Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Процессуальные особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В АПК установлена альтернативная подсудность дел о привлечении к административной ответственности в случае, если место нахождения или место жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и место совершения административного правонарушения не совпадают. Если административное правонарушение совершено вне места нахождения юридического лица, в том числе… Читать ещё >

Процессуальные особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В отличие от судов общей юрисдикции, которые разрешают дела об административных правонарушениях не по правилам ГПК, а исключительно на основании норм КоАП, арбитражные суды соответствующую категорию дел подвергают разбору, руководствуясь гл. 25 АПК (с учетом разд. IV КоАП), в которой закреплено два процессуальных порядка: рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности и рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности осуществляется судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к разбирательству и принятие решения, который может быть продлен не более чем на месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае надобности выяснения дополнительных фактов.

Субъектами обращения в арбитражный суд с целью возбуждения производства о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, могут выступать органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП).

В АПК установлена альтернативная подсудность дел о привлечении к административной ответственности в случае, если место нахождения или место жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и место совершения административного правонарушения не совпадают. Если административное правонарушение совершено вне места нахождения юридического лица, в том числе связано с деятельностью филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица или места жительства физического лица, выбор между арбитражными судами, которым подсудно дело по заявлению о привлечении к административной ответственности, принадлежит административному органу.

После получения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет исполнение требований, установленных ч. 1 ст. 204 АПК (форма и содержание заявления), а также анализирует приложенные к нему документы. Несоблюдение требований ведет к вынесению определения об оставлении заявления без движения с указанием срока для устранения недостатков. При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления суд возвращает их административному органу, не вынося определение из-за отсутствия юридических оснований для исследования вопроса о возбуждении производства по делу.

В случае выявления неподведомственности дела выносится определение об отказе в принятии заявления (п. 1 ч. 1 ст. 127.1 АПК), если же это было установлено в ходе судебного разбирательства, то производство по делу прекращается (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК), как следствие протокол об административном правонарушении возвращается административному органу. При этом, как пояснил ВС РФ, нужно иметь в виду, что последний вариант не ведет к прекращению производства по делу об административном правонарушении, а влечет лишь прекращение рассмотрения заявления административного органа в арбитражном суде[1].

Приступая к разбирательству, арбитражный суд извещает о времени и месте заседания лиц, участвующих в деле. Неявка этих лиц не является препятствием для рассмотрения дела по существу, если только суд не признал их явку обязательной. Причем орган правосудия вправе признать обязательной явку представителя административного органа, а также лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка названных лиц суть основание для наложения штрафа.

По общему правилу сбор доказательств в рамках дела о привлечении к административной ответственности происходит по правилам ч. 5 ст. 205 АПК и гл. 26 КоАП, т. е. административный орган осуществляет собирание доказательств для установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Кроме того, право представлять доказательства (а также, в числе прочего, знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства) ч. 1 ст. 25.1 КоАП дано лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

На основании ст. 26.11 КоАП лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, базирующемуся на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Соответственно, обстоятельства, выявленные при рассмотрении дела на основе имеющихся доказательств, отражаются в постановлении по делу об административном правонарушении (п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП).

В случае непредставления административным органом, составившим протокол, доказательств, требующихся для разбора дела и принятия решения по существу, арбитражный суд может истребовать доказательства от данного органа по своей инициативе с целью правильного формирования предмета доказывания, в который входят следующие значимые обстоятельства:

  • — имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;
  • — имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол,
  • — предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.

По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа. При этом следует помнить, что в рамках разрешения данной категории дел арбитражный суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Поэтому отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и (или) размер подлежащего назначению наказания не является причиной отказа в удовлетворении требований.

Если суд придет к выводу о необходимости привлечения лица к административной ответственности за административное правонарушение с назначением ему наказания в виде приостановления деятельности, он в мотивировочной части решения обязан указать мотивы, по которым считает, что менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели такого наказания.

Арбитражный суд вправе вынести решение об отказе в привлечении лица к административной ответственности, в том числе по мотиву пропуска срока давности привлечения к такого рода ответственности (в силу ст. 4.5 КоАП при длящемся правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения), а также в связи с малозначительностью правонарушения, в последнем случае орган правосудия может ограничиться замечанием.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного во внимание берутся и оцениваются конкретные обстоятельства его совершения. Как правило, малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Копия решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности направляется судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле; кроме того суд может адресовать копию своего решения в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.

Решение о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если оно не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу (ст. 31.9 КоАП).

Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности осуществляется судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иное не установлено федеральным законодательством.

Субъектами обращения в арбитражный суд с целью возбуждения производства по делам об оспаривании решений административных органов являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлеченные к административной ответственности в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение, в течение 10-дневного срока со дня получения копии оспариваемого решения, который при пропуске может быть восстановлен.

Судебное разбирательство осуществляется по тем же процессуальным правилам, которые применяются при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности, но с учетом того, что дополнительным обстоятельством, входящим в предмет доказывания, зо является срок давности привлечения к административной ответственности[2].

В ходе рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Если при изучении заявленного требования суд выявит, что оспариваемый акт или порядок его принятия не отвечают закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения ее конкретной меры, или такой акт принят органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд выносит решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого акта полностью или в части.

Вместе с тем нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления лишь при условии, если данные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые вызваны нарушениями, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

В случае установления того, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене. При этом материалы дела об административном правонарушении направляются административному органу, постановление которого было признано незаконным и отменено.

Копия решения направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Исполнительный лист на судебный акт по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, поскольку исполнение производится непосредственно в силу самого итогового судебного правоприменительного акта.

  • [1] См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
  • [2] КС РФ в Постановлении от 16 июня 2009 г. № 9-П указал, что отказ от административного преследования в связи с истечением сроков давности не может препятствоватьреализации права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц, совершенными при производстве по делу об административном правонарушении.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой