Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические подходы к определению понятий «дифференциация» и «индивидуализация»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В «Российской педагогической энциклопедии» индивидуализация определяется как «организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, позволяющих создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика». Современное общество как центр образовательного процесса ставит личность, в цели образования включается необходимость обеспечения актуализации… Читать ещё >

Теоретические подходы к определению понятий «дифференциация» и «индивидуализация» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наибольшее затруднение при определении понятия дифференциации вызывает то обстоятельство, что смешивают два таких понятия, как «индивидуализация» и «дифференциация». Предпочтение того или иного слова в педагогике — это по большей части вопрос традиции или договоренности.

В «Российской педагогической энциклопедии» индивидуализация определяется как «организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, позволяющих создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика».

Большинство наиболее известных исследователей индивидуализации обучения используют понятие индивидуализации как организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению (А.А. Бударный, Е. С. Рабунский, А.А. Кирсанов). Индивидуализация здесь вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого учащегося. Чаще исследователи ограничиваются учетом групп, сходных по какому-либо комплексу качеств. (А.А. Бударный, Е. С. Рабунский, И.Э. Унт) Однако часто встречается употребление понятий «индивидуализация» и «дифференциация» в качестве синонимов. Так, в одном и том же значении говорят об индивидуальном и дифференцированном подходе к учащимся на уроке. Е. Я. Голант вообще ограничивается «дифференциацией обучения».

Специфика дифференцированного обучения — учет индивидуальных особенностей, присущих группе учеников и организация вариативного учебного процесса в этих группах. Проектирование дифференцированного обучения невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему особенностями.

Так Рабунский Е. С. считает дифференциацию синонимом понятия «индивидуализация». Вместе с тем «дифференциация» им рассматривается в более узком смысле, а именно, как разделение школы на потоки, иногда даже как формирование специальных школ и классов. Относительно понятия «индивидуализация» дифференциация, по мнению Рабунского Е. С., является необходимым условием успешной реализации индивидуального подхода, т.к. она нацелена на борьбу против ориентации исключительно на класс.

Бутузов И.Д. рассматривает дифференциацию как форму организации обучения, обеспечивающую качество знаний учащихся. Её использование позволяет решить проблему второгодничества. В понимании Бутузова И. Д. дифференцированное обучение представляет собой учет индивидуальных различий в обучаемости школьников и внутриклассное разделение учащихся на одинаковые по уровню обучаемости группы для осуществления учебной работы с этими группами на разном уровне.

И.М. Осмоловская под дифференциацией понимает «способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности».

Осмоловская различает понятие «индивидуализация» и «дифференциация», в её понимании дифференциация шире и включает в себя индивидуализацию.

Цель дифференциации — обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

Современное общество как центр образовательного процесса ставит личность, в цели образования включается необходимость обеспечения актуализации личностных функций учащихся: самоопределение, самораскрытие, самореализацию личности.

Проектирование дифференцированного обучения невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему особенностями.

Поэтому наряду с психологическими особенностями личности необходимо учитывать имеющийся субъективный опыт индивида, его предпочтения, ценности.

Кроме того, процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям. [8].

Понятие дифференциации тесно связано с индивидуализацией и их надо рассматривать во взаимосвязи.

Дифференциация может использоваться для предупреждения неуспеваемости в процессе обучения, как способ максимально полного учета индивидуальных особенностей и для актуализации личностных функций в обучении.

В зависимости от цели обучения дифференциация может быть средством, формой, результатом индивидуализации.

Под дифференциацией понимается «способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности. Дифференциация характеризуется созданием групп учащихся, в которых элементы дидактической системы различаются». Индивидуализация — цель, а дифференциация — средство её достижения. Индивидуализация невозможна без дифференциации, так как они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой