Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Противодействие терроризму. 
Международное уголовное право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с этим в ст. 1 рассматриваемой Конвенции был определен круг преступлений, отнесенных к числу террористических и не признаваемых политическими преступлениями, совершение которых не предполагало выдачу лиц, их совершивших. При этом при определении террористических по своему характеру преступлений не только формулировались новые положения по данному вопросу, но и использовались положения… Читать ещё >

Противодействие терроризму. Международное уголовное право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема терроризма уже давно переросла все национальные границы и стала проблемой мирового сообщества. И ранее реальность угрозы терроризма осознавалась многими странами. Политика терроризма имеет глубокие исторические корни и не раз применялась для достижения политических, религиозных и иных целей. Политика терроризма была известна и в древнем мире, но широкое распространение она получила в наши дни на фоне политической и экономической нестабильности в мире.

Вместе с тем мировое сообщество, осознав глобальную опасность терроризма и необходимость совместной скоординированной борьбы с этим явлением, решает принять меры по противодействию терроризму во всех его проявлениях и на территориях тех стран, которые поддерживают эту позицию.

Поэтому 27 января 1977 г. была принята и для 26 стран вступила в силу 4 августа 1978 г. Европейская конвенция о пресечении терроризма. Россия присоединилась к этой Конвенции 7 мая 1999 г. Федеральный закон «О ратификации Европейской конвенции о пресечении терроризма» был подписан Президентом РФ 7 августа 2000 г. и вступил в силу 10 августа 2000 г.[1]

В указанной Конвенции была выражена озабоченность увеличением числа актов терроризма, отмечена необходимость принятия эффективных мер, с тем чтобы обеспечить неотвратимость уголовного преследования и наказания лиц, совершивших подобные акты. Для реализации указанных целей страны — участницы Конвенции договаривались и о выдаче преступников, чтобы они не могли уйти от ответственности независимо от того, где они совершили преступление и куда им удалось скрыться.

В связи с этим в ст. 1 рассматриваемой Конвенции был определен круг преступлений, отнесенных к числу террористических и не признаваемых политическими преступлениями, совершение которых не предполагало выдачу лиц, их совершивших. При этом при определении террористических по своему характеру преступлений не только формулировались новые положения по данному вопросу, но и использовались положения ряда иных конвенций, направленных на противодействие преступлениям, уже ранее вызвавшим обеспокоенность многих стран. Очевидно, что такой подход к определению преступлений террористического характера является вполне оправданным, поскольку эти преступления с позиции объективной стороны носят разноплановый характер, а объединяющим их признаком является цель совершения террористических преступлений.

Исходя из этого, в Европейской конвенции о пресечении терроризма террористическим признавалось прежде всего преступление, подпадающее под действие положений Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, подписанной в Гааге 16 декабря 1970 г.[2] (далее — Гаагская конвенция). Уже в то время международное сообщество принимало меры к обеспечению безопасности воздушных судов. Поэтому в ст. 1 Гаагской конвенции предлагалось признавать преступником и применять суровое наказание к любому лицу, которое на борту воздушного судна, находящегося в полете:

a) незаконно, путем насилия или угрозы применения насилия, или путем любой другой формы запугивания захватывает это воздушное судно, или осуществляет над ним контроль, либо пытается совершить любое такое действие, или.

b) является соучастником лица, которое совершает или пытается совершить любое такое действие.

При этом для целей Гаагской конвенции воздушное судно считается находящимся в полете в любое время с момента закрытия всех его внешних дверей после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки. В случае вынужденной посадки считается, что полет происходит до тех пор, пока компетентные власти не примут на себя ответственность за воздушное судно и за лиц и имущество, находящиеся на борту.

Территориально действие Гаагской конвенции ограничено. Она применяется только в том случае, если место взлета или место фактической посадки воздушного судна, на борту которого совершено преступление, находится вне пределов территории государства регистрации такого воздушного судна; при этом не имеет значения, совершало ли воздушное судно международный полет или полет на внутренних авиалиниях (ст. 3 Гаагской конвенции).

Еще одним преступлением террористического характера являются преступления, подпадающие под действие положений Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, подписанной в г. Монреале 23 сентября 1971 г.[3] (далее — Монреальская конвенция).

В ст. 1 этой Конвенции указано, что любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно:

" а) совершает акт насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна; или.

b) разрушает воздушное судно, находящееся в эксплуатации, или причиняет этому воздушному судну повреждение, которое выводит его из строя или может угрожать его безопасности в полете; или.

c) помещает или совершает действия, приводящие к помещению на воздушное судно, находящееся в эксплуатации, каким бы то ни было способом устройство или вещество, которое может разрушить такое воздушное судно или причинить ему повреждение, которое выводит его из строя, или причинить ему повреждение, которое может угрожать его безопасности в полете; или.

d) разрушает или повреждает аэронавигационное оборудование или вмешивается в его эксплуатацию, если любой такой акт может угрожать безопасности воздушных судов в полете; или.

e) сообщает заведомо ложные сведения, создавая тем самым угрозу безопасности воздушного судна в полете" .

К преступлению отнесена также попытка совершить любое из вышеуказанных действий или действия лиц, способствующих этому, иначе говоря соучастников.

Таким образом, Монреальская конвенция направлена уже не на противодействие захвату воздушных судов, а на обеспечение безопасности во время полета, относя к числу преступных насильственные действия во время полета и действия, угрожающие технической исправности воздушного судна. Это обеспечивает наиболее полную защиту пассажирам, экипажу и самому воздушному судну. Вопрос о времени нахождения судна в полете решается так же, как и в предыдущем случае[4].

Итак, преступлениями террористического характера в этой Конвенции признаются в первую очередь деяния, причиняющие или могущие причинить вред людям, находящимся на воздушном судне, и самому судну. Очевидно, что такое решение основывалось на возможности одновременного причинения вреда значительному числу людей и уязвимости их положения на воздушном судне.

Далее к преступлениям террористического характера Европейская конвенция о пресечении терроризма относит и любое серьезное преступление, связанное с покушением на жизнь, физическую неприкосновенность или свободу лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов. Тем самым обеспечивается правовая защита указанных лиц с целью создания возможности для осуществления ими своей профессиональной и (или) общественной деятельности, значимой для развития и укрепления международных отношений, гуманитарной и правозащитной деятельности, в том числе выходящей за рамки одного государства.

Еще одной категорией посягательств, отнесенных к террористическим, признаются не только посягательства на лиц, осуществляющих международную деятельность, в том числе и общественную, но и на обычных людей, если посягательства были связаны с похищением, захватом заложников или серьезным незаконным насильственным удержанием людей.

Следующая категория террористических преступлений выделяется уже в зависимости от способа совершения посягательства. В связи с этим в Европейской конвенции о пресечении терроризма говорится о необходимости установления строгой ответственности за совершение преступлений, связанных с применением бомб, гранат, ракет, автоматического стрелкового оружия или взрывных устройств, вложенных в письма или посылки, если подобное применение создает опасность для людей.

При этом строгая ответственность должна наступать не только для исполнителей за совершение оконченного преступления, но и за покушение на совершение одного из вышеуказанных преступлений или участие в качестве сообщника лица, которое совершает подобное преступление или покушается на его совершение.

Подводя итог рассмотрению вопроса об отнесении Европейской конвенцией о пресечении терроризма преступлений к числу террористических, можно сказать, что таковыми в основном признаются наиболее опасные преступления, способные повлечь многочисленные жертвы или серьезные разрушения материальных объектов, а также преступления, связанные с посягательством на лиц, осуществляющих международную деятельность.

К числу террористических преступлений, безусловно, отнесены и те посягательства на личность или иные объекты, которые связаны с воздействием на властные или иные структуры.

При этом к террористическим отнесены только умышленные преступления, совершаемые путем действия, и в связи с их опасностью установлена ответственность как за совершение оконченного преступления, так и неоконченного, а также не только для непосредственных исполнителей, но и иных лиц, так или иначе содействовавших совершению террористического преступления.

В дальнейшем при принятии других конвенций, направленных на противодействие терроризму, указанные общие подходы сохранялись, но уточнялись отдельные позиции, позволяющие усилить противодействие терроризму на том или ином направлении.

Однако несмотря на усилия по противодействию терроризму в ряде стран идеология терроризма и террористическая деятельность получали все более широкое распространение, появлялись новые формы и методы терроризма, ширилось число сторонников террористической деятельности. Все это вызывало обоснованное беспокойство мирового сообщества, которое нашло свое отражение в приложении к резолюции 49/60 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1994 г. — Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма. В ней, в частности, говорится: «Государства — члены Организации Объединенных Наций торжественно подтверждают, что они безоговорочно осуждают как преступные и не имеющие оправдания все акты, методы и практику терроризма, где бы и кем бы они ни осуществлялись, в том числе те, которые ставят под угрозу дружественные отношения между государствами и народами и угрожают территориальной целостности и безопасности государств» .

  • [1] Названная Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 5 февраля 2001 г. — Прим. ред.
  • [2] Подписана от имени СССР в г. Гааге 16 декабря 1970 г. Ратифицирована (с оговоркой) Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1971 г. № 2000;VIII. Оговорка снята Федеральным законом от 3 марта 2007 г. № 28-ФЗ «О снятии оговорок к некоторым международным договорам». — Прим. ред.
  • [3] Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1972 г. № 3719-VIII. — Прим. ред.
  • [4] Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIX. М., 1975. С. 90−95.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой