Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Спор между Румынией и Украиной в разграничении континентального шельфа и ИЭЗ в Черном море

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Суд исходил из необходимости проведения срединной линии по базовым пунктам на противоположных берегах Румынии и Украины и решил, что линия разграничения начнется в точке 1, установленной сторонами в Договоре о режиме государственной границе 2003 г., и далее, с учетом 12-мильного полукруга вокруг острова Змеиный (Serpents), проследует до точки 2, где внешняя кромка территориальных вод Украины… Читать ещё >

Спор между Румынией и Украиной в разграничении континентального шельфа и ИЭЗ в Черном море (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Международный суд ООН применил в данном споре примерно такую же логику, что и в предыдущем случае, при рассмотрении «особых обстоятельств» (т.е. отказ от рассмотрения особенностей конфигурации побережья ввиду наличия острова).

В 2004 г. Румыния инициировала в Международном суде ООН рассмотрение дела о делимитации континентального шельфа и ИЭЗ Украины и Румынии в Черном море. Украина 16 мая 2006 г. подала в Международный суд ООН контрмеморандум. Суть разногласий сводилась к определению территориального статуса острова Змеиный (Serpenis) и установлению линии, разграничивающей континентальные шельфы и ИЭЗ обоих государств.

Не вдаваясь в период, предшествующий Средним векам, можно с уверенностью сказать, что остров Змеиный отошел к территориям Российской империи после морского сражения 3 (14) июля 1788 г. у острова Фидониси (так тогда назывался спорный остров) и победы России в Русско-турецкой войне 1828— 1829 гг. Остров Змеиный отошел к Румынии после поражения России в Крымской войне, а по советско-румынскому Соглашению от 23 мая 1948 г. вошел в состав СССР. В соответствии с Парижским мирным договором 1947 г. и со ст. 1 советскорумынского мирного договора 1947 г. между правительствами двух стран был подписан протокол уточнения прохождения линии государственной границы, который определил основные точки и пункты, через которые должна проходить линия государственной границы, а в двустороннем акте от 4 февраля 1948 г. советско-румынская граница была уточнена с целью ее обозначения на картах крупного масштаба и демаркации на местности. На основании указанных документов, а также Протокола от 23 мая 1948 г. можно вполне определенно констатировать, что остров Змеиный на вполне законных основаниях вошел в состав СССР. Договор о режиме советско-румынской государственной границы, заключенный в 1961 г., и протоколы об описании прохождения линии государственной границы, подписанные в 1962 и 1974 гг., только подтвердили достигнутую в 1949 г. договоренность. Оба договора о режиме советско-румынской государственной границы (от 1949 г. и от 1961 г.) были ратифицированы и Верховным Советом СССР, и парламентом Румынии.

Вопрос о границах вновь возник уже в постсоветский период, во многом благодаря тому, что пограничная неурегулированность мешала устремлениям Румынии в ЕС и НАТО.

Украина 16 мая 1995 г. установила ИЭЗ1, то же сделала и Румыния в 1986 г.[1][2], однако как линия разграничения должна была проходить в районе острова Змеиный, данные документы не определяли. Ни один из двусторонних договоров, заключенных черноморскими государствами в советский период, также не определял делимитацию морских пространств в районе острова Змеиный (например, Соглашение между Турцией и СССР о делимитации континентального шельфа в Черном море от 23 июня 1978 г.; обмен нотами между Турцией и СССР 23 декабря — 6 февраля 1987 г. относительно установления Турцией ИЭЗ в соответствии с декретом от 17 ноября 1986 г.). Объявленный Украиной перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий для отсчета экономической зоны в районе пересечения морских границ с Румынией практически полностью повторял (см. точки 1—10) аналогичный перечень, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР еще в 1985 г.

В 1997 г. между Украиной и Румынией был заключен Договор «Об отношениях добрососедства и сотрудничества», а вопрос о морских границах был отнесен к «техническим», по-видимому для того, чтобы формально заявить об отсутствии у Румынии территориальных разногласий с сопредельными странами. Украина и Румыния 17 июня 2003 г. подписали Договор «О режиме украинскорумынской границы, сотрудничестве и взаимной помощи в приграничных вопросах». Этот документ детализировал правовые отношения пограничных служб.

двух стран и решал ряд попутных вопросов, но проблему делимитации границы в Черном море не регулировал.

В своем представлении в Международный суд румынская сторона настаивала на том, что остров Serpenis (Змеиный) является скалой и его положение не может влиять на определение линии делимитации морских пространств сопредельных государств. (Скалы, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для самостоятельной хозяйственной деятельности, не имеют ни ИЭЗ, ни континентального шельфа (ст. 121 (3) КМП-82).) Украинская сторона предлагала считать его островом, предполагая распространение на него в этом случае положений ст. 121 КМП-82. Кроме того, исходя из большей протяженности прилежащего и противолежащего побережья (1058 км против румынской — 258 км) Украина полагала, что спорные территории шельфа и ИЭЗ необходимо разделить в пропорции 1 к 3 (примерно 53,3 тыс. км2 — за Украиной, 21,9 тыс. км2 — за Румынией.

В своем решении от 3 февраля 2009 г. Международный суд посчитал Змеиный островом, установив вокруг него территориальное море в 12 морских миль, однако не учел его как «дополнительное географическое основание», которое следовало бы учесть при установлении линии разграничения. Президент Международного суда Розалин Хиггинс посчитала недопустимым, как она выразилась, «юридический пересмотр географии», и в качестве причины, делающей невозможной учет острова Змеиный в разграничении, указала на его удаленность от побережья. Суд также не принял во внимание диспаритет, вызванный различиями в пространственной протяженности береговых линий двух государств, посчитав, что он не имеет «прямого математического применения».

Суд исходил из необходимости проведения срединной линии по базовым пунктам на противоположных берегах Румынии и Украины и решил, что линия разграничения начнется в точке 1, установленной сторонами в Договоре о режиме государственной границе 2003 г., и далее, с учетом 12-мильного полукруга вокруг острова Змеиный (Serpents), проследует до точки 2, где внешняя кромка территориальных вод Украины пересечется с линией эквидистанции между побережьями Румынии и Украины и далее проследует до точки 3, затем 4 и по достижении точки 5 продолжится далее на юг до тех пор, пока не достигнет точки, где могут быть затронуты права других стран. Приведенное выше решение оставило за Румынией примерно 80% оспариваемых изначально пространств. На рис. 14 показаны линии разграничения, предлагаемые спорящими сторонами и установленные Международным судом в решении от 3 февраля 2009 г.

В ст. 3 указанного Соглашения предусмотрено, что если в районе границы, разделяющей пространства двух государств, на морском дне или в его недрах одной из сторон будут найдены природные ресурсы, которые могут разрабатываться с морского дна другой стороны, то государства должны вступить в консультации с целью определения способа разработки таких ресурсов1.

  • [1] Law of the Ukraine on the exclusive economic zone, dated 16 May 1995.
  • [2] Decree No. 142 of 25 April 1986 of the Council of State concerning the establishment of the ExclusiveEconomic Zone of Romania in the Black Sea.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой