Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовой статус правоохранительных органов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Термин «статус» широко употребляется в законодательстве и юридической литературе. Наравне с термином «правовое положение» термин «правовой статус» обычно применяют тогда, когда речь идет о характеристиках того или иного субъекта правоотношений. В теории права «статус субъекта права» — более общая правовая категория, обычно рассматриваемая как совокупность, система, комплекс основных прав… Читать ещё >

Правовой статус правоохранительных органов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государственные правоохранительные органы являются органами государственной власти. Под ними понимаются гражданин или коллектив граждан, которые 1) наделены государственно-властными полномочиями,.

2) уполномочены на осуществление задач и функций государства и 3) действуют в установленном государством порядке.

Термин «статус» широко употребляется в законодательстве и юридической литературе. Наравне с термином «правовое положение» термин «правовой статус» обычно применяют тогда, когда речь идет о характеристиках того или иного субъекта правоотношений. В теории права «статус субъекта права» — более общая правовая категория, обычно рассматриваемая как совокупность, система, комплекс основных прав и обязанностей, принадлежащих субъекту права, установленных нормами объективного права независимо от участия субъекта в конкретных правоотношениях. Применительно к органам государственной власти необходимо рассматривать вопрос о статусе в широком смысле как совокупности элементов, характеризующих орган государственной власти. Составляющие статус элементы должны раскрывать признаки того или иного органа, его черты, а также особенности.

Вопросы теории Применительно к правоохранительным органам их правовой статус — это совокупность правовых норм, содержащихся в Конституции РФ, иных нормативных правовых актах и характеризующих этот орган как часть государственного механизма, определяющих его как самостоятельную организационную единицу, а также как орган, осуществляющий особую функцию государства и устанавливающих его компетенцию и порядок деятельности.

Элементы этого статуса: правовая характеристика правоохранительного органа; порядок учреждения, формирования и организации деятельности органа; принципы и гарантии деятельности органа; компетенция и ответственность соответствующего органа; взаимоотношения правоохранительного органа с иными органами государственной власти.

В иерархии источников права о правоохранительных органах главенствующее место принадлежит Конституции РФ, обладающей высшей юридической силой. Все другие законы должны ей соответствовать, не противоречить.

В ней содержится ряд положений, имеющих принципиальное значение для всех правоохранительных органов, и нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Конституционные положения конкретизируются в иных законах, которые должны в обязательном порядке соответствовать Конституции РФ.

Конституция РФ (ст. 2) провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью и определила обязанностью государства защищать их. Эта обязанность лежит и на всех государственных органах как части государственного аппарата. Установление, содержащееся в ст. 2 Конституции РФ, находит свое отражение и в законодательных актах, принимаемых в последние годы, в частности в УК РФ, нормы которого применяют большинство органов уголовной юстиции.

Статья 49 Конституции РФ дает определение презумпции невиновности, которая не воспроизведена еще в других законах. В Конституции РФ сформулирован также ряд положений, вытекающих из этого принципа и имеющих принципиальное значение для деятельности правоохранительных органов при расследовании преступлений: обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого; при осуществлении расследования не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Эти положения нашли отражение в УПК РФ.

В Конституции РФ определены основные обязанности государства по отношению к своим гражданам, являющиеся также и обязанностями правоохранительных органов, указаны основы организации и деятельности прокуратуры, порядок назначения на должности Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров.

Правовой статус конкретных правоохранительных органов определен в законодательных и подзаконных актах. Например, организация и деятельность прокуратуры регламентируются Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации». Следует отметить, что в этот закон за прошедшие с момента его принятия годы были внесены серьезные изменения и дополнения, т. е., по сути, принят новый закон. В нем определены задачи и роль прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, закреплена система органов прокуратуры РФ, структура каждого органа, установлен порядок назначения прокуроров, их компетенция, правовой статус, меры материального и социального обеспечения работников прокуратуры.

Организация деятельности и управление органами безопасности регламентированы федеральными законами: от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», который определяет объекты безопасности и органы, обеспечивающие безопасность; от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции»; от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»; от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране» и др. Каждый из этих законов определяет цели и задачи, стоящие перед соответствующим правоохранительным органом, его структуру и компетенцию, систему управления этими органами.

Таможенный кодекс Таможенного союза[1] осуществляет таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС)[2] — правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза иод таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Нет специальных законов, регламентирующих организацию деятельности и управления органами предварительного расследования, за исключением Следственного комитета РФ. Их полномочиями определяются УПК РФ, а деятельность Следственного комитета РФ еще и Федеральным законом от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».

Организация и деятельность органов внутренних дел и входящих в них подразделений регулируется рядом законов. В первую очередь Федеральным законом «О полиции», определяющим ее предназначение, основные направления деятельности, права и обязанности ее сотрудников. Организация, задачи и компетенция других подразделений регламентируется федеральными законами от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и некоторыми другими.

Указами Президента РФ утверждаются положения о правоохранительных органах, деятельностью которых он руководит (МВД, ФСБ, ФСИН, ФССГ1 России, Росгвардии), о координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

Постановлением Правительства РФ утверждено Положение о ФТС России, которое находится в его ведении.

Нормативный характер носят ведомственные акты — приказы, инструкции, издаваемые Генеральным прокурором РФ, министрами внутренних дел, юстиции и др. Они касаются конкретизации действий сотрудников этих органов при применении каких-либо норм закона.

  • [1] Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшегооргана таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17.
  • [2] В настоящее время — в рамках Таможенного союза Евразийского экономическогосоюза (ЕАЭС). Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, КыргызскойРеспублики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иныеобъекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией (ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой