Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Пространство и время

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пространство и время — всеобщие формы, в которых движется все сущее. Их всеобщность заключается в том, что они суть формы бытия абсолютно всего, что было, есть и будет. Не только события внешнего мира, но и все чувства, мысли существуют в пространстве и во времени. В мире все простирается и все длится. Будучи неразрывно связанными между собой, пространство и время обладают своим бытийным смыслом… Читать ещё >

Пространство и время (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общее понятие о пространстве и времени.

Несмотря на кажущуюся очевидность понятий пространства и времени, они принадлежат к числу не только фундаментальных, но и одних из самых сложных характеристик бытия. Они всегда мыслились в своей сопричастности к основам мироздания, играя важнейшую роль в духовной жизни человека, в жизненной ориентации его в окружающем мире. Идеи времени и пространства зародились еще в глубинах мифологического мировоззрения. В системе античной мифологии и ранних философских воззрениях они рассматривались как генетическое начало мира. Во Вселенной прежде всего возник Хаос — неопределенность, безграничность, зияющая темная бездна, мыслимая как пространство, обладающее свойством порождения. Из нее родились Ночь, Эреб (олицетворение вечного мрака), Эфир, а впоследствии Кронос, символизирующий и пространство и время, прародитель всего сущего, но кроме того, пожиратель всех своих детей — символ динамической концепции времени как универсального процесса и порождения и уничтожения (обреченности) всего конечного. Современная наука интересуется не просто красочными сюжетами мифов, а структурными аспектами мифологического мира, архаическими космологическими построениями, откуда черпают свое начало наши представления о пространстве и времени. В науке XX столетия данные понятия приобрели столь неоднозначное содержание, что они нередко становились предметом самых ожесточенных философских дискуссий.

В чем же причина и смысл такого пристального внимания к этим категориям? Задумаемся сначала о времени — этом могущественном начале бытия, сокровеннейшей философской проблеме, одной из величайших человеческих ценностей. Отношение человека ко времени характеризует уровень его культуры, например труда и поведения вообще. Конфуций говорил своим ученикам: «Время бежит, не останавливаясь»[1]. Что же такое время? Па первый взгляд вопрос кажется простым: в самом деле, кто же не знает, что такое время? Однако как только мы пытаемся заглянуть в глубины его сущности, то, что нам ближе всего, лучше всего знакомо, оказывается самым сложным. Проблема времени, испокои веков привлекая к себе пристальное внимание, всегда поражала умы и воображение людей своей загадочностью, зачастую заводя в тупик все попытки постичь его сущность. В этой связи нередко вспоминают знаменитый афоризм Блаженного Августина: «Я знаю, что такое время, до тех пор, пока меня не спрашивают об этом». Вообще, замечает Августин, нет ничего обычнее наших рассуждений о времени и нет ничего загадочнее, чем время, ничего более удивительного, чем оно, если начать о нем размышлять и пытаться выразить его понимание в немногих и ясных словах[2]. Большая часть людей, разумеется, не задумывается о сущности времени, а просто «плывет» в его таинственной стихии, как щепка на волнах быстрой горной реки.

Не менее удивительным и постоянно будоражащим наше воображение является и пространство, поражающее не только своей бесконечностью — никто не может представить себе огромности мира! — но и удивительным многообразием композиций: строение реальности во многом покрыто еще тайной. Как будто какой-то волшебник-ювелир в своем безмерном вдохновении неуемной изобретательности сотворил все несметное богатство форм, образующих пространство. А как удивительны формы живого — растений, животных, человека! Все в мире композиционно. Это относится и к вещественным формам материи, и к полям, а также к сфере нетелеспого духа, которая на свой особый лад подчинена принципу ценностно-смысловой, логической композиции.

Пространство и время — всеобщие формы, в которых движется все сущее. Их всеобщность заключается в том, что они суть формы бытия абсолютно всего, что было, есть и будет. Не только события внешнего мира, но и все чувства, мысли существуют в пространстве и во времени. В мире все простирается и все длится. Будучи неразрывно связанными между собой, пространство и время обладают своим бытийным смыслом. Пространство стоит, а время проходит. Пространство имеет три измерения. Принято считать, что время, являясь формой координации событий, имеет одно измерение: его вектор направлен от прошлого через настоящее к будущему. Время неотвратимо, неповторимо и необратимо: нить времени не перекручивается дважды! Однонаправленность времени означает, в частности, невозможность существования материальных процессов, в которых следствие обгоняет причину: время не бежит назад. Прошлое мы знаем, настоящее исследуем, а будущее предчувствуем или предсказываем.

Правильное понимание сущности пространства и времени тесно связано с научной картиной мира. В мире все дифференцировано, расчленено на относительно устойчивые внеположные материальные образования. Процессы, которые происходят в них и обусловливают их сохранение (воспроизведение), а вместе с тем и их изменение, тоже дифференцированы: они составляют последовательность сменяющих друг друга состояний объекта. Пространство и время существуют объективно, что вытекает из самой их сущности как форм реальности. Все простирается и вне нас, независимо от нас, и в нас. Хотя мы можем конструировать различные пространственные формы, скажем, технические, эта вещная культура также пространственно организована и пребывает вне сознания индивида. Чувствуя, как в своем неумолимом потоке время уносит нас, мы не можем ни остановить, ни задержать его; мы не можем вернуть ни одного прожитого мгновения. Течение физического времени находится вне нашего контроля: все испытывает несокрушимую власть времени и гибнет под его напором. Время — это своего рода река, которая и сама движется, и нас несет туда, куда мы держим путь! Время всему воздаст должное!

  • [1] Древнекитайская философия. Собрание текстов: в 2 т. — М., 1972. — Т. 1. — С. 157.
  • [2] См.: Блаженный Августин. Исповедь. — С. 320—321.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой