Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Криминалистическое исследование следов орудий, различного рода инструментов и транспортных средств

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из задач трасологической экспертизы является идентификация целого по частям, т. е. установление того, не составляли ли ранее какие-то разрозненные части предмета один целый предмет. Необходимость в таком исследовании возникает тогда, когда на месте происшествия обнаруживаются части каких-либо предметов (например, осколки фарного стекла), а у автомобиля, на котором совершено… Читать ещё >

Криминалистическое исследование следов орудий, различного рода инструментов и транспортных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Следы различных орудий и инструментов чаще всего остаются при преодолении преград на пути преступника (входные двери, дверцы сейфов, замки, стены, пол, потолок и т. д.) при совершении преступлений. Поэтому данную группу следов обычно называют следами взлома, а исследование таких следов иногда именуют механоскопическим.

Указанные следы могут быть вдавленными и поверхностными. По эффекту непосредственного действия орудия или инструмента на преграду их следы обычно подразделяются на следующие виды.

  • 1. Следы нажима и отжима — остаются в результате воздействия орудия на преграду в перпендикулярном направлении в качестве рычага для срыва запоров и замков, раздвигания створок двери и т. д.
  • 2. Следы удара также образуются при движении орудия к следовоспринимающей поверхности по нормали с целью ее разрушения.
  • 3. Следы скольжения возникают при движении орудия по поверхности преграды под углом или параллельно: при соскальзывании орудия с ригеля замка при попытке его утопления, при отпирании замка отмычкой и др.
  • 4. Следы разреза и разруба оставляют инструменты с режущими гранями (топор, нож, стамеска, зубило, ножницы, кусачки и др.) в виде линейных трасс. При этом разруб с криминалистической точки зрения понимается как разделение преграды не только топором, но ножом и долотом, а разрез — как разделение преграды орудиями с двумя режущими лезвиями (ножницы, кусачки и др.).

Во всех вдавленных таких статических и даже динамических следах отображаются отдельные особенности внешнего строения следообразующих объектов, позволяющие чаще всего решать вопрос о групповой и индивидуальной идентификации. Менее пригодны для этого поверхностные следы.

Особенно сложны для исследования следы распила и сверления. В результате особенностей пиления и сверления происходит последовательное стирание ранее образованных следов. Поэтому эти следы пригодны только для групповой идентификации.

Следы орудий и инструментов описываются в протоколе, фотографируются. С них изготавливаются слепки с помощью полимерных материалов и других слепочных масс.

Следы-предметы, обнаруженные на месте преступления, исследуются с целью установления их состояния, способа разрушения или повреждения, механизма взлома (замка), источника их происхождения (изготовления) и др.

Следы-вещества, обнаруженные на месте преступления, исследуются с целью установления по ним механизма события преступления (характер падения или размещения капель крови), направления движения (по размещению следов грязи, ныли), установления факта контактного взаимодействия и др.

К транспортным средствам в трасологии принять относить автомобили, мотоциклы, мотороллеры, велосипеды, а также гусеничные, рельсовые и гужевые транспортные средства. Под следами таких средств понимаются следы-отображения контактного взаимодействия ходовых частей с дорогой (рельсами), одеждой и телом потерпевших, конкретного действия неходовых частей, образовавшиеся при движении, столкновении, а также следы-предметы (обломки и осколки частей транспортных средств).

Наиболее ценными для идентификации являются статистические следы качения колес, динамические следы скольжения выступающих деталей (бампера, крыльев и пр.), части целого.

При криминалистическом исследовании таких следов можно установить тип, марку и модель транспортного средства, его конкретный экземпляр, идентифицировать протекторы, отдельные детали автомобиля.

При автотехническом исследовании устанавливается скорость движения транспортного средства перед происшествием и особенности его механизма.

Как и следы других объектов трасологического исследования следы транспортных средств могут быть объемными и поверхностными, статическими и динамическими, окрашенными и бесцветными, наслоениями и отслоениями. Динамические следы возникают при резком торможении (следы юза) и при неконтролируемом движении (боковом скольжении).

Обнаружение следов транспортных средств при осмотре места происшествия обычно не составляет трудностей. Помимо описания в протоколе и фотографирования взаиморасположение следов фиксируется на схемах, с них изготавливаются гипсовые слепки.

Наибольшее идентификационное значение имеют следы ходовых частей транспортных средств. Изучив следы протектора колес, количество осей и базу автомобиля, можно получить представление о типе, модели и устройстве автомашины, т. е. установить ее групповую принадлежность.

По следам же протектора может быть отождествлен конкретный протектор, а по нему установлена и автомашина.

Для гужевого колесного транспорта характерны в основном те же следы, что и для автомобильного транспорта.

Следы саней и лыж возникают в процессе скольжения и являются динамическими. Индивидуальная идентификация полозьев саней и лыж возможна лишь при отражении в этих следах каких-то дефектов и мелких особенностей рельефа полозьев.

В следах гусеничного транспорта отображаются звенья гусеницы — траки. По расстоянию между двумя гусеницами, размерам, контурам и форме поверхности траков различают типы и модели гусеничного транспорта. При отображении в следах траков их индивидуальных особенностей можно идентифицировать траки.

Важную информацию для розыска автомашин, скрывшихся с места происшествия, дает изучение следов неходовых частей транспортных средств, остающихся при наездах, столкновениях с другими транспортными средствами и задевании неподвижных объектов, остающихся не только на следовоспринимающем объекте, но и на самом транспортном средстве.

В следах животных наиболее ценны в идентификационном смысле следы подков, ибо в них чаще всего можно обнаружить индивидуальные особенности. Следы копыт содержат меньше таких особенностей. Копыта относительно эластичны, и поэтому в следе отображаются расплывчато, не имея четко очерченных границ. Кроме того, копыта быстро изменяются по мере роста и стирания.

При осмотре следов животных желательно участие специалиста-зоотехника, ветеринарного врача. Объемные следы животных фиксируются с помощью снятия с них гипсовых слепков.

Микрообъекты. Такими объектами являются: микроследы (царапины от орудий на металлических поверхностях объектов, поры папиллярных линий и др.); микрочастицы (частицы различных веществ на орудиях преступления, на преградах, одежде, обуви и др.), микрорельеф различной природы. Для их обнаружения используются лупы разной кратности увеличения, источники сильного направленного света и др. Их исследование осуществляется в форме микроанализа. Соответственно, формируется и особый раздел трасологии — микротрасология. Исследование указанных следов позволяет выяснить: механизм происшествия; какие орудия и средства при этом использовались, источники происхождения и др.

Сам процесс идентификации при трасологической экспертизе осуществляется по общей схеме такого рода исследований. Оно заключается в сравнительном исследовании следа (или его копии) и проверяемого (идентифицируемого) объекта, который, по предположению следователя, мог оставить этот след.

Эксперту для этого должны быть представлены:

  • 1) предметы со следами, изъятыми при осмотре места происшествия или другом следственном действии, а если это невозможно, то копии следов (слепки, фотоснимки);
  • 2) объекты, которыми, по мнению следователя, могли быть оставлены эти следы.

Эти материалы желательно дополнить протоколом следственного действия, при котором был изъят предмет со следом или только след.

Само же исследование с целью идентификации начинается с раздельного исследования: следа на предмете (или его слепка и иной копии) и идентифицируемого объекта, а чаще экспериментального образца его следа в виде слепка, отпечатка, сделанного типографской краской и др. При этом выявляются наиболее характерные общие и частные признаки изучаемых объектов. После этого производится сравнительное исследование следов и оценка выявленных совпадений и различий внешнего строения объекта и следа. На этой основе формулируется вывод о тождестве или различии, о наличии или отсутствии групповой принадлежности.

Диагностическое исследование также осуществляется по изложенной ранее схеме.

При трасологических исследованиях широко используется самая разнообразная криминалистическая техника (микроскопическая, фотографическая, профилографы и др.).

В последние годы в качестве объектов трасологического исследования все чаще используются микроследы.

Одной из задач трасологической экспертизы является идентификация целого по частям, т. е. установление того, не составляли ли ранее какие-то разрозненные части предмета один целый предмет. Необходимость в таком исследовании возникает тогда, когда на месте происшествия обнаруживаются части каких-либо предметов (например, осколки фарного стекла), а у автомобиля, на котором совершено дорожно-транспортное происшествие, в разбитой фаре остались не выпавшие кусочки стекла; или находится самодельный пыж, изготовленный из бумаги, вырванной из книги, оторванной из газеты, а у подозреваемого обнаружена часть газетного листа или такая же книга с оторванными страницами; либо найдена щепка, а у борта кузова определенной грузовой автомашины, связанной с расследуемым событием, имеются отщепы, и др.

При таких исследованиях сравниваются особенности краев разделения объектов и особенности структуры указанных частей по рельефу поверхности, размерам, цвету и т. д.

В настоящее время иногда удается установить целое по частям и в случае отсутствия единой линии разделения. Например, при установлении принадлежностей частей дерева одному стволу (по годовым кольцам).

Задачей трасологических исследований является и решение различного рода идентификационных и диагностических задач при исследовании различного рода запирающих устройств и механизмов (замки, щеколды, засовы) и сигнальных устройств (пломбы, закрутки).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой