и тестируемый должен воспроизвести свои предыдущие ответы. В некоторых случаях его память дает осечку, и воспроизведение оказывается с другим значением, либо и вовсе затрудненным. Подобные сбои очень важны для исследователя. Первоначально совершенно не предполагалось, что для этого эксперимента будет найдена нынешняя область применения; он предназначался для изучения умственных ассоциаций. Для этого он оказался слишком примитивен. Но вот ошибки, допущенные тестируемым, могут быть интересным материалом для интерпретации. Юнг считал, что сложности при воспроизведении некоторых слов связаны с комплексами, которые человек обычно тщательно скрывает. В результате можно составить карту личных комплексов, имеющих ценность как для самопонимания, так и для распознавания разрушительных факторов, которые обычно портят отношения.

Юнг с помощью данной методики пытается анализировать экстраверсию — интроверсию. Экстраверт дает конкретную ассоциацию, реальную. Для интроверта характерна эгоцентричная реакция, чувственная. Психолог фиксирует, к какой категории принадлежит каждая ассоциация. По преобладающему количеству определяется тип человека. Анализируется также характер каждой ассоциации.

Существуют различные классификации видов ассоциаций. Можно выделить ассоциацию:

  • • интеллектуальную — преобладает рациональность и объективность (корабль — море);
  • • фантазийную — исходит из фантазий, художественных образов, символов, отсутствие логических связей (корабль — Ассоль);
  • • эмоциональную — чувственная, спонтанная реакция (корабль — перемены);
  • • контролируемую — отрицание смысла ключевого слова, сопротивление (корабль — бетон).

Два основных индикатора существующих комплексов для Юнга: увеличение времени реакции и забывание слов при воспроизведении. Также Юнг предлагает дополнительные индикаторы:

  • • ассоциация на ключевое слово состоит из нескольких слов;
  • • повторение ключевого слова за психологом;
  • • непонимание ключевого слова;
  • • редкое или странное слово в ответ на ключевое слово;
  • • персеверация1.

Наиболее широко распространенный стандартизированный вариант теста был разработан Г. Кент и А. Розановым (1910). На большой выборке они определили стандарт и анализировали количество нестандартных ответов.

Мы приводим один из четырех листов теста (табл. 2.1).

Тест Юнга (Тест словесных ассоциаций). Лист № 1

Таблица 2.1

Голова

Лягушка

Зеленый

Отделять

Вода

Голод

Колоть

Белый

Ангел

Дети

Длинный

Внимательный

Корабль

Карандаш

1 Персеверация — неосознанное навязчиво-циклическое повторение слов, действий, эмоций.

Рвать

Грустный

Шерсть

Слива

Милый

Жениться

Стол

Дом

Спрашивать

Дорогой

Государство

Стакан

Уставший

Любить

Стебель

Коза

Танцевать

Большой

Озеро

Морковка

Больной

Красить

Гордость

Часть

Варить

Старый

Чернила

Цветок

Злой

Бить

Иголка

Коробка

Плавать

Дикий

Путешествие

Семья

Голубой

Мыть

Хлеб

Корова

Наказывать

Чужой

Лампа

Счастье

Богатый

Лгать

Дерево

Честность

Петь

Узкий

Жалость

Брат

Желтый

Надоедать

Гора

Журавль

Умереть

Ошибочный

Соль

Тревога

Уровень

Поцелуй

Привычка

Огонь

Подниматься

Грязный

Дорога

Дверь

Животное

Выбирать

Тетрадь.

Сено.

Презирать.

Спокойный.

Зуб.

Насмехаться.

Настоящий.

Спать.

Народ.

Месяц.

Чувствовать.

Хлопок.

Книга.

Собака.

Несправедливый.

Корзина.

Тест можно использовать в работе с детьми. Для этого необходимо его модифицировать, а именно: сократить количество слов (при сокращении необходимо сохранить пропорцию существительных, глаголов и прилагательных). В зависимости от возраста детей возможно сокращение до 50—20 слов. Психолог может предложить созданный им самим ряд слов, отталкиваясь от задач диагностики. Например, тест словесных ассоциаций может использоваться, как один из инструментов, для диагностики школьной адаптации (дезадаптации).

Бланк ответов может выглядеть, например, так как на табл. 2.2.

Таблица 2.2

Бланк ответов для детей начальной школы.

№.

Слово

Ассоциация

Время

Воспроизведение

ассоциации

Время

Синий.

Учитель.

Читать.

Веселый.

Гулять.

Скучать.

Зеленый.

Несправедливый.

Страх.

Школа.

Звонок.

Рисовать.

Красный.

Добрый.

Урок.

Играть.

Слово

Ассоциация

Время

Воспроизведение

ассоциации

Время

Диктант

Радоваться

Ученик

Цветок

Спокойный

Книга

Уставать

Наказывать

Дневник

Тест можно проводить без секундомера, просто отмечать скорость реакции: 1— быстро, 2 — задумался, 3— долго думал.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой