Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Муниципальные образования как субъекты гражданского права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются: для представительного органа муниципального образования — протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица; для иных… Читать ещё >

Муниципальные образования как субъекты гражданского права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Муниципальное самоуправление — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральным законом, — законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В гражданских отношениях на равных могут участвовать все четыре существующих разновидности муниципальных образований: поселения (городские и сельские), муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории городов федерального значения.

В собственности муниципальных образований могут находиться: имущество, предназначенное для электрои газоснабжения их территории; автомобильные дороги местного значения; пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения; имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального образования; имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время; имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания мест захоронения и организации ритуальных услуг; имущество муниципальных библиотек и т. д.

Гражданская правосубъектность муниципальных образований закреплена в ГК РФ и конкретизирована в уставах муниципальных образований. Интересы муниципального образования представляет юридическое лицо в форме муниципального казенного учреждения — орган местного самоуправления. В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица. Как разъясняется в письме ФНС России от 12 июля 2005 г. № ЧД-6- 09/559@ «О государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц», исходя из особенностей их правового положения к органам местного самоуправления не могут быть применены, в частности, положения п. 2 ст. 48 ГК РФ, определяющие обязательственные права учредителей юридического лица. Следовательно, органы местного самоуправления не имеют собственников, которые осуществляли бы их финансирование.

В случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются: для представительного органа муниципального образования — протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица; для иных органов местного самоуправления — решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

Например, согласно ст. 38 Устава города-героя Волгограда, администрация Волгограда является юридическим лицом и состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений — органов администрации Волгограда, регистрация которых в качестве юридических лиц осуществляется на основании решения городской Думы об утверждении соответствующего подразделения. Согласно п. 6 ст. 23 Устава городская Дума обладает правами юридического лица, имеет печать, штамп, бланк с соответствующей символикой, счета в банковских и кредитных учреждениях. Правами юридических лиц обладают контрольносчетная палата Волгограда (ст. 40) и избирательная комиссия Волгограда (ст. 41).

Таким образом, в гражданских отношениях могут участвовать как представительные, так и исполнительные органы местного самоуправления. Данный вывод получил свое подтверждение в судебной практике.

'Гак, в соответствии со ст. 124, 125 ГК РФ представительный орган муниципального образования г. Анапа, осуществляя права собственника, решением XXIX сессии Совета депутатов города-курорта Анапа второго созыва от 24 сентября 1999 г. уполномочил комитет войти в состав участников общества от имени администрации города. Поскольку в данном случае администрация города-курорта Анапа действовала, но волеизъявлению уполномоченного собственника, на указанные отношения не распространяются ограничения, предусмотренные п. 4 ст. 66 ГК РФ (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15 октября 2002 г. № Ф08−3870/2002)[1].

  • [1] Судебно-арбитражная практика применения Гражданского кодекса РФ. Часть первая. По материалам Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа за 2000—2006 годы / под ред. Ю. В. Романца. М.: Норма, 2007. С. 35.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой