Административно-процессуальные нормы и отношения
Физические лица (граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства); Регулируют деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по реализации возложенных на них правомочий; Основываются на административно-процессуальных нормах, являются результатом их воздействия на общественные отношения; Нарушение… Читать ещё >
Административно-процессуальные нормы и отношения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Административно-процессуальная норма — вид административноправовой нормы, определяющий основания, порядок и условия реализации материальной нормы административного права.
Административно-процессуальная норма регламентирует порядок деятельности органов и должностных лиц государственного управления (исполнительной власти) по реализации возложенных на них полномочий.
Особенности административно-процессуальных норм:
- 1) являются разновидностью административно-правовых норм;
- 2) выполняют служебную, обеспечивающую роль по отношению к материальным административно-правовым нормам;
- 3) имеют установленную структуру (строение);
- 4) содержатся в определенных источниках;
- 5) обеспечиваются принудительной силой государства;
- 6) нарушение административно-процессуальных норм влечет за собой привлечение виновных к юридической ответственности.
По сфере регулирования существуют следующие виды административно-процессуальных норм: регламентирующие общественные отношения в сфере экономики, регламентирующие общественные отношения в административно-политической сфере, регламентирующие общественные отношения в социально-культурной сфере, регламентирующие общественные отношения в сфере межотраслевого управления.
По объему регулирования: общие и специальные нормы.
По юридической силе: нормы законов и нормы подзаконных актов.
По действию во времени: срочные, бессрочные и специальные нормы.
По действию в пространстве: действующие в пределах Российской Федерации, действующие в пределах региона (федерального округа), действующие на территории субъекта РФ, действующие в пределах муниципального образования, локальные, действующие на территории предприятия, учреждения, организации.
По кругу лиц: нормы общего действия и специальные нормы.
По видам производств: нормы, регулирующие производство административного правотворчества, регулирующие производство по делам о поощрениях, регулирующие лицензионно-разрешительное производство, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях, регулирующие другие виды административных производств.
Административно-процессуальные отношения — вид правовых отношений, основанных на административно-процессуальных нормах, возникающих в сфере государственного управления, участники которых наделены административно-процессуальными правами и обязанностями.
Характерные черты административно-процессуальных отношений:
- • носят управленческий, организационный характер;
- • основываются на административно-процессуальных нормах, являются результатом их воздействия на общественные отношения;
- • регулируют деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по реализации возложенных на них правомочий;
- • являются вторичным, производным от материальных административно-правовых отношений.
Субъекты административного процесса
Субъекты административного процесса — лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.
Административно-процессуальная правосубъектность — основанная на административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса.
Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.
Административно-процессуальная правоспособность — способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.
Административно-процессуальная дееспособность — способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности в административном процессе.
Виды субъектов административного процесса:
- 1) физические лица (граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства);
- 2) государственные органы, предприятия и учреждения;
- 3) государственные служащие;
- 4) общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;
- 5) служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.
Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах:
- • субъекта, возбудившего управленческое дело;
- • субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;
- • стороны административного процесса;
- • третьего лица, т. е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;
- • уполномоченного представителя;
- • лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;
- • лица, защищающего права и интересы других лиц;
- • лица, содействующего отправлению административного процесса.