Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Политические и правовые взгляды деятелей Реформации: Мартин Лютер, Томас Мюнцер

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Реформации прослеживается два социально политических течения. Одно из них, либеральное, представляло интересы дворянства, бюргерства, части светских князей, рассчитывавших обогатиться посредством конфискации церковного имущества и стремившихся использовать удобный случай для завоевания большей независимости от империи. Все эти элементы, тон среди которых задавало бюргерство, хотели… Читать ещё >

Политические и правовые взгляды деятелей Реформации: Мартин Лютер, Томас Мюнцер (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись «исправление» официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией. Главным очагом европейской Реформации была Германия.

В Реформации прослеживается два социально политических течения. Одно из них, либеральное, представляло интересы дворянства, бюргерства, части светских князей, рассчитывавших обогатиться посредством конфискации церковного имущества и стремившихся использовать удобный случай для завоевания большей независимости от империи. Все эти элементы, тон среди которых задавало бюргерство, хотели осуществления достаточно скромных, умеренных реформ. Другое течение представляло интересы крестьянства, ремесленников и городского плебса. Их требования были гораздо радикальнее, вплоть до революционного переустройства немецкого общества на началах социальной справедливости.

Одним из ярчайших представителей либерального течения в эпоху Реформации стал Мартин Лютер (1483—1546) — немецкий реформатор, основоположник немецкого протестантизма. И хотя он не оставлил столько, как Макиавелли, блестящих работ в области юриспруденции, его влияние на формирование западноевропейской модели государства было едва ли не большим, чем влияние великого флорентийца. Наиболее заметное место среди его работ политико-правового плана занимает статья «О светской власти». Так, Лютер сформулировал важнейший принцип права Нового времени — идею равенства, равного достоинства людей. Отношения с Богом каждый строит в соответствии со своей совестью, на которую не вправе посягать ни церковная, ни светская власть. Свобода совести — единственная сфера свободы человека, но зато она абсолютна. Он не был философом и мыслителем, однако импульсивная религиозность его теологии включала в себя философские элементы и идеи.

Философско-правовая концепция Лютера в целом может быть охарактеризована следующими положениями:

  • • свобода веры по совести является универсальным и равным правом всех;
  • • правовой защиты заслуживает не только вера, но и ее предпосылки;
  • • свобода совести предполагает свободу слова, печати и собраний;
  • • право должно реализовываться в неповиновении государственной власти касательно ущемлений свободы совести;
  • • правового обеспечения заслуживает лишь духовное, плотское же оставляется на милостивое усмотрение власти.

Социальные и политико-правовые идеи крестьянско-плебейского течения, которое возглавил Томас Мюнцер (ок. 1490—1525) были более радикальными и излагались в «12-ти статьях» и в «Статейном письме».

Первый документ состоял из относительно умеренных и конкретных требований. В нем, в частности, говорилось о необходимости выборности и сменяемости духовных лиц общинами, об обязательности отмены крепостного права, об уменьшении размера податей, оброков и барщины, об устранении произвола в управлении и судах и т. д.

Авторы «Статейного письма» призывали все крестьянские общины объединиться в «христианский союз и братство», сообща устранить любыми средствами (в том числе и насильственными) тяготы, создаваемые простым людям духовными и светскими господами. Посредством «христианского союза и братства», который должен будет охватить всю страну, установится справедливый общественный строй; его принципом явится служение «общей пользе»[1].

  • [1] Графский В. Г. История политических и правовых учений. М., 2005. С. 72.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой