Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Общественный и государственный строй конституционной монархии (1861-1922 гг.)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако в целом по сравнению с развитыми европейскими государствами Италия была отсталой, аграрной с нищим населением, бедным внутренним рынком, к тому же без важнейших видов промышленного сырья. В Италии в избытке имелись только рабочая сила, миллионы голодных безземельных крестьян. Рабочих мест не хватало, поэтому итальянцы уезжали жить и работать в другие страны. К 1914 г. число эмигрантов… Читать ещё >

Общественный и государственный строй конституционной монархии (1861-1922 гг.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общественный строй. Италия в конце XIX — начале XX в. представляла собой доиндустриалъное общество, в котором господствовала аграрная экономика. В социально-экономическом отношении страна была неоднородной: она была поделена на отсталый Юг и более развитый Север. Обиталищем и средоточием традиционализма, хранителем традиционных форм жизни и сознания и главным элементом воспроизводства патриархально-клановой структуры общества был отсталый крестьянский Юг. Патриархально-клановая структура итальянского общества на Юге была основана на партикуляризме, фамилизме, преобладании локальных ценностей, враждебности государства и его институтам, узости информационных каналов и связей, аффективных, эмоциональных связей и оценок над рациональными, идеологической нетерпимости, мифотворчестве. Напротив, Север Италии кардинально отличался от Юга складывающимся индустриальным обществом и его классами: буржуазией и пролетариатом. Север Италии был втянут в мировые торгово-хозяйственные связи и в большей мере усвоил ценности и менталитет промышленного общества.

Однако в целом по сравнению с развитыми европейскими государствами Италия была отсталой, аграрной с нищим населением, бедным внутренним рынком, к тому же без важнейших видов промышленного сырья. В Италии в избытке имелись только рабочая сила, миллионы голодных безземельных крестьян. Рабочих мест не хватало, поэтому итальянцы уезжали жить и работать в другие страны. К 1914 г. число эмигрантов достигло 1 млн человек в год. В промышленно развитых странах их считали людьми второго сорта. Такой же «второсортной» и слабой была итальянская буржуазия, сталкивавшаяся на внешнем рынке с жесткой конкуренцией. Отличительной чертой доиндустриального общества в Италии было существование большого числа латентных образований. Сицилийская мафия, неаполитанская каморра, множество других замкнутых сообществ, корпораций, преследующих групповые интересы, продвигали своих ставленников на выборах в парламент и органы городского самоуправления — муниципалитеты, добивались из Рима назначения угодных им местных правителей — префектов, создавали партии и коалиции, сражались за министерские портфели.

Отсутствие полезных ископаемых негативно влияло на экономику Италии. В стране почти не было угля, и итальянская буржуазия интенсивно развивала гидроэнергетику на быстрых реках, берущих начало в Альпах. Отсутствие железной руды компенсировали тем, что корпорации ввозили сырье, возводили близ гидроэлектростанций металлургические заводы, прокладывали железные дороги. За 1900−1913 гг. производство стали увеличилось в 8 раз. Не хватало хлопка — правительство поощряло строительство ткацких фабрик, наладив производство искусственной пряжи из нефти, которую тоже приходилось ввозить. Благодаря применению удобрений удалось добиться высоких урожаев на огромных заболоченных побережьях Северной Адриатики, осушенных и превращенных в образцовые сельскохозяйственные угодья. Отсталая Италия усиленно развивала машиностроение. К 1914 г. автомобильный концерн «Фиат» выпускал 4,5 тыс. машин в год. Но к началу Первой мировой войны Италия во много раз отставала от экономически развитых государств даже по урожайности пшеницы и производству вина.

Для того чтобы догнать развитые страны, Италии требовались земля, полезные ископаемые и рынки сбыта промышленной продукции. Такие рынки могли существовать только в колониях, а их у Италии не было. После длительных торгов в 1915 г. Италия вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты. В первых же боях проявилась неподготовленность ее к войне. Тем не менее по Версальскому миру Италии перешла часть южно-славянских территорий, ранее принадлежавших Австро-Венгрии. Расширение военного производства ускорило процесс индустриализации. Итальянская промышленность совершила скачок, а прибыли корпораций в среднем выросли в три раза. Италия стала индустриально-аграрной страной. Основные отрасли промышленности, банки контролировала небольшая группа монополистов. В деревне сохранились многие пережитки феодализма, большие земельные угодья по-прежнему остались у дворян, крупных собственников. За время войны возросла задолженность Италии иностранным банкам, особенно американским и английским. Усилилась инфляция. Вместе с тем успешно работая на военных заказах, итальянские компании не смогли перестроиться на выпуск мирной продукции. Рассчитывая на дотации государства, в итоге многие из них обанкротились. Это привело к росту забастовочного движения, которое перерастало в захват фабрик и заводов. В то же время крестьяне захватывали земли помещиков. Организованные выступления пролетариата, в частности всеобщая политическая стачка в августе 1922 г., привели в смятение правящие классы.

Итальянское общество было расколото на два враждебных лагеря: левый — трудящихся (рабочих и крестьян) и правый — буржуазии и помещиков. Наибольшим влиянием среди трудящихся пользовалась Итальянская социалистическая партия (ИСП), основанная в 1892 г., провозгласившая борьбу за социалистическую республику. Она опиралась на Всеобщую конфедерацию труда. Однако на практике лидеры ИСП вели соглашательскую политику с буржуазией. В январе 1921 г. из левого крыла ИСП образовалась Итальянская коммунистическая партия. Самой крупной буржуазной партией в первые послевоенные годы была Либеральная партия, которая имела большинство мест в парламенте. Но влияние либералов падало, и вскоре партия распалась на ряд враждующих фракций. Ватикан организовал Народную партию — Пополяри, боровшуюся против распространения социалистических идей. Благодаря мощной финансовой поддержке Народная партия на выборах 1919 г. добилась большой победы, ее фракция стала второй по численности в парламенте.

Государственный строй. Систему власти в Италии после Первой мировой войны по-прежнему определял Пьемонтский статут 1848 г. Этот статут являлся октроированной (дарованной) конституцией. Конституционная история Италии началась еще до образования единого государства. 4 марта 1848 г. сардинский король Карл-Альберт пожаловал своим подданным конституцию, получившую позже название Альбертинского статута по имени монарха. Альбертинский статут был написан по образцу французской Хартии 1830 г. и отражал компромисс между молодой итальянской буржуазией и феодальными землевладельцами. Затем, по мере создания единого государства, действие Альбертинского статута было распространено на территорию всей страны.

Италия была конституционной монархией. Король считался верховным главой государства, престол наследовался по салическому праву. Ему принадлежала исполнительная власть, министры были ответственны перед монархом. Высшей судебной инстанцией также оставался король, он назначал судей, осуществлявших правосудие от его имени. Несмотря на ограничения его власти, король играл важную роль в политической жизни страны. Он мог без санкции парламента издавать декреты и регламенты, назначать высших должностных лиц. Законодательная власть принадлежала двухпалатному парламенту: Сенату и Палате представителей. Бикамерализм альбертинского парламента отвечал принципу раздельного представительства сословий: нижняя палата — Палата представителей — выражала интересы народа, а верхняя — Сенат — представляла привилегированные сословия. Палата представителей избиралась на пять лет и состояла из 204 депутатов. Активным избирательным правом обладали мужчины с 25 лет, умеющие читать и писать и платившие 40 лир. Избираться в нижнюю палату могли граждане не моложе 30 лет, обладавшие всеми гражданскими и политическими правами. Только Палата представителей могла утверждать бюджет, вводить налоги. Сенат назначался королем в соответствии с требованиями Конституции. Сенаторы должны были быть не моложе 40 лет и принадлежать к среде знати либо платить 3000 лир налогов со своих доходов или имущества. Высокий имущественный ценз открывал дорогу в Сенат буржуазии. Формально Альбертинский статут действовал почти 100 лет до принятия новой Конституции 1947 г.

Основное противоречие либерально-монархического режима, закрепленное Альбертинским статутом, состояло в том, что созданная ею политическая система игнорировала мнение 98% итальянцев. Согласно избирательному закону 1848 г., всего лишь 2% населения обладало избирательными правами. Для того чтобы избежать социальных потрясений, были проведены реформы избирательного права. 22 января 1882 г. принят закон об изменении избирательного законодательства, в соответствии с которым снижены возрастной, образовательный и имущественный цензы.

Пассивное избирательное право предоставлялось всем совершеннолетним мужчинам, имеющим начальное образование, а имущественный ценз сокращался вдвое. В результате избирательные права имели уже 7%. Мажоритарная система голосования (одномандатные избирательные округа) была заменена на пропорциональную, правда, ненадолго. В 1891 г. вновь вернулись к старой одномандатной системе.

Новая избирательная реформа была проведена в 1912 г. Закон от 30 июня 1912 г. вводил в Италии всеобщее избирательное право для мужчин. Активное избирательное право предоставлялось мужчинам старше 30 лет без цензовых ограничений. Для тех, кто был моложе 30 лет, были сохранены цензовые ограничения. Электорат увеличился в три раза и составил 23%. Следующая реформа избирательного права была проведена в 1918 г. Законом от 16 декабря 1918 г. избирательное право было предоставлено всем мужчинам, достигшим 21 года, а отслужившим в армии право голоса предоставлялось без ограничений возраста. Законом от 15 августа 1919 г. в Италии была изменена избирательная система — введена пропорциональная система голосования, позволявшая представить все многообразие интересов итальянского общества в парламенте. Избирательные округа формировались на основе провинций с учетом количества избирателей в них. От каждого округа должны избираться не менее 10 депутатов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой