Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
Территориальная (глобальная) распространенность этого вида преступности существенно повышает общественную опасность криминальных посягательств, совершаемых международными преступными сообществами, одновременно ослабляя и понижая эффективность социального контроля. Криминологи отмечают, что в последние десятилетия количественные и качественные характеристики преступности в отдельной стране прямо… Читать ещё >
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современное развитие общественных отношений в области борьбы с преступностью
С развитием общества и тенденций к глобализации возник феномен транснациональной и международной преступности.
Территориальная (глобальная) распространенность этого вида преступности существенно повышает общественную опасность криминальных посягательств, совершаемых международными преступными сообществами, одновременно ослабляя и понижая эффективность социального контроля. Криминологи отмечают, что в последние десятилетия количественные и качественные характеристики преступности в отдельной стране прямо (по отдельным видам преступлений) или косвенно зависят от совокупности внешних факторов. В этой связи приоритетное значение должно отводиться вопросам координации предупредительной работы на межгосударственном и международном уровнях.
В условиях глобализации экономики, культуры, политики и иных сфер жизни общества транснациональная преступность стала представлять серьезную угрозу не только для отдельных государств, но и для всего мирового сообщества. Ее общественная опасность стала выражаться в рассредоточенности преступных деяний и субъектов одновременно на территории нескольких государств, при этом социальные последствия таких деяний нередко проявляются за пределами государств, на территории которых они были совершены, и представляют опасность для интересов более чем одной страны.
К числу транснациональных международное сообщество относит 17 групп преступлений (согласно классификации ООН):
- 1) отмывание денег;
- 2) терроризм;
- 3) кражи произведений искусства и предметов культуры;
- 4) кража интеллектуальной собственности;
- 5) незаконная торговля оружием;
- 6) угон самолетов;
- 7) морское пиратство;
- 8) захват наземного транспорта;
- 9) мошенничество со страховкой;
- 10) компьютерная преступность;
- 11) экологическая преступность;
- 12) торговля людьми;
- 13) торговля человеческими органами;
- 14) незаконная торговля наркотиками;
- 15) ложное банкротство;
- 16) проникновение в легальный бизнес;
- 17) коррупция и подкуп общественных и партийных деятелей, выборных лиц.
Следует отметить, что не все страны на сегодняшний день криминализовали в своих национальных законодательствах подкуп должностных лиц, хотя отдельные виды взяточничества все же уголовно запрещены. Представленная классификация наглядно демонстрирует, насколько сильно и одновременно опасно влияние преступности на жизнь отдельных граждан, отдельные отрасли и мировую инфраструктуру.
В подобных условиях межгосударственное, межправительственное и иные формы взаимодействия приобретают приоритетное значение.
Формы межгосударственного взаимодействия в вопросах борьбы с преступностью
Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью осуществляется в рамках, установленных отдельными странами, на основе существующих международных соглашений, национальных законодательств, технических возможностей и, наконец, доброй воли всех заинтересованных сторон[1].
К наиболее распространенным формам межгосударственного взаимодействия в вопросах борьбы с преступностью, детерминированных правовыми, экономическими, организационными и техническими возможностями большинства стран, можно отнести:
- • заключение и реализацию международных соглашений по вопросам борьбы с преступностью, предупреждению преступлений и обращению с правонарушителями;
- • оказание помощи по уголовным, гражданским и семейным делам;
- • исполнение решений иностранных правоохранительных органов по уголовным и гражданским делам;
- • регламентацию уголовно-юридических вопросов и прав личности в области обеспечения правопорядка;
- • обмен информацией, представляющей взаимный интерес для правоохранительных органов разных государств;
- • проведение совместных научных исследований и разработок в области борьбы с преступностью;
- • обмен опытом правоохранительной работы;
- • оказание содействия в подготовке и переподготовке кадров;
- • предоставление материально-технической и консультативной помощи.
Координатором международного сотрудничества в борьбе с преступностью выступает ООН и входящие в ее состав специализированные органы. Функции ООН по борьбе с преступностью закреплены в ее уставе.
В соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН (1950 г.) эта организация каждые пять лет проводит конгрессы по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Они направлены на координацию деятельности государственных и общественных организаций, обеспечивающую обмен опытом по проблемам предупреждения преступности, деятельности законодательных органов и органов уголовной юстиции (наша страна — постоянный участник таких конгрессов с 1960 г.).
Среди документов, касающихся вопросов международной борьбы с преступностью, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, можно назвать минимальные стандартные правила обращения с заключенными, кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, меры борьбы против коррупции, международный кодекс поведения государственных должностных лиц, основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, основные принципы, касающиеся роли адвокатов, программа по контролю над наркотиками и др.
Российская Федерация как член ООН является участницей практически всех международных конвенций и соглашений по борьбе с преступностью. В настоящее время в нашей стране активное участие в борьбе с преступностью и защите жертв преступлений принимают такие органы ООН, как Управление Верховного комиссара по правам человека, Управление Верховного комиссара по делам беженцев, Управление по наркотикам и преступности, Детский фонд (ЮНИСЕФ) и др.
Активными субъектами международного сотрудничества в данной сфере выступают межправительственные организации, среди которых особенно выделяются Международная группа по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), Совет таможенного сотрудничества (СТС), Международная организация уголовной полиции (Интерпол), Международная организация по миграции (МОМ), Международная федерация обществ Красного креста и Красного полумесяца и др.
Отдельное внимание среди названных межправительственных организаций следует уделить созданной в 1923 г. Международной организации уголовной полиции (с 1956 г. называемой Интерполом). Из неправительственной организации Интерпол превратился в межправительственную. В настоящее время он объединяет 190 государств. Высшим органом Интерпола является Генеральная ассамблея, сессии которой проходят ежегодно. Существенным отличием Интерпола от других международных организаций выступает наличие в каждой стране национального центрального бюро (НЦБ).
Основными задачами Интерпола, закрепленными в ее уставе, являются: обеспечение и развитие взаимного сотрудничества органов уголовной полиции в рамках действующих в конкретной стране законов; создание и развитие учреждений, которые могут способствовать предупреждению уголовной преступности. Поставленные задачи решаются путем организации сотрудничества по конкретным уголовным делам.
НЦБ Интерпола обменивается информацией между правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации, осуществляющими борьбу с преступностью, правоохранительными органами иностранных государств- членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола. Структурные подразделения (филиалы) НЦБ Интерпола действуют в 78 субъектах РФ.
Кроме того, наряду со специализированными органами ООН и межправительственными организациями по вопросам координации деятельности и сотрудничества в борьбе с преступностью в нашей стране активно действуют: Международная ассоциация уголовного права, Международное криминологическое общество, Международное общество социальной защиты и Международный уголовный и пенитенциарный фонд.
Правовую базу для обеспечения национальных режимов в рамках международного сотрудничества составляют:
- 1) Конвенции ООН:
- • О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. (Венская конвенция);
- • Против коррупции от 9 декабря 2003 г. (Меридская конвенция);
- • О борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г. (Нью-Йоркская конвенция);
- • Против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. (Палермская конвенция);
- 2) Конвенции Совета Европы:
- • Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. (Страсбургская конвенция);
- • Об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.;
- • Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма от 16 мая 2005 г. (Варшавская конвенция);
- 3) Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г.
Важную роль в вопросах международного сотрудничества по борьбе с преступностью также играют соглашения в рамках СНГ (около 80 международно-правовых актов, в том числе 25 договоров и соглашений).
Среди них: Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.), Декларация о принципах установления и поддержания режима внешних границ государств — участников СНГ (1997 г.), Межгосударственная программа борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств -участников СНГ (1996 г.), Соглашение о защите участников уголовного судопроизводства (2006 г.), Межгосударственная программа совместных мер по борьбе с преступностью на 2011−2013 гг., программы сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2011- 2013 гг., в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2011−2013 гг., в противодействии незаконной миграции на 2012−2014 гг. и др.
На сегодняшний день решения Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ по вопросам безопасности реализуют:
- • Совет министров внутренних дел (СМ ВД);
- • Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ);
- • Совет министров юстиции (СМ Ю);
- • Координационный совет генеральных прокуроров (КГСП);
- • Совет руководителей органов безопасности и спецслужб (СОРБ);
- • Совет руководителей таможенных служб государств — участников СНГ (СРТС);
- • Совместная комиссия государств — участников Соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией (СКБНМ);
- • Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований (КСОНР);
- • Антитеррористический центр (АТЦ);
- • Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами преступлений на территории государств — участников СНГ (БКБОП).
В систему обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам на пространстве СНГ включены практически все государства Содружества.
- [1] См.: Криминология: учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. М.: Юристъ, 2006. С. 625.