Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Частная детективная и охранная деятельность в российской федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

2] См., например: Федеральные законы от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», НК РФ, УК РФ, КоАП РФ, постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности» и т. д. Сбор сведений… Читать ещё >

Частная детективная и охранная деятельность в российской федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После изучения настоящей главы студент должен:

знать

  • • понятие частной детективной и охранной деятельности;
  • • виды частной детективной и охранной деятельности, их содержание;
  • • основы правового статуса частного детектива и частного охранника;

уметь

• анализировать и толковать правовые нормы, касающиеся частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации;

владеть

  • • юридической терминологией по рассматриваемой теме;
  • • навыками работы с нормативными правовыми актами;
  • • навыками разрешения правовых проблем и коллизий в сфере организации и деятельности частных детективов и частных охранных организаций.

Частная детективная и охранная деятельность: понятие, правовая основа, виды сыскных и охранных услуг.

Впервые частные сыскные бюро (агентства) стали использоваться в США в начале 30-х гг. XX в., когда уровень борьбы с преступностью принял угрожающие размеры. После Второй мировой войны в связи с ростом преступности примеру США последовали другие страны[1].

В России институт частной детективной и охранной деятельности стал активно развиваться с 1990;х гг., что, в частности, было обусловлено расширением частного сектора экономики и криминализацией бизнеса.

Правовую основу частной детективной и охранной деятельности в настоящее время составляют Конституция РФ (ст. 19, 22, 23, ч. 1 ст. 24, ст. 25, ч. 4 ст. 29, ст. 30, 34, ч. 1−3 ст. 35, ст. 36, 49), Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о частной детективной и охранной деятельности), другие законы и иные правовые акты Российской Федерации[2].

Частная детективная и охранная деятельность — это деятельность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, по оказанию на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.

Законом о частной детективной и охранной деятельности предусмотрены два ее вида: частная сыскная (детективная) деятельность и частная охранная деятельность.

Частная сыскная (детективная) деятельность «направлена на сбор информации и обеспечение ею клиента в установленной форме»[3].

Частный детектив обязан заключить с каждым из заказчиков договор на оказание сыскных услуг в письменной форме, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, вид и содержание оказываемых услуг, срок их оказания, стоимость услуг или порядок их определения.

Договор на оказание сыскных услуг и акт о выполнении работ подлежат хранению в течение пяти лет.

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг (ч. 2 ст. 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности):

  • 1) сбор сведений по гражданским и уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор сведений по уголовным делам частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело;
  • 2) сбор информации в предпринимательской сфере:
    • — изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров (например, сбор информации об участниках рынка конкретного товара, об особенностях реализации данного товара на конкретной территории, выяснение коммерческой биографии партнера, его экономической состоятельности, добросовестности, авторитета и других факторов деятельности)[4];
    • — установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований;
    • — выявление фактов недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
  • 3) сбор биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
  • 4) поиск без вести пропавших граждан, а также утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества.

Данный перечень услуг частной сыскной (детективной) деятельности носит исчерпывающий характер.

В процессе осуществления указанных услуг для получения необходимой информации допускается проведение сыскных действий, указанных в ч. 1 ст. 5 Закона о частной детективной и охранной деятельности:

  • — устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия) для получения сведений об исследуемом событии или причастных к нему лицам;
  • — наведение справок, которое состоит в официальном получении частным детективом данных из различных информационных систем, архивов, находящихся в ведении органов государственной власти или местного самоуправления, учреждений, организаций, получении необходимой информации от физических и юридических лиц (с их согласия)[5];
  • — изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев) с целью получения информации об их назначении, времени, месте изготовления, качественных характеристиках, о биологических объектах, иных свойствах и характеристиках исследуемых предметов и документов[6];
  • — внешний осмотр строений, помещений и других объектов, который заключается в визуальном наружном обследовании различных жилых и служебных помещений, транспортных средств, участков местности и т. д. для возможного обнаружения необходимой информации[7];
  • — наблюдение — негласное слежение за лицами, местами их нахождения и иными объектами с целью получения информации, составляющей предмет договора об оказании сыскных услуг[8].

При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видеои аудиозаписи, кинои фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, в соответствии с законодательством РФ.

Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность.

В ходе осуществления своей деятельности частный детектив обязан соблюдать законодательство РФ в части защиты информации, затрагивающей личную жизнь и имущество граждан.

При осуществлении сыскной деятельности частный детектив не имеет права:

  • — собирать сведения, связанные с личной жизнью, политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;
  • — совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
  • — осуществлять видеои аудиозапись, фотои киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;
  • — использовать документы и иные сведения, полученные в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности органами, уполномоченными в данной сфере деятельности;
  • — получать и использовать информацию, содержащуюся в специальных и информационно-аналитических базах данных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В порядке, установленном Правительством РФ, частным детективам предоставляется право содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений.

Частная охранная деятельность направлена на охрану личных и имущественных прав.

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг (ч. 3 ст. 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности):

  • 1) защита жизни и здоровья граждан «путем активной физической защиты охраняемых лиц от различного рода преступных посягательств»[9];
  • 2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на этих объектах;
  • 3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством РФ, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
  • 4) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством РФ.

При обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества частные охранники имеют право:

  • а) требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов;
  • б) осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны);
  • в) производить в пределах, установленных законодательством РФ, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества;
  • г) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством РФ;
  • д) оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач;
  • 5) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств — «выдача клиенту заключения о степени надежности имеющейся у него системы охраны с точки зрения его личной безопасности либо безопасности его имущества и выдачу рекомендаций о необходимости принятия тех или иных охранных мер, позволяющих повысить уровень безопасности»[10];
  • 6) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Указанный перечень услуг частной охранной деятельности носит исчерпывающий характер.

Охранная деятельность частных охранных организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством РФ[11].

Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством РФ, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радиои телефонной связи.

Запрещается вооруженная охрана имущества на территориях закрытых административно-территориальных образований, а также приобретение и использование оружия частными охранными организациями, зарегистрированными и (или) расположенными на их территориях.

В порядке, установленном Правительством РФ, организациям, осуществляющим частную охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка.

В ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять огнестрельное оружие и специальные средства в случаях и порядке, предусмотренных Законом о частной детективной и охранной деятельности.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью осуществляют органы внутренних дел, иные федеральные органы исполнительной власти и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных Законом о частной детективной и охранной деятельности, другими законами и иными правовыми актами РФ.

Надзор за исполнением Закона о частной детективной и охранной деятельности осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать сыскные и охранные услуги, предусмотренные Законом о частной детективной и охранной деятельности.

  • [1] См.: Савюк Л. К. Правоохранительные органы: учебник. М.: Норма, 2007. С. 647.
  • [2] См., например: Федеральные законы от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», НК РФ, УК РФ, КоАП РФ, постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности» и т. д.
  • [3] Савюк Л. К. Указ. соч. С. 651.
  • [4] См.: Гладких С. Р. Комментарий к закону РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2008. С. 16−17.
  • [5] Савюк Л. К. Указ. соч. С. 653; Гладких С. Р. Указ. соч. С. 35.
  • [6] Гладких С. Р. Указ. соч. С. 37.
  • [7] Савюк Л. К. Указ. соч. С. 653; Гладких С. Р. Указ. соч. С. 37−38.
  • [8] Гладких С. Р. Указ. соч. С. 38.
  • [9] Савюк Л. К. Указ. соч. С. 655.
  • [10] Гладких С. Р. Указ. соч. С. 27.
  • [11] Например, федеральных судов, органов прокуратуры, дипломатических и консульских представительств, учреждений Центрального банка РФ, международных аэропортов и т. д.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой