Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нетрадиционные формы обучения в современной начальной школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К сожалению, мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. Проводя стандартные будничные уроки… Читать ещё >

Нетрадиционные формы обучения в современной начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Каждый хороший учитель готовится к уроку и подбирает так материал к нему и формы работы, чтобы обеспечить мыслительную деятельность каждого ученика каждую минуту. А некоторые учителя, кроме этого, еще стараются предугадывает те моменты, когда эта деятельность может начать угасать, а также предусматривают методы ее стимуляции, путем разумной инъекции в структуру урока чего-нибудь неожиданного, необычного, удивительного, веселого, то есть такого, что вызывает естественный, живой интерес у обучающихся, что прогоняет с урока скуку.

Шалва Александрович Амонашвили считает, что без педагогической игры на уроке нельзя увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, а так же сделать их активными творцами и участниками урока.

Для того чтобы создать на своих уроках положительную эмоциональную обстановку, прежде всего нужно ввести в них занимательные моменты.

Константин Дмитриевич Ушинский считал, что занимательные элементы на уроке могут быть напрямую связанны с изучаемой темой («внутренние»), а могут быть с нею совсем не связанными («внешние»). Совершенно очевидно, что «внутренняя» занимательность предпочтительнее «внешней».

Из практики видно, что детям нравятся нетрадиционные уроки. По определению Ивана Павловича Подласого, нетрадиционный (нестандартный) урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.

К сожалению, мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Из всех приведенных типов, мы выбрали, наиболее распространенные типы уроков, такие как:

  • — уроки — деловые игры;
  • -уроки-соревнования;
  • -уроки типа КВН;
  • -компьютерные уроки;
  • -уроки творчества;
  • -уроки-аукционы;
  • -уроки-зачеты;
  • -уроки-конкурсы;
  • -уроки-ролевые игры;
  • -межпредметные уроки;
  • -уроки-игры «Поле чудес»;
  • -уроки-фантазии.

Нестандартные уроки являются необычными по замыслу, организации, методике проведения и поэтому наиболее интересны обучающимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы и вводить их в систему считается нецелесообразно из-за большой потери времени, а также отсутствия серьезного познавательного труда и невысокой результативности.

Проводя стандартные будничные уроки можно применять нестандартные формы урока, для того чтобы повысить уровень познавательной активности, интерес к предмету, развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление, воображение и другие), умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

Приведем фрагмент урока — соревнования по музыке в 3 классе. Цель данного урока — обобщение знаний за I четверть. Задачи: выявить уровень знаний, развить находчивости, воспитывать эстетический вкус.

Организованные таким образом уроки, активизируют детей, способствуют решению многих учебных задач, а, следовательно, формированию учебной деятельности.

В первом классе дидактическая игра облегчает работу учителя над основными понятиями, отличающимися значительной степенью общности и абстракции. Ученики с большим интересом принимают те игры, которые основаны на внесении элементов воображения или содержат элементы неожиданности или ожидания. Например, игры «Школа», «Магазин», «Что изменилось?», «Который по счету?».

Подрастая, ученики выбирают уже такие игры, где есть возможность показать свои способности и знания. Их уже увлекает содержание игры, появляется тяга к играм-соревнованиям, таким, как «Хоккей», «Кто станет капитаном?», «Чья ракета быстрее долетит до луны?» .

Вначале учеников увлекает желание одержать личную победу, постепенно их интересы расширяются, и они постепенно переживают не только свой личный успех или неудачу, но и успех своей команды. Такие игры, кроме решения учебных задач, способствуют воспитанию моральных качеств личности.

Следует помнить, что основная цель проведения игр на уроке — обучающая, поэтому игра должна быть посильной и обязательно служить максимальной активизации мыслительной деятельности учеников, для чего игры следует, как можно чаще разнообразить, менять условия, правила.

Устойчивый познавательный интерес формируется различными средствами. Одним из них является занимательность. Немало занимательного материала можно использовать на уроках, и им полезно пользоваться, так как с помощью занимательности можно сделать учебу желаемым делом. Некоторые нестандартные задачи (задачи-шутки, с монетами, спичками, разрезанием, складыванием и другие) обладают внешней занимательностью. Такие задачи полезны, но их не всегда можно связать с программным материалом. Однако для подобных заданий можно найти 3−5 минут на уроке. Если задача нетрудная, то ее можно включить в устный счет. Если задание более сложное и нет уверенности, что его выполнят сразу многие дети, то задание следует предложить в конце урока, после записи домашнего задания. В таком случае не надо добиваться решения задач на уроке во что бы то ни стало, можно предложить детям поразмыслить над условием во внеурочное время.

Таким образом, увлёкшись, дети не замечают, что учатся, познают и запоминают новое непроизвольно, что это новое входит в них естественно. Поэтому основной акцент при написании элементов нетрадиционных форм уроков делается на глубокое понимание учебной информации, сознательное и активное усвоение, формирование у школьников умения самостоятельно и творчески применять полученную учебную информацию.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой