Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Законы общества, государства и социальная технология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Законы общества и государства часто рассматриваются как тождественные. Однако это не так, поскольку они имеют совершенно разную природу: законы общества объективны, формируются как результат действий больших масс людей, не зависят от индивидуального сознания человека по характеру, но зависят от него при возникновении, так как каждый человек преследует свои цели, направляет усилия… Читать ещё >

Законы общества, государства и социальная технология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Законы общества и государства часто рассматриваются как тождественные. Однако это не так, поскольку они имеют совершенно разную природу: законы общества объективны, формируются как результат действий больших масс людей, не зависят от индивидуального сознания человека по характеру, но зависят от него при возникновении, так как каждый человек преследует свои цели, направляет усилия на их реализацию. Однако эти цели совпадают или не совпадают. В результате возникают и повторяются явления, как правило, независящие от одного, отдельно взятого человека. Известно, что уже английские экономисты XVII—XVIII вв. А. Смит и Д. Риккардо открыли закон стоимости и предложения как закон спроса товаров на рынке. Однако законы общества, направленность их действий обусловлены волей и сознанием правителей и немногочисленных законодателей.

Общественные законы выражают последовательность развития явлений, их устойчивые идентичные, существенные общие необходимые связи и отношения, права и свободы людей, могут определяться случайными или временными конъюнктурными связями в конкретной правовой ситуации.

Государственные юридические законы, во-первых, являются «законами долженствования» (такая оценка встречается у И. Канта). Они — правила, которые людям надлежит соблюдать. И. А. Ильин по этому поводу писал: «Каждый раз, как живой человек действует или совершает известный поступок, он может делать свое дело лучше или хуже. При этом если он живет сознательной жизнью, он имеет возможность обдумывать свой образ действий, выбрать лучший путь и решать в его пользу. Во всех этих случаях человек имеет перед собою известные правила, которые указывают ему искомый лучший жизненный путь. Эти правила говорят не о том, что существует на самом деле; но о том, как следует жить, действовать и поступать. Эти правила могут быть названы законами потому, что они указывают постоянный и необходимый порядок, который людям надлежит осуществить в их деятельности»[1].

Во-вторых, в связи с тем, что законы государства — это законы нормативные, человек всегда оценивает их, «примеряет на себя». Поэтому разработка законов (законотворчество) издавна волновала человека. Ведь закон для него может быть хорошим и плохим, справедливым и несправедливым, правильным и неправильным. В зависимости от того, что принимается за основу законотворчества, дается объяснение принципам разработки законов, позволяющим сделать их такими, чтобы соблюдался правопорядок и индивиды были свободны. Так, например, ст. 10 Гражданского кодекса РФ посвящена важнейшей проблеме — пределам осуществления гражданских прав.

Существует два основных подхода к рассмотрению проблемы эффективного законотворчества.

Первый подход отталкивается от исследования процесса законотворчества, стремящегося к определенному идеалу. Так, И. А. Ильин утверждал, что для формирования «правильных» законов необходимо иметь «верное и отчетливое» представление о том, что есть лучшее. Однако у каждого свое представление о лучшем. Для художника лучшее — это красота, для этика — добро и т. д. Поэтому правопорядок в обществе как «элементарную обеспеченность и духовную полноту жизни», по И. А. Ильину, могут обеспечить законы, имеющие в основе «юридическое лучшее» — справедливость.

Второй подход следует из материалистического понимания истории, исследующего законотворчество как процесс отражения требований законов общественного развития. С этой точки зрения, законы общественного развития рассматриваются как объективные, несмотря на то что творят их люди. Под определяющей силой развития общества понимается способ производства материальных благ как единство производительных сил и производственных отношений. Он не навязывается какой-то чужой силой, «мировым духом» или «мировой волей», а создается людьми в конкретных исторических условиях, не зависящих, впрочем, от их воли и сознания. Поэтому способ производства определяет, в конечном счете, политическую и духовную жизнь, формирует потребности, интересы, юридические нормы. Они формируются под воздействием способа производства, экономического базиса общества, политической надстройки. Смена способа производства, экономического базиса или даже одной политической надстройки (при ее относительной самостоятельности) неизбежно влечет изменение не только форм собственности, но и юридических форм ее закрепления — законов.

Это подтверждает историческая практика. В 1917 г. была сделана ставка на диктатуру пролетариата, якобы призванную политически и юридически обеспечить построение социалистического общества, установить самые справедливые законы. В 1992 г. наше общество было брошено в пучину «первоначального накопления капитала», что потребовало изменения законов — кто при социализме считался жуликом, спекулянтом, превратился в предпринимателя, бизнесмена.

Законы общества — это законы действия больших масс людей, а результаты общественной и индивидуальной деятельности во многом зависят от степени расхождения или совпадения их интересов. Поэтому требование учета интересов людей в процессе законотворчества является наиважнейшим. Чтобы эти интересы реализовать и защищать, важно не только понять ближайшие и отдаленные цели, которые организуют деятельность людей, но и отразить их законодательно.

Таким образом, человеческая жизнедеятельность имеет две стороны: объективную и субъективную. Первая детерминирована объективными условиями. Вторая зависит от свойств социального субъекта — воли, профессионализма, нравственных качеств, ценностных установок и т. д. Но обе эти стороны связаны с правом.

Находить в социальной действительности, в ее природе источник и силы преобразования — в этом и состоит суть перевода требований законов общественного развития на язык законов государства и социально-технологических программ их реализации. Еще Платон эту идею (правда, применительно к природе человека) выразил в диалоге «Аксиох». Клиний просит Сократа успокоить умирающего Аксиоха, и Платон описывает, как Сократ утешил умирающего: надо понять природу вещей, которую скрывает и выявляет закон. Жизнь человека неизбежно завершается смертью. Смерть — закон жизни, и ее надо воспринимать как бессмертие[2]. Точно также и общественные явления надо понять, увидеть их постоянные, устойчивые, необходимые связи, которые выступают в форме законов. Лишь зная эти законы, можно воздействовать на подчиненные им явления не методом «проб и ошибок», а на научной основе.

Право обязательно вовлекается в политику — экономическую, социальную, национальную, религиозную и др. А всякая широкомасштабная политика должна быть не личностной, а инструментальной. В этом отношении право является мощным технологическим инструментом общественного развития, но только в том случае, когда оно (право) научно обосновано.

Выделяют два подхода к исследованию проблемы соотношения законов государства и социальной технологии: марксистский и либерально-сциентистский. Согласно марксистскому подходу, политическая власть контролирует деятельность общества, проектируя ее посредством права, выражающего требования законов общественного развития. Второй подход, который, в частности, отстаивал К. Поппер, предполагает свободу действия социальных институтов и частных лиц, предоставляемую им в определенных, необходимых для достижения целей пределах.

Очевидно, что с точки зрения демократического управления предпочтительнее второй подход, ибо он исключает администрирование. Но это вовсе не означает, что государство «самоустраняется» от регулирования и контроля общественной жизни. По мнению К. Поппера, «принцип государственного невмешательства в экономику (nonintervention), на котором основывается неограниченная законодательно экономическая система капитализма, должен быть отброшен. Если мы хотим защищать свободу, то должны потребовать, чтобы политика неограниченной экономической свободы была заменена плановым вмешательством государства в экономику… Именно это и произошло в действительности. Экономическая система, описанная и подвергнутая критике Марксом, прекратила свое существование…, функции государства в экономической сфере распространяются далеко за пределы защиты собственности и «свободных договоров» «[3].

Развитые страны (США, Швеция, Германия) широко используют инструментальное вмешательство государства не только в экономику, но и в другие сферы общественной жизни. Однако это происходит не импульсивно, не волюнтаристски, а с опорой на юридические законы и при использовании социальной технологии. Причем социальная технология постепенно занимает в жизни общества все более важное место.

Использование технологии (от древнегреческого — учение об искусстве, умении, мастерстве) предполагает умение формировать самые разные явления на основе знания путей развития этих явлений. Технология, по Аристотелю, — это область знания о том, как происходит сознательное создание вещей.

Российскому обществу для эффективного осуществления социально ориентированных реформ необходимо сильное правовое государство. Но реализовать задачи, национальные программы оно сможет, лишь опираясь на научную технологию в сфере права. Чтобы эта технология влияла на общество, необходим правовой контроль над властью самого государства.

Итак, закон — это форма жизни, конкретизация и реализация права. Право, и только оно, должно быть законом, а закон должен быть правовым. В понимании закона и права нет места ни юридическому позитивизму, для которого закон есть «приказ официальной власти», ни правовому нигилизму, считающему, что «если очень хочется, то все можно» .

  • [1] Ильин И. А. О сущности правосознания // Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т. Т. 4. М., 1994. С. 50.
  • [2] См.: Платон. Диалоги. М., 1986. С. 414−422.
  • [3] См.: Поппер К. Открытое общество и его враги // Поппер К. Соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1992. С. 146.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой